Нефтегазовое сотрудничество России с монархиями Персидского залива. Часть 1

Саудовская Аравия

До недавнего времени мировым лидером по запасам «черного золота» было Королевство Саудовская Аравия (КСА), но, по данным ОПЕК, в 2010 г. его опередила Венесуэла. Так, доказанные запасы в последней выросли на 40,4% по сравнению с 2009 г. и составили 296,5 млрд баррелей. Это более чем на 30 млрд баррелей превышает показатель КСА.

Доказанные саудовские запасы достигли 262,6 млрд баррелей, что составляет более 19% от мирового показателя.

Эр-Рияд постоянно соревнуется с Москвой за лидирующее место среди нефтепроизводителей в мире.

В кризисное и посткризисное время (2008-2012 гг.), когда многие энергетические державы болезненно переживали период экономического спада, российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК), наоборот, получил положительный импульс к развитию.

Дело в том, что в результате глобального финансово-экономического кризиса, который существенно повлиял на динамику цен на энергоносители и спрос на мировом рынке, у российских визави закрывались скважины и простаивали трубопроводы. В свою очередь, Москва ввела для нефтяных компаний новые налоговые стимулы, подтолкнув их не просто к продолжению, а к существенной активизации добычи сырья.

Это вскоре дало положительный эффект, который выразился в том, что доходы, стоимость акций и авторитет российских тяжеловесов — «Лукойла» и «Роснефти» — резко пошли вверх.

Таким образом, в соответствии с российской статистикой, на сегодня Саудовская Аравия занимает второе место по объемам добычи нефти в мире (10 млн баррелей в сутки). Однако европейские аналитики считают данную отчетность несколько некорректной. По их расчетам, КСА добывает 10,8 млн баррелей в сутки, а Россия – 9,8 млн баррелей, а не 10,27 млн, как утверждают в России. В качестве доказательства лидерства Эр-Рияда приводится информация, что за отчетный период он несколько раз превышал допустимую квоту.

Примечательно, что в конце 2011 г. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) впервые за несколько лет официально повысила добычную квоту, что сразу же положительно отразилось на официальной саудовской статистике.

К примеру, в 2012 г. суточная добыча в государстве составила порядка 11 млн баррелей (1,5 млн т), что является рекордным показателем. Специалисты государственной компании Saudi Aramco уверены, что в течение нескольких лет возможно увеличение добычных мощностей до 750 млн т в год.

Стоит заметить, что в последние годы объем нефтедобычи в КСА имел отнюдь не поступательную тенденцию, как ошибочно полагают некоторые эксперты, а носил, скорее, скачкообразный характер.

Государство не ставит во главу угла ежегодное стремительное наращивание добычи без учета внешних факторов. Степень работы саудовских мощностей по производству сырья во многом зависит от текущей конъюнктуры на рынках сбыта. КСА часто задействует резервные мощности, дабы нивелировать некомфортную разницу между спросом и предложением, возникшую в результате того или иного негативного события.

Так, мировой финансовый кризис 2008 г. вынудил Эр-Рияд интенсифицировать экспорт сырья, дабы повысить бюджетные поступления. Во многом благодаря саудовским усилиям на европейском нефтяном рынке был восстановлен статус-кво после временного прекращения экспорта углеводородов из Ливии в 2011 г.

Саудовская Аравия не раз выражала готовность восполнить дефицит углеводородов на мировом рынке, который возник в результате санкций Евросоюза и США, наложенных на нефтяную промышленность Ирана. Однако саудовский министр нефти А.Наими заявил, что мощностей королевства недостаточно для того, чтобы компенсировать потери, причиненные вероятным эмбарго на закупки иранской нефти (более 3 млн баррелей в сутки). Тем не менее, он отметил серьезное возрастание суточной добычи сырья.

Примечательно, что, несмотря на лидерство по добыче сырья, Россия уступает Саудовской Аравии в объемах экспорта на внешние рынки. Более того, в перспективе между этими странами ожидается жесткая борьба за европейское и азиатское (преимущественно китайское) направления.

В этой связи центральной проблемой, касающейся перспективных отношений с КСА, является поиск партнерства. К сожалению, здесь есть довольно существенные препятствия положительной динамике развития эффективных двусторонних хозяйственных связей.

Прежде всего, речь идет о слабо развитой нормативно-правовой базе, регулирующей торгово-экономические отношения обеих стран. Можно лишь назвать Генеральное соглашение о торгово-экономическом, инвестиционном, научно-техническом, культурном, спортивном и молодежном сотрудничестве между правительствами Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия 1994 г. и Конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала 2007 г.

Стоит напомнить, что конвенция была подписана сторонами в рамках первого в истории официального визита главы российского государства в Саудовскую Аравию, состоявшегося 11-12 февраля 2007 г. Поездка В.В. Путина вместе с представителями крупного бизнеса и государственных структур была во многом направлена на то, чтобы содействовать скорейшему созданию базы двустороннего взаимодействия.

Авторитетное арабское периодическое издание «Аш-Шарк аль-Аусат» писало, что данное событие станет действенным катализатором, равно как и первый в истории российско-саудовских отношений визит Наследного принца Абдаллы четырехлетней давности, поэтапного роста межгосударственного энергетического партнерства.

Действительно, тогда и сейчас в перспективные интересы обеих сторон входят нефтепромышленность и энергетика. Совместная работа на указанных направлениях ведется, и даже есть определенные результаты. После подписания Соглашения о сотрудничестве в области нефти и газа 2003 г. был запущен масштабный проект по освоению саудовских недр при помощи российских специалистов.

26 января 2004 г. компания «Лукойл Оверзиз» выиграла тендер по разведке и разработке месторождений природного газа на Блоке А, расположенным в центральной части пустыни Руб аль-Хали. Рассчитанный на 40 лет контракт предусматривает создание совместного предприятия (СП) с государственной компанией Saudi Aramco, в котором российская фирма станет оператором проекта. В 2007 г. учрежденный таким образом LUKSAR («Лукойл Оверсиз» (80%) и Saudi Aramco (20%) объявил об открытии скоплений углеводородного сырья по результатам глубокого разведочного бурения на структуре Тухман.

В этом же году был заключен контракт на сумму более 100 млн долларов между «Стройтрансгазом» и Saudi Aramco на строительство нефтепровода «Шейба-Абкайк», протяженность которого составит более 200 км.

Далее целесообразно детально описать процедуру учреждения бизнеса с участием иностранного капитала в КСА.

Примечательно, что при осуществлении инвестиций в проекты на территории Саудовской Аравии (за исключением банковского и страхового секторов) больше не требуется обязательное наличие саудовского партнера. Иностранные инвестиции могут осуществляться двумя основными способами: СП с саудовским партнером (требования к минимальному участию саудовской стороны по общему правилу отсутствуют) и предприятие, полностью принадлежащее иностранному капиталу.

Также иностранным инвесторам разрешено с определенными ограничениями приобретать недвижимость, как для целей бизнеса, так и для проживания. Правительство особенно поощряет прямые иностранные инвестиции в инфраструктуру, включая энергетику, водоснабжение, телекоммуникации и транспорт.

«Акт об иностранных инвестициях», принятый КСА в 2000 г. обязывает компанию с иностранным участием, ведущую деятельность в стране, получить специальную инвестиционную лицензию, которую выдает Главное управление по инвестициям Саудовской Аравии (Saudi Arabian General Investment Authority или SAGIA).

Эта организация является, по сути, «службой одного окна», через которую также осуществляется регистрация бизнеса, уплата необходимых сборов и получение консультационной поддержки.

Для получения лицензии необходимо соблюдение следующих условий:

 предполагаемый вид деятельности не должен входить в перечень исключенных видов деятельности, утверждаемый Высшим экономическим советом КСА;

 планируемая к выпуску продукция должна соответствовать требованиям и стандартам КСА либо Евросоюза либо США;

 заявление на получение лицензии должно подаваться физическим лицом, прибывшим в КСА, чтобы осуществлять инвестиционную деятельность либо его представителем;

 инвестор не должен иметь в прошлом случаев привлечения к ответственности за существенное нарушение положений Акта об иностранных инвестициях;

 инвестор не должен иметь в прошлом случаев привлечения к ответственности за финансовые и коммерческие нарушения, как в королевстве, так и за его пределами;

 в лицензии не должна нарушать обязательства Саудовской Аравии, вытекающие из международных соглашений, участником которых оно является.

 

Процедура лицензирования и необходимые формы документов для получения лицензии содержатся в так называемом «Инвестиционном гиде» — регулярно обновляемом документе, который можно получить в отделении (бизнес-центре) SAGIA либо найти на его сайте: sagia.gov.sa.

Решение о выдаче лицензии должно быть принято в течение 30 дней с момента передачи полного пакета документов. При исчислении данного срока не учитываются национальные праздники. Отказ в выдаче лицензии должен быть надлежащим образом мотивирован. Инвестор может обжаловать отказ в Совете директоров лицензирующего органа в течение 30 дней с момента получения решения об отказе. Решение по жалобе принимается Советом директоров SAGIA, и если оно не устраивает заявителя, то далее он может обжаловать его в Палату жалоб (судебный орган, к подведомственности которого отнесены хозяйственные споры).

Лицензия выдается для осуществления конкретного проекта, параметры и стоимость которого оговариваются в представляемых соискателем документах. Существуют требования к минимальному объему инвестиций для проектов в различных сферах экономики. В частности, в промышленности они составляют 264,16 млн долларов.

Стоит отметить, что обозначенная сумма включает в себя полный объем инвестиций в проект. В случае наличия саудовской стороны в качестве партнера, иностранный инвестор будет участвовать в проекте с меньшей суммой. Инвестор может получить две или более лицензии, для учреждения или участия в различных предприятиях.

Компании с иностранным капиталом могут быть учреждены в различных организационно-правовых формах, но на практике наиболее популярной из них является Акционерное общество с ограниченной ответственностью, так как более простым является порядок его учреждения и администрирования, а ответственность учредителей ограничена их вкладом в акционерный капитал. Юридическое лицо не обязательно должно принадлежать только иностранному инвестору (инвесторам), также в числе участников могут быть саудовские граждане и юридические лица.

После завершения коммерческой регистрации юридического лица выдается документ, подтверждающий регистрацию. Для того чтобы приступить к деятельности необходимо еще встать на учет в нескольких агентствах, таких как: Торгово-промышленная палата, Департамент закята и подоходного налога, Главное управление социального страхования, Муниципалитет и офис Министерства труда по месту осуществления деятельности.

Стоит подчеркнуть, что Россия и КСА обеспечивают крупному энергетическому бизнесу государственную поддержку на самом высшем уровне. Так, второй официальный визит первого лица Саудовской Аравии в Москву 21-23 ноября 2007 г. еще более упрочил шансы наладить взаимовыгодное партнерство в нефтегазовой сфере.

В рамках саудовско-российского бизнес-форума «Новые возможности для торгово-промышленного сотрудничества», прошедшего в г. Джидда в 2009 г. руководство «Лукойла» отметило, что реализуемый компанией проект, являясь первым и пока единственным на территории королевства, полностью соответствует инвестиционным критериям и, если все пройдет гладко, то российские нефтяники будут стремиться расширить свое присутствие на местном рынке.

Более того, по итогам прошедшего в 2010 г. очередного заседания совместной Межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству российской стороной было заявлено, что не только «Лукойл», но и другие отечественные компании будут иметь возможность в честной конкурентной борьбе принять участие в реализации инфраструктурных проектах на территории КСА.

По мнению автора, шансы России на победу стали бы предпочтительнее, если бы в перспективе было доработано и подписано двустороннее Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее – проект Соглашения), по подготовке которого специалисты Минэкономразвития России активно ведут консультации с саудовскими коллегами.

Ожидать этого вполне можно, так как в результате многочисленных раундов переговоров экспертам двух стран удалось существенно улучшить текст документа по сравнению с первоначальным вариантом. Каковы же разногласия?

Нормы, касающиеся режима инвестиций, экспроприации, перевода платежей, применения соглашения во времени, порядка урегулирования споров между инвестором и государством, принимающим инвестиции. К примеру, саудовцы предлагают прописать в проекте Соглашения положения, гарантирующие полный и безусловный национальный режим инвесторам в отношении осуществления любых видов деятельности в связи с их капиталовложениями.

Однако российские разработчики считают данный подход неприемлемым, поскольку он не учитывает существующие в отечественном законодательстве ограничения на деятельность иностранных инвесторов на территории России. В этой связи каждой из сторон предлагается предоставлять национальный режим иностранным инвесторам с учетом тех изъятий, которые зафиксированы в их законодательстве.

Еще одним примером вполне может служить статья об экспроприации капиталовложений инвесторов. Саудовские специалисты настаивают на предоставлении инвесторам режима наибольшего благоприятствования в отношении всех вопросов, связанных с возможной экспроприацией их капиталовложений (порядок и размер компенсации при экспроприации капиталовложений, расчет процентов в случае задержки выплаты компенсации и т.д.).

Российские юристы считают более обоснованным в данном случае применение в отношении иностранных инвесторов такого порядка возмещения ущерба, причиненного их капиталовложениям вследствие экспроприации, который бы гарантировал полную компенсацию такого ущерба и не зависел бы от суммы компенсаций, выплачиваемой инвесторам других стран (с учетом того, что такая компенсация может быть ниже реальной рыночной стоимости экспроприированного имущества).

Пока стороны ищут юридический статус-кво в вопросе привлечения капиталовложений, эволюция их коммерческих отношений в области ТЭК набирает положительную динамику, основанную на реальных проектах, за которыми в будущем неминуемо последуют еще более масштабные и бюджетные сделки. Например, вполне перспективной может оказаться сотрудничество в технологической сфере. Обусловлено это сегодняшними амбициями России по увеличению нефтедобычи на шельфе. Саудовская Аравия в этом смысле достаточно квалифицированный и опытный потенциальный партнер. Несмотря на то, что российский шельф и шельф Персидского залива разнятся, вероятность технологического партнерства все же возможна.

Помимо того, в рамках государственной программы «Саудовская газовая инициатива», предусматривающей развитие газодобычи и перерабатывающих мощностей с помощью иностранных инвестиций, компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз» пробурила в 2007-2010 гг. на территории КСА четыре разведочные скважины на двух месторождениях блока А, затратив более 500 млн долларов. После этого скважины были законсервированы до принятия саудовскими властями окончательного решения о перспективности и эффективности проекта.

В 2011 г. для получения необходимой технологии разработки и добычи газа из трудноизвлекаемых коллекторов российский концерн заключил контракт с международной инженерно-исследовательской компанией с целью поиска технического решения, которое позволит достичь максимальной производительности скважин для коммерциализации найденных запасов.

По итогам исследования и оценки разработка месторождений признана эффективной при условии существенного повышения закупочной цены на природный газ (устанавливается государством). Достигнута договоренность с Saudi Aramco по вопросу внесения изменений (цена на газ) в действующее соглашение о добыче. Начаты переговоры с Эр-Риядом по этому вопросу. В случае согласования изменения контрактных условий планируется опытно-промышленное применение разработанных технологий и продолжение оценки запасов месторождений Тухман и Мушаиб.

Руководство «ЛУКОЙЛа» заявило, что Саудовская Аравия признала газовым конденсатом запасы, которые его компания открыла на блоке А. Ранее шли дискуссии о том, являются обнаруженные залежи нефтью или газовым конденсатом. Согласно законодательству королевства, право на добычу «черного золота» имеют только национальные компании. Таким образом, если бы запасы были признаны нефтью, «ЛУКОЙЛ Оверсиз» потерял бы право их разработки.

Напомню, что контрактная территория блока А расположена в центральной части пустыни Руб аль-Хали на Аравийском полуострове в 260 км на юго-восток от Эр-Рияда. В 2010 г. проект перешел в стадию оценки открытых месторождений. Работы выполнялись на территориях месторождений Мушаиб-1 и Тухман. На первом участке завершено бурение и испытание оценочной скважины Тухман-4 (законсервирована с целью подбора технологий и подготовки программы стимуляции для получения дебита). На втором участке выполнено доиспытание поисковой скважины FYDH-LKSR-0002 (законсервирована для изучения и поиска экономически рентабельных технологий разработки низкопроницаемых газовых коллекторов). Доля в проекте «ЛУКОЙЛ Оверсиз» составляет 80%, Saudi Aramco – 20%.

Как представляется, саудовцы договорятся с российской компанией по двум основным причинам. Во-первых, российская компания уже добросовестно вложила крупные средства в геологоразведку и добилась серьезных промежуточных результатов. Во-вторых, Эр-Рияду необходим опыт квалифицированных специалистов «ЛУКОЙЛа» при дальнейшей реализации госпрограммы по развитию газового сектора.

52.29MB | MySQL:103 | 0,539sec