Пакистан: Верховый суд против президента А.А. Зардари

Верховный суд (ВС) Пакистана 25 сентября с.г. предоставил последний шанс министру юстиции подготовить проект письма для судебных органов Швейцарии о возобновлении судебного дела против президента Асифа Али Зардари «об отмывании денег». В случае невыполнения решения ВС коллегия судей ВС вправе возобновить судебное дело против премьер-министра о неуважении к суду.

18 сентября премьер-министр Пакистана Раджа Первез Ашраф уполномочил министра юстиции уведомить судебные власти Швейцарии об отзыве письма, которое было написано еще в октябре 2007 г. «Рассмотрев дело со всех точек зрения и понимая его последствия, я уполномочил министра юстиции отозвать письмо, написанное тогдашним генеральным прокурором Маликом Каюмом», — заявил премьер в зале заседаний Верховного суда.

Напомним, что противостояние между судебной властью и кабинетом министров продолжалось около трех лет. Восстановленный в должности в начале 2010 г. Главный судья Верховного суда Пакистана Ифтихар Чаудхри взял курс на оспаривание в судебном порядке указов и распоряжений бывшего генерала-президента Первеза Мушаррафа. В числе первых стал Указ о национальном примирении/УНП/NRO, подписанный тогдашним главой государства; указ незамедлительно вступил в силу 5 октября 2007 г. Согласно УНП, судебные дела, открытые на территории Пакистана против бывшего премьер-министра Беназир Бхутто и членов ее семьи (А.А. Зардари), закрывались; судебные дела, открытые на территории других стран, в частности, Швейцарии, приостанавливались в соответствии с письмом, направленным тогдашним генеральным прокурором Пакистана Маликом Мохаммадом Каюмом.

Политическая составляющая решения Р.П. Ашрафа — все же направить письмо в Берн — оправдана: приближаются всеобщие парламентские выборы, которые должны пройти в начале 2013 г., и Пакистанская народная партия/ПНП, возглавляющая правящую коалицию во главе с президентом А.А. Зардари, настроена на победу. Направление письма — требование Верховного суда, и А.А. Зардари на этот раз счел необходимым быть законопослушным и проявить уважение к суду.

Удовлетворение требования Верховного суда премьер-министром Ашрафом многие в Пакистане расценили как достижение некой договоренности между кабинетом министров (в частности, министром юстиции) и Главным судьей ВС о том, что вопрос о неприкосновенности президента не будет оспорен. «Это беспроигрышная ситуация как для правительства, так и для суда, и в этом заключается золотая середина решения», — заявил советник президента по политическим вопросам Фавад Чаудхри.

Путь к решению написать письмо в судебные органы Швейцарии для самого А.А. Зардари был долгим и непростым. Первый этап судебного противостояния между исполнительной и судебной ветвями власти завершился победой последней. В мае с.г. премьер-министр Пакистана, член ПНП Юсуф Раза Гилани был дисквалифицирован судом и поплатился своим креслом за отказ написать подобное письмо. И вдруг, спустя несколько месяцев, неожиданный поворот.

В пакистанской прессе высказывались разные мнения. Так, один из членов ПНП заявлял: «…Если мы не проконтролируем этот вопрос, то письмо может быть написано переходным правительством, и в таком случае оно может быть более разрушительным для партии, чем написанное по-своему письмо ПНП». Он добавил, что «правительство может просто написать письмо швейцарским властям с уведомлением, что никакие дальнейшие действия не могут быть предприняты в отношении обвиняемого, поскольку он на данный момент является главой государства», и т.д.

Многие в Пакистане утверждают, что это тактический прием, который применила ПНП с тем, чтобы выиграть время. Выполняя решение Верховного суда, руководство партии таким образом переносит внимание на содержание письма, выводя фигуру премьер-министра Р. П. Ашрафа из-под критики. Более того, именно на министра юстиции Фарука H. Наека возложена обязанность подготовки проекта письма и контроль над дальнейшей процедурой его прохождения. В случае возникновения каких-либо вопросов (со стороны швейцарских властей, судебных органов Пакистана) ответчиком уже будет выступать министр юстиции, оставляя премьера вне критики.

Фактор времени при соблюдении процессуальных тонкостей также крайне важен для лидеров ПНП в преддверии начала всеобщей избирательной кампании. Руководство ПНП не готово признать, что «изменение позиции означает или новый поворот, или поражение. Ясно одно: это решение президента Асифа Али Зардари увязнет в многочисленных юридических хитросплетениях».

Тем не менее подобный шаг президента А.А. Зардари вызвал неоднозначную реакцию как внутри ПНП, так и в правящем политическом альянсе. Многие считают, что президент несправедливо обошелся с бывшим премьер-министром Ю.Р. Гилани, который не только потерял свой пост, но и пожертвовал своей политической карьерой: он стал единственным главой кабинета министров, которому было предъявлено обвинение в дисквалификации. Многие члены действующего кабинета министров выказывали недовольство тем, что «изменение позиции не было озвучено ранее, и тогда Ю.Р. Гилани можно было бы спасти». Пострадала и репутация Национальной народной партии/ННП, партнера ПНП по правящей коалиции, так как она постоянно подвергала критике судебную систему за нападки на правящую ПНП.

Неожиданный шаг правительства поразил и юридические круги, поскольку никто не имел четкого представления о том, что этот шаг будет означать для судебного дела против президента А.А. Зардари в швейцарских судах. Ясно только, что этот путь приведет к закрытию судебных дел против президента Асифа Али Зардари.

52.35MB | MySQL:103 | 0,480sec