Об усилении влияния Египта на ХАМАС

Каир начинает все активнее разыгрывать «палестинскую карту», справедливо полагая, что именно посредничество в ближневосточном урегулировании является в нынешних условиях наиболее оптимальным вариантом восстановления реноме Египта как региональной супердержавы. Эта политика, основной проводник которой — египетская разведка, безусловно, является принципиальной установкой руководства «Братьев-мусульман» и нынешнего президента страны Мухаммеда Мурси.

Отставка бессменного на протяжении последних 16 лет лидера ХАМАСа Халеда Машаля, которая состоялась на днях, безусловно, первое и принципиальное проявление этой политики египетских властей. Отметим, что еще не так давно, во время проведения конференции правящей в Турции Партии справедливости и развития, позиции Х.Машаля казались прочными. Он сидел в качестве почетного гостя в президиуме рядом с турецким премьер-министром Реджепом Эрдоганом. Большинство членов Совета шуры ХАМАСа также выражали ему доверие. Все изменилось практически в одночасье и, естественно, что здесь проявилась жесткость Каира, который сделал выбор в пользу премьер-министра правительства в секторе Газа Исмаила Хания. Это было предопределено и географическим расположением Сектора, и реальной боевой силой хамасистов именно этого крыла. Договоренность с Израилем и восстановление стабильности на Синае без участия ХАМАСа из Сектора нереальны.

Одним из важнейших этапов этого «бескровного переворота» стало недавнее обновление членов Совета шуры ХАМАС, в который в последние месяцы массово вошли представители движения из Туниса и Египта. Отметим, что в этих странах у руководства находятся представители «братьев», и этот пример иллюстрирует нам, что различные филиалы этого движения координируют свои действия. Обновленный Совет шуры предопределил отставку Х.Машаля и сделала выбор в пользу И.Хания. Большую роль в этом процессе сыграли и два фактических представителя египетских «братьев» в руководстве хамасистов в секторе Газа Мухаммед аз-Захар и Ахмед аль-Джабари. Последний является руководителем боевого крыла организации «Бригады Иззеддина аль-Кассама».

Отставка Х.Машаля свидетельствует о наступлении кульминации в процессе раскола в ХАМАСе, и окончательном отходе движения от традиционных спонсоров в лице Ирана и Сирии. Основным союзником ХАМАСа в настоящий момент становится Каир. Заметим также, что отставка Х.Машаля является очень неприятным сюрпризом для Дохи, которая делала ставку именно на него в рамках своей политики по «оседланию» палестинского движения сопротивления. Из этого следует, что разговоры о том, что именно Катар диктует Каиру, что и как делать, во многом являются блефом. Египетские «братья» начинают самостоятельную игру, что нетрудно было предсказать, поскольку любое египетское руководство никогда не откажется от национальной идеи «великого Египта». Расхождение в данном случае между светскими и религиозными партиями лишь в путях достижения этой цели. Это, кстати, четко уловил и сирийский президент Башар Асад, который назвал попытки на гегемонию в арабском мире со стороны суннитских аравийских монархий «попытками с негодными средствами», и назвал в качестве держав, которые определяли и будут определять ситуацию в регионе, Египет и Сирию. Не будет сюрпризом в этой связи и скорая активность Каира по вопросу достижения «внутрисирийского урегулирования». Кстати, этот процесс переориентации палестинских группировок касается не только ХАМАСа. Такие группы как НФОП-ГК и Палестинское движение освобождения также отошли от Тегерана и Дамаска, и, скорее всего, в самом скором времени перебазируются в Каир.

Вышесказанное справедливо и по отношению к Анкаре, которая с отставкой Х.Машаля серьезно теряет свои позиции не только в ХАМАСе, но и в качестве основной посреднической силы во внутрипалестинском урегулировании. Напомним, что активность Анкары на данном направлении рассматривалась турецким руководством как одно из приоритетных направлений внешней политики. Нынешнее фиаско – еще один камень в огород турецкого министра иностранных дел А.Давутоглу, который и без того подвергается беспрецедентной критике со стороны внутренней оппозиции за позицию по «сирийскому досье». С уходом Х.Машаля теряет свои позиции по влиянию в ХАМАСе и еще один функционер движения, член политбюро Салех Арури, который после отбывания 17-летнего тюремного срока в израильских тюрьмах, жил в Турции и выполнял роль связного между руководством движения и турецкой спецслужбой МIТ.

Дипломатическое представительство ХАМАСа получило разрешение на открытие своего офиса в Каире. Туда же перебрался и главный казначей движения Муса Абу Марзук. И.Хания от имени своего правительства уже заключил пакт с египетскими силовиками «по совместным действиям» против исламистских экстремистов на Синае. В рамках этого палестинцы уже арестовали несколько активистов радикальных палестинских групп в секторе Газа и передали их Каиру. Это послужило отправной точкой нынешней позиции египетского руководства в пользу кандидатуры И.Хания. Теперь на очереди открытие КПП на египетской границе с Сектором, что также предусмотрено соглашением между Каиром и ХАМАСом.

52.23MB | MySQL:103 | 0,549sec