Ситуация в Алжире: сентябрь 2012 г.

1 сентября минобороны Алжира объявило об уничтожении 10 боевиков, в том числе 9 бойцов одного из формирований «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Боевики АКМ из фаланги «Земмури» были уничтожены при штурме полевого лагеря исламистов, обнаруженного в провинции Бу-Мердас. Среди убитых оказался полевой командир формирования «Аль-Аркам» фаланги 29-летний Бубекер Земмури. После захвата лагеря алжирские военные обнаружили, что его обитатели неплохо обустроились – их убежища освещались и обогревались с помощью достаточно больших по площади солнечных батарей.

По данным газеты «Суар д`Альжери», формирование «Аль-Аркам» организовало и осуществило в период с 2007 по 2008 год до десятка терактов с использованием смертников.

Достаточно необычный для Алжира факт: об успешной операции объявило минобороны АНДР, а не службы безопасности. Что это может означать – сказать пока трудно.

2 сентября Движение за единство и джихад в Западной Африке /ДЕДЗА/, контролирующее вместе с другими исламистскими группировками север Мали, объявило о казни одного из семи работников алжирского консульства в Гао, захваченных исламистами в заложники 5 апреля с.г. Как сообщалось в коммюнике ДЕДЗА, вице-консул Тахар Туати «был казнен сегодня утром по истечении 8-дневного ультиматума». Ответственность за этот акт исламисты возложили «на безголовое алжирское правительство, безответственных президента АНДР и его генералов».

24 августа ДЕДЗА предъявило алжирским властям ультиматум, потребовав от них в 8-дневный срок освободить трех джихадистов, арестованных 15 августа. Среди них значился, в частности, некий Насиб Тайеб /боевой псевдоним – Абдеррахман Абу Исхак Эссуфи/, руководитель т. н. Юридической комиссии и член Маджлис аш-Шура /Консультативного совета/ АКМ. После казни Т.Таути ДЕДЗА пригрозило расправиться с тремя остающимися у боевиков алжирскими заложниками.

Ранее, в июле, ДЕДЗА освободило трех из семи работников консульства в Гао. До этого оно требовало от алжирских властей освободить нескольких исламистов, попавших в алжирские тюрьмы, а также выкуп в 15 млн евро.

Алжир позиционирует себя как противника выплаты выкупов за освобождение заложников. Тем не менее он заявил, что не собирается отказываться от канала связи с ДЕДЗА, по которому обсуждается проблема заложников.

До 2 сентября Алжир не поддерживал идею военной операции против исламистских движений, захвативших северные районы Мали. Хотя именно АНДР считается единственной страной, способной внести решающий вклад в подобную операцию. После этого дня ситуация может измениться. Как считает алжирская газета «Суар д`Альжери», казнив алжирского дипломата, «ДЕДЗА подтолкнуло Алжир к военному вмешательству». К этому же Алжир подталкивают и его западные партнеры.

3 сентября в Алжире начали распространяться слухи, согласно которым 64-летний министр водных ресурсов Абдельмалек Селлаль должен в ближайшее время получить назначение на пост премьер-министра. А.Селлаль входит в ближайшее окружение президента Абдельазиза Бутефлики. Он заменит на посту премьера 60-летнего Ахмеда Уяхью, возглавлявшего кабинет министров с июня 2008 года.

Смена кабинета ожидалась с 10 мая, когда в Алжире прошли парламентские выборы.

К вечеру 3 сентября слухи подтвердились – глава Алжира поручил А.Селлалю сформировать новый кабинет министров на основе итогов парламентских выборов, победителями которых были пропрезидентские Фронт национального освобождения /ФНО – 220 мест/ и Национальное демократическое объединение /НДО – 68 мест/. Исламистский Альянс за «Зеленый Алжир» /АЗА/ получил всего 48 мест в 462-местной Национальной народной ассамблее.

А.Селлаль – беспартийный. Дважды – в 2004 и 2009 годах – он возглавлял избирательный штаб Абдельазиза Бутефлики, ставшего руководителем АНДР в 1999 г. Ранее занимал посты префекта в провинциях Бу-Мердас, Адрар, Сиди-Бель-Аббес, Оран и Лагуат. В 1998 г. был назначен на пост главы МВД Алжира. Одно время занимал пост министра по делам молодежи и спорта.

Впервые со времени прихода к власти Бутефлики в 1999 г. состав правительства не был объявлен одновременно с назначением премьер-министра.

В первом заявлении на новом посту 4 сентября А.Селлаль сообщил, что «наша главная цель – продолжение реализации программы реформ президента республики».

В тот же день президент Бутефлика утвердил состав нового кабинета министров. В нем обладатели наиболее значимых портфелей – министры иностранных и внутренних дел, а также энергетики и шахт – сохранили свои посты. Зато лишился поста министр образования Абубакр Абделькадер Бенбузид, работавший на этой должности целых 19 лет. Его сменил на этом посту уже бывший ректор университета в г.Блида /50 км к югу от Алжира/ Абдельлатиф Баба Ахмед.

Еще один «невозвращенец» — лидер ФНО Абдельазиз Бельхадем, занимавший в прежнем кабинете пост госминистра, личного представителя главы государства. Его отсутствие в новом кабинете не означает, что он останется не у дел.

В кабинет вошли 13 новых министров. Всего в правительстве 36 человек, в том числе 3 женщины. Главной реальной задачей нового кабинета станет подготовка и проведение в апреле 2014 года президентских выборов.

А.Селлаль вступил в должность в сложный для Алжира момент, когда страну раздирают протестные социальные выступления на фоне достаточно сложного экономического положения. Считается, что поддержание государством заниженных цен на масло, сахар, муку, бензин, электричество и воду поддерживает инфляцию на уровне 7,3%, иначе этот показатель превысил бы 15%. Порядка 70 процентов активного населения получает ежемесячную зарплату менее 30 тыс. динаров /меньше 300 евро/. Каждый пятый алжирец среди молодежи /16 – 24 года/ не имеет работу. При этом валютные запасы благодаря доходам от экспорта нефти достигли 190 млрд долларов, 83% этой суммы размещены в банковских учреждениях вне Алжира.

25 сентября А.Селлаль представил в парламенте программу действий своего кабинета. Приоритетами программы были названы дальнейшее укрепление безопасности, подъем экономики, содействие решению социальных проблем, улучшение работы госаппарата.

8 сентября официальное информационное агентство АПС сообщило, что правительство Алжира разрабатывает проект указа, который определит условия создания общественных организаций религиозного характера. Цель указа – поставить такие организации в условия «специального режима» функционирования, который позволит властям усилить контроль над ними. Текст указа детализирует условия применения нового закона об общественных организациях, принятого в конце 2011 г. в рамках политических реформ, предпринятых по инициативе президента Бутефлики с тем, чтобы не допустить проявлений «арабской весны» в Алжире.

По оценке главы МВД Алжира Даху ульд Каблиа, предыдущий закон, принятый в 1990 г., «содержал ряд недостатков, которые способствовали появлению множества не совсем законных организаций».

Согласно проекту указа, отныне такие организации не смогут «поддерживать каких-либо отношений – организационных или структурных – с политическими партиями, получать от них финансовую помощь».

Контроль за применением указа возложен на министерство по делам религии, которое в случае нарушений со стороны общественных организаций – «покушений на национальный суверенитет, распространение идей экстремизма и интегризма» — наделяется правом ходатайствовать перед судом об их запрете.

Замысел авторов проекта указа в общем-то понятен – лишить оппозиционные партии, и в первую очередь – исламистские, возможности использовать близкие им по духу общественные организации для расширения своего влияния в массах.

13 сентября Национальный центр анализа народонаселения и развития опубликовал данные, согласно которым около 6 млн алжирцев не умеют ни читать, ни писать. Таким образом, показатель неграмотности среди алжирцев составляет 22%. В 1962 г., когда Алжир добился независимости, этот показатель составлял 85%.

13 сентября произошло еще одно событие, которое дало косвенную оценку уровня безопасности в Алжире как недостаточно высокую. В тот день США рекомендовали своим гражданам воздержаться от поездок в АНДР, сославшись на увеличенный риск антиамериканских терактов после известных событий в Египте, Ливии и Йемене. Как утверждал Госдеп в своем коммюнике, «в Алжире в настоящее время существует большой риск покушений и похищений». По американским оценкам, «хотя крупные города хорошо защищены полицией, опасность терактов сохраняется».

Подобные предупреждения относительно Алжира Госдеп периодически выдавал и ранее. Всякий раз алжирские власти гневно протестовали против подобного рода рекомендаций. На сей раз никакой реакции со стороны Алжира не последовало.

14 сентября алжирские власти воспрепятствовали попыткам некоторых общественных организаций и политических партий вывести алжирцев на улицы, чтобы выразить протест против антиисламского фильма «Невинность мусульман». Эти меры властей понятны – такие манифестации могли быстро перерасти в антиправительственные выступления. Тем более, что среди пожелавших присоединиться к манифестации был замечен бывший заместитель главы ныне запрещенного Исламского фронта спасения Али Бельхадж.

16 сентября АКМ подтвердила, что ее координатор в Мали алжирец Набиль Мехлуфи /боевой псевдоним – Набиль Абу Алькама/ 8 сентября погиб на севере Мали в ДТП. По имеющимся данным, это случилось в 200 км к западу от малийского городка Гао.

В целом, Алжир, судя по всему, считает главными приоритетами для себя сохранение любой ценой национального единства и внутренней стабильности на период до 2014 года. Именно поэтому он вряд ли пойдет на открытое военное вмешательство на севере Мали, хотя будет внимательно следить за ситуацией к югу от своей границы.

52.27MB | MySQL:103 | 0,756sec