В октябре 2012 г. отмечается 20-летие создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Безусловно, инициированная две десятилетия назад Казахстаном организация международной структуры, потенциально способной реализовать идею обеспечения безопасности на азиатском континенте, явилось важным и своевременным шагом. Тогда, в 1992 г. эта идея была позитивно воспринята и Израилем, который увидел в СВМДА эффективный инструмент коллективной безопасности, при условии, что различное понимание странами континента сущности конструктивного политического климата не должно стать непреодолимым препятствием для формирования совместных подходов к проблемам безопасности и сотрудничества. Все эти годы Израиль участвовал в деятельности СВМДА, считая ее уникальной диалоговой площадкой для поддержания связей с соседями по региону, с многими из которых, к сожалении, он до сих пор не имеет дипломатических отношений или находится в состоянии того или иного уровня конфронтации. В этом плане для Израиля очень важно, что с самого начала существования СВМДА ведущая роль в нем принадлежит Казахстану – стратегическому партнеру еврейского государства в мусульманском мире, который не позволил превратить Совещание в еще один антиизраильский форум. Для Израиля, несомненно, важно то, что в рамках Совещания он имеет возможность общения за одним столом с такими сторонами диалога как Иран и Палестинская национальная администрация, на деле опровергая устоявшиеся стереотипы наших дней.
В чем же важность участия Израиля в работе СВМДА? Она вытекает из особенностей существования Израиля в ближневосточном политическом контексте. Одним из базовых направлений внешней политики Израиля является реализация полноправного и гарантированного диалога со странами с доминирующим мусульманским населением, ибо страны ислама были естественными соседями возникшего на политической карте мира в мае 1948 г. еврейского государства. Однако Израиль до сих пор ощущает свое неприятие ближайшими соседями и не признан абсолютным большинством своих семитских родственников – стран арабского мира. Мощная обструкция осязаема Израилем и в исламском мире, с религией которого иудаизм связан крепкими узами. Установление почти сразу после рождения Израиля отношений с Турцией и Ираном «прорубило окно» на мусульманский Восток, а подписание в 1979 г. мирного договора с Египтом уничтожило табу, мешавшее арабским странам признавать реальность существования и успешного развития в непосредственной близости от их границ суверенного Государства Израиль.
Однако дальнейшее и достаточно эффективное движение в направление расширения иудейско-исламского диалога оказалось возможным совсем на другом направлении, доказав справедливость предвидения первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона о том, что через контакты с народами и государствами периферийного, то есть территориально отдаленного от Израиля ислама, постепенно и последовательно расширяя свое влияние среди мусульманских стран, можно придти и к признанию своего существования и соседними странами Арабского Востока. Именно в год создания СВМДА Израиль добился дипломатического прорыва на азиатском направлении, установив полноправные отношения сразу с шестью новыми независимыми государствами постсоветского пространства с доминирующим мусульманским населением – Азербайджаном, Кыргызстаном, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Все эти страны уже в течение начального периода своего независимого
развития установили с Израилем дипломатические отношения и приступили к налаживанию двустороннего диалога, который к настоящему времени обладает разной степенью интенсивности.
Параллельно с этим в рамках СВМДА Израиль использует свое членство в этой организации для выхода из политической изоляции. Залогом этого являлась консолидирующая роль стратегического партнера — Казахстана. Совещание уже доказало свою востребованность в решении региональных конфликтов. Наличие серьезных разногласий между теми или иными странами, участвующими в деятельности Совещания, не мешают их представителям свободно обмениваться мнениями и отстаивать свою точку зрения. В этом как раз и проявляется доверие, обеспечивающее непрерывный и плодотворный диалог между странами, задействованными в работе СВМДА.
К реальным достижениям Совещания за 20 лет его истории можно отнести три проведенных саммита. Поднимаемые и обсуждаемые на них вопросы представляют актуальный интерес для Израиля. Именно так можно оценить принятую на первом саммите летом 2002 г. Декларацию об устранении терроризма и диалоге между цивилизациями. Итогом работы второго саммита в 2006 г. стало принятие Декларации, в которой нашли отражение подходы государств-членов к ключевым проблемам безопасности и сотрудничества в Азии и в мире в целом, подчеркнута роль Казахстана и других государств СНГ в создании климата доверия на азиатском континенте. В Израиле позитивно восприняты и результаты прошедшего летом 2010 г. в Стамбуле третьего саммита СВМДА. Он принял Декларацию «Построение совместного подхода к взаимодействию и безопасности в Азии», в которой отразились позиции и взгляды СВМДА по таким актуальным проблемам азиатской безопасности как терроризм, разоружение, незаконный оборот наркотиков, глобальный финансовый кризис, окружающая среда, на Ближнем Востоке. Для Израиля важным итогом саммита стало то, что, исходя из консенсусного принципа принятия решений, на нем не удалось принять совместный документ против Израиля, который пресек 31 мая 2010 г. попытку прорыва турецким судном «Мави Мармара» морской границы сектора Газы, находящуюся под контролем Израиля. Пункт с осуждением действий израильских властей так и не был включен в декларацию стамбульской встречи, хотя атака израильского спецназа против активистов «Флотилии свободы» вызвала резкую критику у большинства участников саммита. Подводя итоги этого саммита, его председатель, президент Турции А.Гюль отметил, что форум «собрал за одним столом, в том числе и страны, имеющие проблемы друг с другом, такие, как Израиль и Палестина, Индия и Пакистан и добавил, что данная организация является самой эффективной в своем роде, после ООН».
В свою очередь, и Израиль всесторонне способствует деятельности СВМДА, причем на всех этапах становления и развития Совещания. Правительство Израиля безоговорочно поддержало процесс становления секретариата форума, перечислив в его бюджет добровольный взнос. Израиль участвует и в реализации мер доверия среди государств — членов Совещания. В руководстве СВМДА всячески приветствовали намерение Израиля взять на себя функции координатора проекта по осуществлению мер доверия в области сельского хозяйства, где у Израиля имеются серьезные и неоспоримые достижения.
В деятельности СВМДА Израиль видит прежде всего мощный потенциал сотрудничества и старается поддерживать конструктивные отношения со всеми странами — членами этой организации. Израиль принимал участие во всех проведенных саммитах. Президента страны Ш. Переса связывают теплые личные отношения с лидером Казахстана Н.Назарбаевым. Идею СВМДА Перес рассматривает как альянс миротворческого движения, где главная объединяющая сила – добрая воля. На такой основе возникает единство точек зрения на многие международные процессы, и это делает перспективы сотрудничества Израиля со странами СВМДА оптимистичными. В Израиле придают большое значение экономическому измерению СВМДА как важной и неотъемлемой составляющей безопасности и тесного сотрудничества. Таким образом, стабильный экономический рост и обеспечение устойчивого развития во многом определяют способность государств адекватно противостоять современным вызовам. Перес высказал и интересную идею по поводу решения израильско-палестинского конфликта. Нужно, сказал он, создать свободную экономическую зону на границе и пригласить инвесторов из Казахстана строить там совместные предприятия. Палестинские мусульмане легко договорятся с единоверцами из Казахстана, а израильтяне помогут технологиями. Эту мысль на саммите СВМДА поддержал и развил и член Исполнительного комитета Организации освобождения Палестины Мохаммед Саад Ахмед Ауд. Он назвал СВМДА серьезным форумом, участниками которого являются государства с большими возможностями. «И мы надеемся, что СВМДА сможет не только решить проблемы Палестины и Израиля, но и внесет вклад в создание системы безопасности в мировом масштабе, — сказал палестинский представитель». Кстати, в 2009 г., то есть через три года после того, как эта идея была высказана в Астане, президент Перес во время встречи с тогдашним премьер-министром Казахстана К.Масимовым обсуждал возможные казахстанские инвестиции в совместную израильско-палестинскую промзону, запроектированную в районе г. Дженина.
На Втором саммите СВМДА Перес высказался и за мирное решение иранского кризиса: «К примеру, почему сегодня мир раскололся из-за Ирана? Да потому, что нет единства во мнениях. На самом деле никто из нас не хочет, чтобы начались военные действия в отношении Ирана. Но только тогда, когда мир объединится и примет единую политику, тогда иранская проблема и разрешится». Интересно, что в продолжение этих мыслей достаточно позитивно высказался и иранский делегат — специальный представитель Президента Исламской Республики Иран — заместитель министра иностранных дел Саид-Аббас Эрокчи. По его словам, для того чтобы преодолеть угрозы и вызовы современности, необходимо разработать всеобъемлющий практический подход, основанный на рациональном, мудром, коллективном сотрудничестве и доверии. Для Израиля жизненно важен потенциал членства в СВМДА такой страны, как Иран, который он склонен рассматривать как достаточно конструктивный. Это аргументируется тем, что членство в такой организации может привести к уменьшению уровня исходящих от Ирана в направлении Израиля угроз, а коллективное и консенсусное принятие решений в рамках СВМДА способно удержать Иран от нагнетания напряженности в регионе.
Однако в последнее время в деятельности СВМДА проявляются отрицательные тенденции, которые становятся весомым препятствием для активного участия в Совещании еврейского государства. После перехода дежурного председательства в СВМДА к Турции, на фоне обострившихся отношений между Израилем и Турцией, Анкара не раз пыталась использовать трибуну организации для антиизраильских заявлений, преследуя свои политические интересы. Это, очевидно, не соответствует базовым принципам СВМДА. Как реакция на подобные действия, Израиль сдерживает активность своего участия в деятельности Совещания. Демонстрацией этого факта стало то, что на стамбульском саммите 2010 г. Израиль снизил уровень своего представительства. В сентябре 2011 г. Израиль воздержался от участия в неформальной встрече глав МИДов государств-членов СВМДА, проходившей в кулуарах ежегодной Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Продолжение дежурного председательства в СВМДА за Турцией еще на два года при сохранении напряженности в израильско-турецких отношениях вынуждает Израиль по-прежнему дозировать свое участие в этой организации. Однако в любом случае в Израиле все же считают свое участие в СВМДА эффективным инструментом повышения внешнеполитической активности, средством поиска и нахождения путей взаимопонимания в исламском мире.