Россия-Турция: к инциденту с сирийским гражданским самолетом

Инцидент с сирийским гражданским самолетом, который 10 октября был перехвачен турецкими истребителями и посажен на один из аэродромов страны для «тщательного осмотра», свидетельствует о крайней степени раздражения турецкого руководства по вопросу неуступчивости Дамаска. Найдут ли среди конфискованного на борту груза «элементы для системы ПВО» или нет, в данном случае не имеет никакого значения. Здесь важен жест и демонстрация, на что турецкие руководители большие мастера. Достаточно вспомнить демонстративный уход турецкого премьер-министра Р.Т.Эрдогана с саммита в Давосе после перепалки с президентом Израиля Ш.Пересом или «флотилию мира», и т.п. Вот и в данном случае мы наблюдаем ровно то же самое. Весь мир должен понять, что Анкара крайне недовольна, и ресурс ее терпения истощился. При этом, «компонентом для ПВО» может быть назван любой диод, что будет святой правдой. При этом однако не учитывается тот факт, что Дамаск в своих желаниях закупать оружие любой модификации волен абсолютно, а тем — более перевозить на своих бортах хоть всю систему ПВО целиком.

Анкара тем самым перешла на активную систему психологической войны, используя здесь все возможные варианты: и накапливание боевой мощи на границе, и эпизоды с обысками гражданских самолетов, и активные дипломатические дебаты «о жертвах среди мирного населения Сирии». Все это, или примерно это уже стойко пережил Израиль и как-то выстоял. Анкара же тем самым как бы четко «переходит Рубикон» и называет вещи своими именами: «мы находимся с Дамаском в состоянии пока «холодной войны». Жест турецкого руководства красноречиво указывает именно на это, поскольку средства ПВО уж точно не применяются против повстанцев, а вот один из турецких военных самолетов от них уже пострадал.

Правда, не исключается и просто некий конфуз турецкой разведки, который сейчас пытаются замаскировать своими воинственными выступлениями турецкие официальные лица. С учетом того, что информацию о «грузе» турки, скорее всего, получили от своих информаторов из числа сирийской оппозиции, то совершенно оправданно можем предположить обыкновенную «арабскую подставу», когда чужими руками таскаются каштаны из огня. Отметим, что это эпизод случился вслед за другим, когда была пущена откровенная дезинформация через «Аль-Арабию» об участии российских военных специалистов в уничтожении турецкого самолета-разведчика. Самолет с грузом оснащения «для сирийских ПВО» из Москвы пришелся как нельзя кстати и логично вписывается в эту схему. Возможно, что «ценность» груза была сильно преувеличена информаторами, и кто-то в турецкой спецслужбе МИТ неудачно решил подыграть общему тренду, который сейчас господствует в турецком руководстве. Когда брали санкцию у Т.Эрдогана, то, скорее всего, было расписано все очень красиво: жестко предупреждаем Дамаск и одновременно посылаем туманный намек Москве. Но на деле вышло не так гладко, но лицо необходимо сохранить, отсюда грозная риторика премьера.

На самом деле, в данном случае мы имеем дело с глубоким кризисом основной идеи Анкары по вопросу восстановления своей гегемонии в мусульманском мире, которую грубо можно назвать «не воюй ни с кем». Турки оказались абсолютно не готовы к гибкому реагированию на события «арабской весны», и теперь спешно выстраивают новую политику, которая уж точно теперь будет строиться не на нейтралитете. Анкаре приходится мучительно выбирать и делить мусульманский мир «на своих и чужих». Пока резкие движения с их стороны позитивного результата не принесли. Из всей истории с разрывом фактически союзнических отношений с Израилем, никаких выгод с точки зрения превращения в глобального союзника палестинцев, Анкара не приобрела: ХАМАС четко дрейфует в сторону Каира. Позже случилось фактическое фиаско на ливийском направлением, где Турция не смогла четко и своевременно артикулировать свою позицию. Теперь – Сирия, где Анкара вновь наступает на те же грабли. Она не сумела сохранить в этом конфликте видимый нейтралитет, как это сделали другие страны, например Иордания.

В отличие от ситуации с Израилем, Анкаре в случае с сирийцами столкнется с Россией и Ираном. Если от последнего во многом зависит успех противодействия курдским сепаратистам, то от позиции Москвы зависит еще больше. Чего стоит один туристический поток, не говоря уже о «Южном потоке» или проектах строительства АЭС. Вряд ли Москва будет очень долго терпеть такие эпизоды, как в случае с сирийским самолетом, который летел из России. Если Анкара полагает, что ради принципиальности в сирийском вопросе, можно поступиться отношениями с важными международными партнерами, то она делает крупную стратегическую ошибку.

Но, скорее всего в турецком руководстве так далеко не пойдут, так как экономические последствия такого шага могут очень негативно сказаться на рейтингах Т.Эрдогана и его партии. Перенос срока визита президента РФ В.В.Путина, который должен был состоятся 15 октября, очень красноречиво показывает, что Анкаре пора остановится. И как представляется, к этому сигналу из Москвы в турецком руководстве вынуждены будут прислушаться.

52.1MB | MySQL:103 | 0,599sec