Об участии делегаций стран ССАГПЗ в работе 67-ой сессии Генассамблеи ООН

18 сентября с.г. в Нью-Йорке была открыта 67-я сессия Генассамблеи ООН, начавшаяся с выступления генерального секретаря организации Пан Ги Муна на общих прениях, в которых участвовали более сотни глав государств и правительств, а также министры иностранных дел и главы делегаций со всего мира.

Вслед за генсеком ООН выступил новый председатель ГА ООН серб Вук Еремич, сменивший на этом посту катарского дипломата Н.ан-Насера. Примечательным в речи В. Еремича было отсутствие какого-либо упоминания о ситуации в Сирии. Вместе с тем, сирийский вопрос, как и следовало ожидать, стал во главе угла практически всех выступлений, звучавших с трибуны ГА ООН.

Первым из глав государств Залива на трибуну ГА ООН поднялся эмир Катара шейх Х. Аль Тани. Его речь стала едва ли не самым резонансным событием всей 67-й сессии Генассамблеи. В отличие от других делегаций из стран ССАГПЗ, катарский эмир призвал арабские государства, являющиеся членами ЛАГ, немедленно направить в Сирию свои военные контингенты для прекращения кровопролития. Для иллюстрации своих слов Х. Аль Тани в качестве примера привел успешный, с его точки зрения, опыт направления миротворческого контингента арабских сил сдерживания в Ливан в 1976 г. Эту идею сразу же начали активно тиражировать мировые СМИ, желавшие первыми анонсировать во всеуслышание о наличии у Катара «пилотного» плана по урегулированию сирийского кризиса, над чем уже более полутора лет бьется вся мировая общественность.

Сразу же хочется отметить, что опыт деятельности арабских сил сдерживания в Ливане, по нашему мнению, вряд ли можно назвать успешным в принципе. Объясняется это тем, что, после их ввода в Ливан в 1976 г. гражданская война в этой стране лишь набрала новые обороты, а ее окончание в 1989 г. стало результатом долгой и изнурительной посреднической кампании многих государств, что происходило в условиях стремительно изменяющейся геополитической ситуации на Ближнем Востоке. Возникает вопрос – устраивает ли ЛАГ во главе с Катаром подобный сценарий, при котором мир в Сирии настанет спустя, как минимум, одно, а может быть и два десятилетия? А во-вторых, направление миротворческого контингента в Ливан в 1976 г. имело своей целью положить конец братоубийственной войне, имевшей ярко выраженный межрелигиозный характер. Совершенно очевидно, что сирийский конфликт н имеет мало общего с ливанской гражданской войной по целому ряду признаков, на которых мы не станем заострять свое внимание в рамках данной публикации.

Собственно говоря, подобный вывод, похоже, сделали и все остальные арабские делегации, участвовавшие в работе 67-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке, поскольку ни одна из них официально так и не прокомментировала новую катарскую инициативу. Единственным, кто публично высказал свое отношение к плану введения в Сирию сил арабского сдерживания, стал замглавы МИД Кувейта Х. Джаралла, заявивший, что «его страна уважает решение Катара о необходимости военного вмешательства в Сирию и с пониманием относится к причинам его принятия».

Одновременно с участием эмира Катара в работе ГА ООН катарский премьер-Министр шейх Х. Дж. Аль Тани в интервью американскому телеканалу CNN не был столь категоричен в своих прогнозах касательно дальнейшего развития событий в Сирии. По его словам, механизмы решения сирийского вопроса еще не исчерпаны. Вместе с тем, он высказался о необходимости создания над Сирией бесполетной зоны с одновременным увеличением объемов предоставляемой гуманитарной помощи беженцам. Шейх Х. Дж. Аль Тани отметил также, что осуществление подобного плана реально лишь при прямой поддержке США. На вопрос о целесообразности военного вмешательства в Сирию катарский премьер ответил, что он очень надеется на то, что США по-новому оценят ситуацию в Сирии после президентских выборов, добавив, что он не подразумевает под этим внешнее военное вмешательство. Он также напрочь отверг причастность Катара к поставкам оружия сирийским повстанцам, заявив, что его страна предоставляет Сирии лишь логистическую помощь, заключающуюся в отправке гуманитарных грузов и оказании медицинских услуг населению.

Имея одно из наиболее презентабельных постпредств в ООН, Катар дал в помещении своей миссии званый ужин от имени эмира государства, на котором присутствовали Глава ПНА М. Аббас, президент Йемена А. Мансур Хади, Глава ливийского парламента М. Магариф, вице-президент Ирака Дж. Кусай, ливанский премьер-министр Н. Микати, а также президент Коморских островов Э. Занин. «География» приглашенных демонстрирует высокую избирательность Катара в вопросе определения своеобразного «круга приближенных», одновременно давая понять, что Катар пытается контролировать все происходящие в арабском мире политические процессы. Здесь, пожалуй, стоит прокомментировать лишь присутствие на ужине президента Коморских островов – страны, на первый взгляд, выпадающей из упомянутого списка государств, переживающих нынче весьма непростые времена. Известно, что в 2012 г. Катар принял решение о выделении Коморам 13,7 млн долл. США для развития инфраструктуры островов на протяжении последующих 5 лет. Перед этим в 2010 г. в Дохе была проведена международная конференция по оказанию помощи Коморским островам, на которой удалось собрать 540 млн долл. США для улучшения сложной гуманитарной ситуации, сложившейся в этом островном мусульманском государстве. В СМИ говорят также и о том, что катарский эмир имеет хорошие личные контакты с коморским президентом, у которого он регулярно проводит часть свободного от государственных забот времени. Совершив короткий официальный визит в Морони в 2010 г., шейх Х. Аль Тани перед отлетом объявил о том, что из катарского бюджета будут выделены средства для выплаты зарплат коморским служащим, не получавшим жалование более 9 месяцев подряд.

Основные элементы выступления главы саудовской делегации, замминистра иностранных дел, сына нынешнего монарха, принца А. Аль Сауда, заключались в традиционном осуждении оккупационно-поселенческой политики Израиля на палестинских территориях, поддержке права сирийского народа на самоопределение, а также в решительном порицании любых попыток осквернения мировых религий. Саудовский эмиссар выразил полную солидарность и поддержку королевства позиции палестинского руководства в его стремлении получить статус постоянного члена ООН. Говоря о ситуации в Сирии, А. Аль Сауд отметил, что кризис становится все более запутанным, тогда как количество жертв среди мирного населения неумолимо растет. Глава саудовской делегации подверг критике пассивность мирового сообщества в сирийском вопросе, охарактеризовав его как опасный вызов безопасности всего ближневосточного региона. Саудовская делегация призвала также участников 67-й сессии ГА ООН со всей серьезностью отнестись к вопросу принятия на международном уровне соответствующих законов, осуждающих осквернение мировых религий и их последователей. А. Аль Сауд в очередной раз подтвердил солидарность своего государства с ОАЭ, отстаивающих свое право на суверенитет трех оккупированных Ираном в 1971 г. островов Малый и Большой Томб, и Абу Муса в Персидском заливе.

Выступая на общих прениях 29 сентября с.г. перед участниками ГА ООН эмиратский министр иностранных дел шейх А. Аль Нахаян раскритиковал неконструктивную позицию Ирана по вопросу трех оккупированных островов в Персидском заливе, в очередной раз призвав Тегеран прислушаться к гласу разума, что, по его словам, будет способствовать укреплению духа дружбы и добрососедства между двумя странами. Комментируя происходящие в Сирии события, шейх А. Аль Нахаян выразил убеждение в том, что сирийский режим уже давно «утратил легитимность», призвав все страны приложить максимум усилий для осуществления мирного перехода власти в Сирии. А. Аль Нахаян также осудил оккупацию Израилем палестинских, сирийских и ливанских территорий, объявив о том, что урегулирование арабо-палестинского конфликта является ключом к установлению мира и стабильности на всем Ближнем Востоке. В отношении иранского ядерного досье эмиратский дипломат заявил, что с 2009 г. его страна начала практическую реализацию проекта по развитию собственной ядерной программы, что должно стать показательным примером для Ирана, не желающего, в отличие от ОАЭ, открыто и прозрачно взаимодействовать с МАГАТЭ. В выступлении эмиратского министра прозвучали также поздравления в адрес новоизбранного президента Сомали Х.Ш. Махмуда, пришедшего к власти в качестве компромиссной фигуры после проведения широкого общественного диалога и внесения изменений в конституцию страны. Стоит отметить, что на церемонии инаугурации Х.Ш. Махмуда присутствовал госминистр иностранных дел Катара Х. аль-Атыйя, что подтверждает высокий интерес стран ССАГПЗ к дальнейшей судьбе этого африканского государства, имеющего большое стратегическое значение для обеспечения безопасности мореплавания в районе Африканского рога.

Важным элементом выступления А. Аль Нахаяна стал призыв эмиратов к странам-участникам 67-й сессии ГА ООН поддержать заявку ОАЭ на право проведения всемирной торговой выставки «ЭКСПО-2020», которая, в случае победы эмиратов, станет первой подобной выставкой, проводимой на территории Ближнего Востока (к слову, их также не было ни разу ни в Африке, ни в Южной Азии).

Бахрейнская дипломатия также проявила свою активность в ходе проведения 67-й сессии ГА ООН, подтверждением чему является участие главы делегации королевства, министра иностранных дел шейха Х. Аль Халифы в работе целого ряда заседаний, проходивших на полях ГА. Одним из наиболее важных мероприятий в этом отношении стало Совещание высокого уровня по вопросам верховенства права, на котором глава бахрейнской дипломатии призвал все страны уважать суверенитет и территориальную целостность других государств, придерживаться универсальных принципов демократии, защиты прав человека, выразив надежду на то, что ООН удастся утвердить новые механизмы, способные гарантировать суверенитет ее членов. В своем выступлении с трибуны ГА ООН шейх Х. Аль Халифа дал высокую оценку действиям бахрейнских властей, которые, по его словам, несмотря на сложную обстановку в стране, смогли удовлетворить многие требования оппозиции, подтвердив тем самым свое стремление восстановить мир и стабильность в королевстве. Он также был единственным из представителей стран ССАГПЗ, отметившим в своей официальной речи важность предложенного королем Саудовской Аравии А. Аль Саудом плана о переходе монархий Залива от этапа интеграции к этапу создания единого государства. Также он осудил «деструктивные действия Ирана», «…отказывающегося протянуть свою руку в ответ на руку, протянутую арабскими странами Залива, для разрешения спорных вопросов мирными способами». Наряду с традиционным осуждением действий израильских властей в Палестине, «бесчинств» сирийского режима в отношении собственного народа, а также выражением слов поддержки эмиратскому правительству в его борьбе за право суверенитета над захваченными Ираном островами, бахрейнский дипломат подчеркнул, что ООН должна нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья беженцев, а также гражданских лиц, находящихся в зонах боевых действий. Относительно новым посылом, отличающим выступление бахрейнской делегации от остальных участников со стран ССАГПЗ, стало заявление о безоговорочной поддержке Бахрейном позиции Марокко по вопросу определения территориальной принадлежности Западной Сахары, со ссылкой на соответствующие резолюции ООН.

Традиционно сдержанным было выступление главы оманской дипломатии Ю.А. бин Абдуллы, большая часть которого была посвящена глобальным социально-гуманитарным проблемам. Отдельное внимание оманский министр уделил вопросам обеспечения продовольственной безопасности, предложив подумать о создании глобальной системы продовольственной резерва. Центры с запасами продовольствия, заявил Ю.А. бин Абдулла, должны быть созданы на разных континентах, а пополняться они должны с помощью специального международного фонда, который будет учрежден для данной цели. Говоря о сирийском вопросе, глава внешнеполитического ведомства Омана заявил, что принципы и рекомендации, изложенные в Женевском коммюнике «Группы действий» могут послужить основой для решения внутрисирийского кризиса. Одновременно с этим, Ю.А. бин Абдулла поддержал заявку Председателя ПНА М. Аббаса относительно предоставления Палестине статуса «государства – не члена ООН».

67-я сессия ГА ООН ознаменовалась для стран «аравийской шестерки» проведением ряда важных встреч и совещаний многостороннего формата. Так, 25 сентября с.г. в штаб-квартире ССАГПЗ в Нью-Йорке состоялось совещание министров иностранных дел арабских стран Персидского залива, на котором также присутствовал генеральный секретарь этой региональной организации бахрейнец А. Аль-Зайяни. По мнению наблюдателей, данное совещание было проведено, в основном, с целью согласования позиций стран ССАГПЗ по ряду важных проблем регионального и международного характера, в т.ч. и по сирийскому вопросу. В тот же день впервые за всю историю арабско-немецких отношений на полях ГА ООН состоялось совещание глав внешнеполитических ведомств стран ССАГПЗ с их немецким коллегой Г. Вестервелле, на котором участники детально обсудили разные аспекты взаимодействия, связанные с активизацией торгово-экономического сотрудничества, а также ситуацию в Сирии, Йемене, иранскую ядерную программу, ближневосточное мирное урегулирование и др. Вслед за данной встречей 1 октября с.г. в Нью-Йорке состоялось второе министерское заседание «Форума стратегического сотрудничества» между странами ССАГПЗ и США. Американскую сторону в работе Форума представляла Госсекретарь США Х. Клинтон. Следует отметить, что «Форум стратегического сотрудничества» был создан 31 марта 2012г. с целью укрепления взаимодействия между ССАГПЗ и США в политической, экономической, военно-технической сферах, а также в области безопасности. Декларация, опубликованная после завершения работы Форума, содержала ряд важных аспектов, отображающих общность подходов всех стран-участниц к ключевым проблемным вопросам международной жизни. Одним из таких положений стало официальное осуждение как странами ССАГПЗ, так и США антиисламского фильма «Невинность мусульман». Вторым важным элементом финального документа стало коллективное осуждение участниками совещания вмешательства Ирана во внутренние дела стран Залива. С целью недопущения дальнейшего возрастания влияния Ирана на политику «аравийской шестерки» была достигнута договоренность о создании в рамках Форума специального Комитета по вопросам безопасности, заданием которого будет осуществление координационной деятельности с целью активизации борьбы с терроризмом, защиты морских и сухопутных границ стран Аравийского полуострова. 25 сентября с.г. между странами ССАГПЗ и США было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической и инвестиционной сферах, что также является важным элементом, упрощающим взаимодействие между сторонами. Параллельно с этим, аравийские министры наряду с Х. Клинтон заявили о твердом намерении продолжить сотрудничество по размещению американских систем ПРО на территории Аравийского полуострова. Участники встречи выразили также готовность действовать сообща с целью предоставления необходимой поддержки Йемену и Египту для преодоления временных финансовых трудностей, вызванных длительными кризисными явлениями в этих странах в связи с событиями «арабской весны».

Таким образом, следует сказать, что непрекращающаяся на Ближнем Востоке политическая «турбулентность» заставляет руководство арабских стран Залива использовать любой удобный повод для того, чтоб лишний раз сесть за стол переговоров и произвести «сверку часов» по основным проблемным вопросам региона БВСА. Не стала исключением и 67-я сессия ГА ООН, которая была использована странами ССАГПЗ в качестве платформы для эффективного обсуждения целого ряда актуальных вопросов международного и регионального характера, во главе которых, несомненно, стоит ситуация в Сирии. Близость позиций стран Залива касательно большинства проблем свидетельствует об их готовности стать «по одну и ту же сторону баррикад» в случае противостояния с Ираном, несмотря на осознаваемую ими катастрофичность последствий подобного сценария для экономических интересов ССАГПЗ. Возрастающее напряжение вокруг Персидского залива с каждым днем делает более логичным поиск подходов к странам данного региона не в индивидуальном порядке, а через секретариат ССАГПЗ, который все более часто становится своеобразными вратами как для входа на рынки стран Залива, так и для координации политической линии взаимодействия со странами «аравийской шестерки».

52.25MB | MySQL:103 | 0,552sec