Экстрадиция британских исламистов в США: ход, итоги, последствия

5 октября 2012 г. Высокий суд Лондона поставил точку в многолетнем деле, которое, с какой стороны его ни рассматривай, должно было стать показательным для ситуации, сложившейся в Великобритании в сфере противодействия исламскому экстремизму и распространению исламистской идеологии среди мусульман страны. В этот день судом была отклонена последняя апелляция на решение об экстрадиции в США, поданная не только Абу Хамзой аль-Масри, но и ещё четырьмя подозреваемыми в террористической деятельности. Для всех фигурантов это означало экстрадицию в США в самые короткие сроки, что и подтвердило британское МВД в своём Твиттере: «Мы приветствуем решение Высокого суда касательно Абу Хамзы и остальных. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы экстрадировать этих людей так скоро, как это будет возможно».

Специалисты министерства действительно сработали оперативно, потому что уже следующая запись от 6 октября подтверждала, что «самолёты с Абу Хамзой и четырьмя остальными вечером покинули базу Королевских военно-воздушных сил в Майлденхолле». Скорость фактической экстрадиции впечатляет ещё больше, если вспомнить, что это дело в Соединённом Королевстве тянулось 8 лет, фактически, с того момента, когда в 2004 г. был арестован Абу Хамза аль-Масри. Данная эпопея наглядно продемонстрировала, что и британской правовой системе вовсе не чужда известная русская особенность «долго запрягать, но быстро ехать». Недопустимую медлительность процедуры отметили даже вынесшие окончательный вердикт судьи Джон Томас и Даглас Усли, заявившие буквально следующее: «Представляется неприемлемым, чтобы процесс по делу об экстрадиции занимал столь длительное время, измеряемое годами».

А ведь ещё немного, и в 2013 г. Абу Хамза вышел бы на свободу, потому что истёк бы срок заключения по тем 11-и обвинениям (!), по которым в середине нулевых его признали виновным. Теперь же он вряд ли сможет рассчитывать на что-то подобное, потому что в США ему «светит» минимум пожизненное заключение. Американские власти обвиняют всех пятерых в пособничестве «Аль-Каиде» и движению «Талибан», а также в финансировании терроризма. Но это лишь базовый список обвинений, т.к. только Абу Хамза проходит по 11 делам. Однако в США исламиста ожидает наказание куда более суровое, чем те 7 лет, что он получил от британского правосудия за аналогичное количество обвинений.

Натурализовавшийся в Соединённом Королевстве в 1980-х годах египтянин очень сильно боялся того, что всё закончится подобным образом и даже несколько раз подавал в Европейский суд по правам человека апелляции на решения об экстрадиции, мотивируя их тем, что в американской тюрьме с ним будут жестоко обращаться. Из уст человека, неоднократно прославлявшего террор и призывавшего к убийствам, это, должно быть, звучало смешно. Да и какое обращение может быть более жестоким, чем ампутация кисти, которую аль-Масри устроил себе сам, собирая бомбы в Афганистане в 1990-х?

7 октября суд Нью-Йорка зачитал Абу Хамзе аль-Масри обвинения в рамках внесудебного слушания. Главными среди них являются обвинения в организации тренировочного лагеря на территории США (в Орегоне) в 2000-2001 гг., в причастности к похищению 16 иностранцев (4 из которых погибли) в Йемене в 1998 г., а также в связях с «Аль-Каидой». Несмотря на это, у подозреваемых в Соединённом Королевстве нашлось немало защитников, что не удивительно, учитывая, что тот же Абу Хамза аль-Масри был весьма заметной фигурой в британской столице в период, когда за ней прочно закрепилось неофициальное наименование «Лондонистан», и за годы активной деятельности в мечети Финсбэри Парк успел внести едва ли не решающий вклад в формирование исламистской сети в Англии. Сторонники исламистов собрались недалеко от здания Высокого суда с плакатами вроде «Остановите экстрадицию!», «Британское правосудие для британцев!», «Британия и США – самые главные террористы». Возглавил протестовавших давний друг и идеологический соратник Абу Хамзы аль-Масри Анжем Чоудари. Впрочем, акция получилась непродолжительной – полиция довольно быстро разогнала радикалов.

Требование исламистов о британском правосудии для британцев вполне понятно, потому что на фоне крайне жёстких антитеррористических законов, которые действуют в США, решения британского суда в отношении экстремистских проповедников в большинстве случаев могут показаться лёгким выговором. Особенно удивляет мягкость, с которой система обращалась с Абу Хамзой аль-Масри, приговорив его всего лишь 7-летнему тюремному сроку. И это при том, что свидетельства деструктивного характера его деятельности (и деятельности его сторонников) были вполне очевидными. Так, в 2003 г., во время широкомасштабного рейда в мечети Финсбэри Парк полиция обнаружила почти полный набор атрибутов полноценного лагеря обучения и подготовки джихадистов: костюмы химзащиты, пистолеты, электрошокеры, ножи, экстремистскую литературу и более сотни поддельных или украденных паспортов.

Благодаря своей деятельности и высказываниям Абу Хамза аль-Масри обзавёлся настолько одиозной репутацией, что присутствие его имени в списке экстрадируемых затмило истории остальных фигурантов дела: Аделя Абдул Бари (Adel Abdul Bary), Халеда аль-Фавваза (Khaled al-Fawwaz), Бабара Ахмада (Babar Ahmad) и Сейеда Талха Ахсана (Syed Talha Ahsan). Первые двое обвиняются в том, что фактически являлись эмиссарами Усамы бен Ладена в Лондоне и пропагандировали насильственный джихад против Запада, а также участвовали в подготовке взрыва посольства США в Восточной Африке в 1998 г., когда погибло более 200 человек.

Однако в Великобритании куда больше копий сломано вокруг фигуры Бабара Ахмада (и в меньшей степени Сейеда Ахсана), компьютерного эксперта из Южного Лондона. США обвиняют обоих в организации на их территории проджихадистского сайта Azzam.com и в пособничестве террористам. При этом, по обвинению в сборе средств для террористической деятельности Ахмад провёл в британской тюрьме 8 лет без суда и за это время успел стать в стране едва ли не политзаключённым и узником совести, благо многочисленные сторонники всячески продвигали подобный имидж в СМИ. Впрочем, справедливости ради необходимо сказать, что в новейшей истории ни один заключённый в Соединённом Королевстве не находился в тюрьме без суда дольше, чем Бабар Ахмад.

Ахмада и Ахсана на протяжении длительного времени поддерживал Мусульманский совет Великобритании (МСВ), после оглашения решения Высокого суда Лондона разместивший на своём сайте письмо Бараку Обаме за подписью генсека МСВ Фарука Мурада с просьбой остановить их экстрадицию: «Ряд серьёзных нарушений прав человека в том виде, в котором они определены во Всеобщей декларации прав человека, был допущен в отношении Бабара и Талхи в процессе подготовки экстрадиции. В течение ряда лет они были лишены основного права на свободу… Господин Президент, обвинения против Бабара Ахмада и Талхи Ахсана являются серьёзными. Терроризм является преступлением, которому нужно противостоять. Тем не менее, ни один из этих людей не имел возможности защититься от выдвинутых против них обвинений… Использование информации о базировании веб-сайта в США в качестве предлога для выдачи британского гражданина и применении по отношению к нему законов США представляется злоупотреблением законов о выдаче».

Часть аргументации МСВ и сторонников этих двух заключённых вполне можно назвать обоснованной. Но, во-первых, сложно всерьёз рассчитывать на то, что какая-либо правовая система, даже в демократических государствах, будет функционировать без сбоев и перегибов. А во-вторых, и это является решающим фактором, жёсткие меры в отношении подозреваемых в терроризме и в его поддержке – это всего лишь адекватный ответ на войну, развязанную такими, как Абу Хамза против западных обществ. «С волками жить – по-волчьи выть» — после кровавых терактов нулевых правительства антитеррористической коалиции достаточно хорошо усвоили подобный принцип. Они вовсе не склонны церемониться с теми, кто имеет отношение к убийствам сотен людей. Так что такие, как Абу Хамза аль-Масри, могут сколько угодно жаловаться на жестокое обращение или приобретённую в тюрьме хроническую бессонницу и депрессию – они всё равно получат по заслугам.

При этом, семья исламиста, несмотря ни на что, с радостью пользуется преимуществами демократического общества. Жена Абу Хамзы с двумя детьми даже после экстрадиции мужа продолжит проживать в выделенной им в своё время государством шестикомнатной квартире в одном из лучших районов Лондона. А ведь эта семья уже давно потеряла статус беженцев, да и число проживающих в квартире уменьшилось больше, чем наполовину. Однако британские законы таковы, что ни забрать квартиру, ни поменять её на меньшую в другом районе власти не имеют права. Могут ли на такое обхождение рассчитывать те, кто попадает в плен к исламистам в государствах вроде Йемена? Или «неверные», убивать которых неоднократно призывал Абу Хамза аль-Масри? Вопрос риторический.

Тем не менее, завершение эпопеи с экстрадицией – это важная победа правоохранительной системы Великобритании, свидетельствующая о том, что власти страны не собираются «ослаблять хватку» и впредь допускать, чтобы на улицах и в мечетях британских городов происходило что-либо, хоть отдалённо напоминающее экстремистские проповеди Абу Хамзы в и у мечети Финсбэри Парк в начале нулевых. Кроме того, чёткий сигнал получили и исламисты страны. Сигнал о том, что вероятность их высылки в США не просто существует, а является гарантированной в случае соответствующего решения суда, которые теперь, хочется верить, будут рассматривать подобные вопросы гораздо быстрее.

Скорость, с которой была совершена сама экстрадиция, говорит о том, что британские и американские власти достигли неплохого взаимопонимания и хорошо координируют свои действия в подобных вопросах, что отметил и представитель Госдепартамента Марк Тоунер: «Завершился период длительных судебных тяжб в британских и европейских инстанциях. Случившееся также свидетельствует об усилении юридического сотрудничества между США и Великобританией». Вряд ли британский суд специально подгадывал, но стоит отметить, что нынешняя американская администрация, пожалуй, больше всех выиграла от подобного развития событий. А Барак Обама в преддверии голосования получил ещё несколько важных очков, укрепив свой имидж, как президента, достигшего главных успехов в противостоянии экстремизму и в войне с террором, начатой командой Буша-младшего. Другой вопрос, что этого всё равно может не хватить для победы на выборах.

Что же касается британских исламистов, то их в стране ещё более чем достаточно для того, чтобы спецслужбы и полиция страны не сидели без дела. Главным и самым заметным из них является соратник Абу Хамзы Анжем Чоудари, кстати, серьёзно укрепивший свой авторитет среди радикалов после ареста Абу Хамзы аль-Масри. Чоудари не только возглавляет британских исламистов, но и координирует деятельность дружественных и аффилированных организаций во многих странах Европы. Правоохранительным органам стоит присмотреться к нему повнимательнее, тем более, судя по организованному им в поддержку Абу Хамзы пикету, наглости у него с каждым днём только прибавляется.

И всё же, уровень активности и видимости исламистов в Соединённом Королевстве почти наверняка уже не будет таким, как в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Тем не менее, особых причин для радости нет, потому что из этого следует два очевидных вывода. Во-первых, радикалы будут лучше скрывать следы своей деятельности в стране. А во-вторых, перенесут значительную часть активности в другие государства Европы, как уже сегодня происходит в случае с вдохновляемыми Чоудари организациями вроде Sharia4Belgium или с балканскими странами, где в настоящее время расширяют своё присутствие и наращивают влияние исламисты всех мастей, в том числе и из Великобритании.

62.89MB | MySQL:102 | 0,603sec