Муниципальные выборы в Султанате Оман как один из этапов внутриполитической реформы

Текущая неделя, не предвещавшая, на первый взгляд, каких-либо значимых событий во внутриполитической жизни арабских стран Персидского залива в связи с началом хаджа и предвкушением приближения почитаемого мусульманами праздника жертвоприношения «Ид аль-Адха» (более известного как Курбан-байрам), была ознаменована жаркой дискуссией в аравийских СМИ касательно предстоящих муниципальных выборов в Омане.

Напомним, что Султанат Оман в начале 2011 г. стал свидетелем отголосков «арабской весны» на своей территории. Тогда в марте-апреле на улицы оманских городов вышли тысячи недовольных уровнем жизни и прогрессирующей коррупцией горожан с требованиями произвести «чистку» среди высших эшелонов власти, а также предпринять безотлагательные меры по улучшению социальных стандартов жизни населения путем уменьшения уровня безработицы, создания новых рабочих мест, повышения зарплат госслужащим и пр. Ответ на требования митингующей молодежи последовал незамедлительно: указом султана Кабуса в конце апреля 2011г. были выделены 2,6 млрд долл. США на внедрение новых социально-экономических программ по улучшению качества жизни населения, развитию дорожной и жилищной инфраструктур, повышению жалований для государственных служащих. Более того, в отставку были отправлены сразу 12 министров, что явилось беспрецедентным для Омана событием с момента прихода султана Кабуса на престол в 1970 г. Идя навстречу требованиям демонстрантов, из оманских тюрем были выпущены 234 активиста, задержанные во время акций протеста в разных провинциях Султаната.

С целью недопущения расползания «революционной чумы» на соседние страны, отдельные члены ССАГПЗ (КСА, Катар, ОАЭ) весной 2011 г. выделили Оману и Бахрейну сумму в размере 20 млрд долл. США для проведения необходимых социально-экономических преобразований. Тогда же оманское руководство пообещало населению расширить полномочия т.н. «Совета Омана», в состав которого входит Совет Шуры (законодательный орган консультативного характера) и Государственный Совет (орган, отвечающий за планирование и реализацию национальных социально-экономических проектов). Следует отметить, что Совет Омана был создан во исполнение указа султана Кабуса №86 от 1997г. на основании ст. 58 Основного закона государства. Оманский Совет Шуры (парламент), имеющий, как отмечалось выше, в основном консультативные функции, наделен правом направления на рассмотрение правительства проектов законов, внесения в них соответствующих поправок после их утверждения Кабинетом министров. Он также вправе направлять законопроекты на утверждение Государственного Совета для дальнейшего подписания султаном Кабусом. В случае, когда мнения членов Совета Шуры и Государственного Совета по поводу того или иного законопроекта расходятся, а консенсуса достичь не удается, он (законопроект) выносится на пленарное заседание Совета Омана, на котором и принимается окончательное решение по поводу утверждения либо отклонения проекта документа.

Кабинет министров Омана, согласно конституции страны, обязан также направлять на утверждение Совета Шуры проект государственного бюджета, а также проекты планов государственного развития на ближайшую перспективу, который, в свою очередь, обязан в течение 1 месяца с момента поступления указанных документов рассмотреть их и высказать замечания и предложения. Затем упомянутые документы направляются в Государственный Совет для прохождения аналогичной процедуры, после чего они снова возвращаются в стены Кабинета министров Омана. Последний же может отклонить предложения, как Совета Шуры, так и Государственного Совета при условии доведения причин подобного решения к сведению обеих законодательных палат. Правительство Омана обязано также направлять Совету Шуры и Государственному совету аннотации проектов по социально-экономическому развитию страны, запланированных к реализации Кабинетом министров, с целью их изучения на предмет соответствия национальному законодательству. Одной из наиболее влиятельных функций Совета Шуры в практическом плане является его право вызывать министров социально-экономического блока в стены парламента для отчета перед депутатами при условии инициирования подобного запроса не менее чем пятнадцатью членами оманского законодательного органа. Отметим, что Совет Шуры является выборным органом, состоящим из 84 депутатов, избираемых от различных провинций согласно квотам, установленным для каждого из регионов в зависимости от количества населения, проживающего в той или иной провинции. В свою очередь, Госсовет является полностью назначаемым органом (своеобразная Палата лордов), членство в котором возможно лишь на основании соответствующего указа султана Кабуса. В его состав входят, как правило, бывшие государственные деятели, представители деловой элиты, интеллигенции, члены знатных семей и кланов, отставные офицеры высшего руководящего звена и т.п. При этом закон не предусматривает каких-либо ограничений по гендерному признаку, однако запрещает депутатам одновременно совмещать работу в Совете Шуры и Госсовете.

Возвращаясь к вопросу о предстоящих муниципальных выборах в Омане, отметим, что в местной прессе в эти дни активно обсуждается необходимость повышения «избирательной культуры» оманского населения, привыкшего голосовать на выборах, традиционно руководствуясь принципами клановости и трайбализма. Грядущие выборы, на которых за 192 места в 11 городских мэриях будут бороться 1653 кандидата (из них 50 женщин), должны стать своеобразным «тестом на зрелость» оманской избирательной системы, на которую возлагаются большие надежды в контексте удовлетворения требований оманского населения на пути к либерализации внутриполитической жизни в стране.

Местные аналитики наряду с молодыми оманскими политическими активистами убедительно просят избирателей отказаться от традиций голосования за кандидата, представляющего клан или племя самого избирателя. Вместо этого, они призывают население голосовать за наиболее достойных кандидатов, исходя из уровня их образования, опыта работы, репутации, актуальности и реалистичности предвыборных программ и обещаний и т.д. Одновременно с этим отовсюду в стране звучат призывы к более смелому голосованию за кандидатов-женщин, по-видимому, не желая повторять опыт последних выборов в Совет Шуры, на которых женщинам досталось всего 1 место. По мнению наблюдателей, одним из факторов, который должен обеспечить высокую явку избирателей на предстоящих выборах является наделение будущих муниципальных советов 25 из 29 полномочий, относившихся ранее исключительно к ведению Совета Шуры (вопросы здравоохранения, сфера услуг, образование, охрана окружающей среды, дорожное развитие и др.).

Следует сказать, что Министерство внутренних дел Омана определило 20 октября с.г. последним днем для регистрации кандидатов на предстоящих муниципальных выборах, после чего указанное ведомство должно издать постановление, в котором объявит официальную дату их проведения. Как ожидается, пройти они должны до конца текущего года.

Таким образом, становится очевидным, что делегирование большей части полномочий Совета Шуры местным муниципальным органам направлено, в первую очередь, на децентрализацию власти в вопросах, касающихся благоустройства и нормального функционирования всех провинций Султаната Оман. Реализация данной задачи, как нам кажется, должна существенно снизить уровень социального напряжения в стране, наладить эффективную работу городских служб на местах, а также дать избирателю возможность ощутить свое прямое участие в процессе принятия конкретных практических решений.

52.22MB | MySQL:103 | 0,538sec