Ситуация в Египте: сентябрь 2012 г.

Сентябрь в Египте начался с показательного судебного процесса над телеведущим Тауфиком Укашей, которого новые египетские власти обвинили в том, что он якобы с телеэкранов призывал к убийству президента АРЕ — исламиста Мухаммеда Мурси. Журналист – противник пришедших к власти в Египте «Братьев-мусульман» — отверг эти обвинения. Объясняя свои действия перед судом, он пояснил, что «всего лишь критиковал президента Мурси». «Это – политический процесс. «Братья-мусульмане хотят заставить замолчать всех, кто против них с тем, чтобы воспроизвести систему, существовавшую до революции», — справедливо заметил Укаша.

По мнению телеведущего, исламисты преследуют его за то, что в свое время он «разоблачил причастность «братьев» к нападениям на посты полиции, суды и тюрьмы во время революции». На время процесса его оставили на свободе. На первое заседание Укаша прибыл в сопровождении десятков его сторонников, которые скандировали: «Народ хочет телеканал «Аль-Фарейн» /«Фараоны»/». Работа этого канала была приостановлена новыми египетскими властями месяцем ранее. В сетке вещания этого канала была программа, регулярно критиковавшая «братьев» вообще, и Мурси – в частности.

Параллельно с «делом Укаши» новые власти начали преследовать в судебном порядке главного редактора газеты «Дустур» Ислама Афифи, обвинив его «в подстрекательстве к хаосу».

Зато 2 сентября ведущая новостей 1-го египетского государственного телеканала Фатима Набиль впервые предстала перед зрителями в хиджабе. При президенте Хосни Мубараке подобная одежда для телеведущих была запрещена. Этот запрет отменил министр информации – исламист Салах Абдель Максуд Метвалли.

В сентябре продолжилась словесная дуэль между Каиром и Дамаском. Сначала Мурси в ходе саммита неприсоединившихся стран в Тегеране осудил «тиранический сирийский режим, который утратил свою законность». «Наша солидарность с борьбой, которую ведут сирийцы против тиранического режима, является моральным долгом, а также политической и стратегической необходимостью», — утверждал он. Подобная оценка вынудила сирийскую делегацию покинуть в знак протеста зал заседания саммита.

2 сентября Мурси ответил официальный представитель МИД Сирии Джихад Макдиси. По его меткой оценке, Мурси «еще не созрел для поста главы государства». «Мы все знаем, что все его прошлое связано с «Братьями-мусульманами». Но сейчас он стал президентом самой большой арабской страны – Египта. Я думаю, что новый президент Египта еще недостаточно созрел для этой должности. Думаю, со временем он станет более реалистичным. Мы надеемся, что он сможет понять истину относительно того, что происходит в Сирии, — сказал Макдиси.

3 сентября слово в египетско-сирийской словесной дуэли взял министр информации Сирии Омран аз-Зогби. По его меткому выражению, единственная разница между президентом АРЕ Мохаммедом Мурси и его предшественником Хосни Мубараком – «это борода».

5 сентября слово опять взял Мурси, призвавший президента Сирии Башара Асада отказаться от власти, а также предложивший арабским странам мобилизоваться с целью быстрейшего достижения решения сирийского конфликта. В тот же день египетский оператор спутниковой связи компания «Нилсат» объявила, что выполняя рекомендацию Лиги арабских государств /ЛАГ/, она прекратила трансляцию сигналов сирийских государственных телеканалов. Министерство информации Сирии осудило это решение, обвинив «Нилсат» в невыполнении соответствующего контракта.

13 сентября в Брюсселе Мурси в очередной раз потребовал ухода в отставку Асада, который «убивает свой народ». Тем не менее 25 сентября он заявил, что Египет против какого-либо иностранного военного вмешательства в Сирии.

В сентябре все те, кто провоцировал и поддерживал египетскую «революцию», пытались оказать финансовую помощь новым властям АРЕ, которые оказались на грани финансового краха. Так, 3 сентября стало известно о готовности США списать египетские долги на 1 млрд долларов. До этого Египет запросил у МВФ кредит в 4,8 млрд долларов вместо ранее предполагавшихся 3,2 млрд.

6 сентября Катар объявил о намерении инвестировать в экономику Египта 18 млрд долларов в ближайшие 5 лет. В частности, эти средства будут направлены в сферы производства электроэнергии, добычи природного газа и туризм. Ранее, в августе, Катар поддержал Центральный банк Египта, разместив в нем депозит в 2 млрд долларов.

13 сентября Евросоюз предложил Египту 500 млн евро в виде «макрофинансовой помощи» в дополнение к программам на 2011 – 2013 годы объемом в 449 млн евро, которые выполняются в настоящее время.

В сентябре президент Мурси продолжил процесс постепенного избавления от ставленников прежнего режима во властных структурах. 5 сентября он поменял 10 из 27 губернаторов. Про пять новых назначенцев известно, что они являются активистами «Братьев-мусульман». Это, в частности, новый губернатор Каира Усама Камаль, бывший университетский преподаватель и вице-президент профсоюза инженеров. Исламисты также стали губернаторами провинций Минья и Асьют в Среднем Египте, а также Менуфийя и Кафр аш-Шейх в Дельте. На пост губернатора Северного Синая – очень проблемного региона в плане безопасности – назначение получил генерал от полиции. Губернаторами еще двух регионов – Суэца и Красного моря – стали армейские генералы.

При Мубараке должности губернаторов занимали, как правило, армейские и полицейские генералы.

19 сентября Мурси назначил на пост начальника египетской разведки Мохаммеда Раафата Шахату. Последний до этого дня был исполняющим обязанности на этой должности после того, как Мурси отправил в отставку бывшего начальника разведки Мурада Муафи за то, что тот «проспал» нападение на пограничный пост 5 августа, когда погибли 16 пограничников. Сам Муафи за несколько часов до своей отставки опубликовал коммюнике, в котором утверждалось, что информация о готовившемся нападении была передана разведчиками «компетентным властям».

Старые структуры власти всеми силами сопротивлялись действиям Мурси. 22 сентября Высший административный суд АРЕ подтвердил законность роспуска парламента, избранного в конце 2011 г. и фактически оккупированного исламистами. Таким образом он подтвердил справедливость предыдущего аналогичного решения Высшего конституционного суда. «Парламент считается распущенным с 14 июня, когда Высший конституционный суд принял соответствующий вердикт», — отмечалось в постановлении Высшего административного суда. Напомним: Мурси своим указом 8 июля восстановил парламент, однако затем объявил, что подчиняется решению судебных властей.

Все тот же Высший административный суд 23 сентября разрешил бывшим функционерам ныне не существующей, ранее правившей в Египте Национал-демократической партии баллотироваться на предстоящих парламентских выборах, которые должны пройти в 2013 году.

24 сентября левый египетский националист Хамдин Саббахи, неожиданно занявший третье место в ходе первого тура президентских выборов в Египте, объявил о создании движения, призванного противостоять исламистам во главе с Мурси. Последнего Саббахи обвинил – и очень справедливо – в том, что тот стремится увековечить социальную несправедливость и авторитаризм в Египте.

В мае Саббахи неожиданно для всех собрал 20,7 процентов голосов, немного уступив Мурси /24,7 проц./ и Ахмаду Шафику /23,6 проц./. Представляя себя наследником идей Гамаля Абдель Насера, Саббахи привлек тогда на свою сторону молодежь и «революционеров», выступивших против режима Мубарака. Его новое движение пока называется «Новым течением». Показательно, что оно первым делом осудило «новых тиранов» Египта. Саббахи является приверженцем введения прогрессивного налога на роскошь.

28 сентября четыре насеристских партии объявили об объединении с тем, чтобы противостоять исламистам. В организацию, получившую название «Партия Насера», вошли Насеристская демократическая арабская партия, партия «Аль-Вифак аль-Кавми», партия «Аль-Мотамар аш-Шааби» и партия «Аль-Карама». Коммюнике о создании новой партии зачитал на могиле бывшего президента АРЕ его сын Абдель Хаким.

Ранее 10 левых партий и движений объявили о создании «Революционной демократической коалиции», заявленной целью которой является борьба против попыток «превратить Египет в исламское государство».

В сентябре продолжилось вооруженное противостояние на Синае между египетской армией и радикальными исламистами. 8 сентября командование египетской армии объявило об уничтожении на Синае 32 «преступных элементов». Как сообщил официальный представитель армии полковник Ахмад Мохаммед Али, еще 38 человек, включая «неегиптян», были арестованы в ходе начавшейся 7 августа «операции Синай». Он подтвердил, что развертывание египетской войсковой группировки на демилитаризованном полуострове было сделано по согласованию с Израилем, как того требует мирное соглашение между двумя странами.

13 сентября, сразу после известных событий в ливийском городе Бенгази, президент США Барак Обама предостерег Каир от возможного повторения ливийского инцидента на египетской земле. В одном из телеинтервью ему пришлось отвечать на вопрос – считает ли он существующий египетский режим, в котором доминируют «Братья-мусульмане», таким же союзником, как и режим Хосни Мубарака? «Я не думаю, что мы рассматриваем этот режим как союзный, однако мы не считаем его враждебным. Речь идет о новом, демократически избранном режиме, который пытается найти свой путь», — сказал он. Предостережение Обамы прозвучало вовремя. Днем ранее «Братья-мусульмане» призвали своих сторонников провести 14 сентября массовые манифестации по всей стране в знак протеста против снятого в США все того же фильма «Невинность мусульман». Тем не менее 13 сентября возле посольства США в Каире вспыхнули столкновения между исламистами и полицией, которая применила слезоточивый газ. Как бы подогревая участников выступлений, государственное телевидение вело прямой репортаж с места столкновений, куда была подтянута бронетехника.

Уже 14 сентября «братья» «поправились», заявив, что сохраняют свой призыв к манифестациям в силе по всей стране, кроме Каира, где они намеревались провести символическую акцию на площади Ат-Тахрир. Тем не менее столкновения между полицией и исламистами салафистского толка продолжались в течение всего дня 14 сентября. Правда, их эпицентр переместился на набережные Нила, где находятся пятизвездочные отели. В этих столкновениях, по официальным данным, погиб 1 человек, 53 полицейских получили ранения.

На события в Египте отреагировал даже кандидат-республиканец Митт Ромни, заявивший, что если Каир хочет по-прежнему получать американскую помощь, он должен «защитить права меньшинств, а также иностранные посольства».

17 сентября стало известно, что египетский имам-салафит Ахмад Фуад аш-Шуш издал фетву /религиозное предписание/, призывающую мусульман убить всех тех, кто имел отношение к созданию фильма «Невинность мусульман». Ее текст был распространен через исламистские сайты. «Распространяя эту фетву, я призываю молодых мусульман в Америке и Европе убить режиссера, продюссера, актеров и всех тех, кто способствовал появлению фильма», — отмечалось в тексте.

15 сентября министр обороны Германии Томас де Мезьер отверг требование Израиля отказать Египту в возможной поставке двух дизель-электрических подводных лодок проекта 209. При этом он признал, что Египет «не является настолько стабильным, как этого хотелось бы». О планах Египта закупить две таких субмарины двумя неделями ранее объявил командующий ВМС Египта адмирал Усама аль-Гинди.

Постепенно ухудшаются отношения между Египтом и Израилем. 16 сентября израильская компания «Эль-Аль» объявила о прекращении полетов в Каир, которые выполнялись регулярно в течение всего времени после подписания мирного соглашения между двумя странами в 1979 г. основная причина прекращения полетов – чрезмерно большие затраты на безопасность этих рейсов при отсутствии их рентабельности.

В целом, в Египте идет ускоренный процесс консолидации как исламистских, так и антиисламистских сил. И столкновение между ними представляется неизбежным. Пока, правда, не ясно, в какой форме.

52.15MB | MySQL:103 | 0,517sec