Саудовская Аравия и ОАЭ: подготовка к противодействию народным протестам

Суннитские монархии Персидского залива активно прорабатывают сценарии противодействия возможному возникновению на их территории народных протестов или организаций кампаний неповиновения населения. При этом в первую очередь рассматривается вероятность стимулирования Тегераном очагов нестабильности в т.н. «шиитских» областях, но не исключается и возможность восстаний по сценарию египетской или тунисской «весны». Мы уже говорили о значительном отличии суннитских монархий Персидского залива по своему экономическому потенциалу и демографии рабочей силы от других арабских стран, что само по себе создает надежную «подушку безопасности» от различного рода катаклизмов. Но руководство этих стран всерьез опасается возникновения очагов нестабильности не только со стороны шиитского населения, но и части радикально настроенной молодежи, которые подвержены исламистской идеологии.

Руководство Саудовской Аравии в этой связи активно использует и укрепляет свои связи с пакистанцами, которые тренируют саудовский спецназ на базе Королевского института стратегических исследований. Помимо этого Эр-Рияд и Исламабад договорились о расширенном присутствии пакистанский инструкторов в военно-учебных заведениях КСА, об обмене развединформацией в отношении Ирана, стажировок саудовских военных в подразделениях спецназа и контрразведки Пакистана, а также льгот при наборе бывших пакистанских военных и полицейских в силовые органы королевства. Недавно саудовское руководство также заключило договор о подготовке парашютистов из Национальной гвардии с задействованием французских инструкторов.

ОАЭ также усилило сегмент бывших пакистанских военных в своих военных и полицейских органах. В ближайшие три года руководство ОАЭ планирует нанять для этих целей порядка 25 тыс. выходцев из Пакистана. Но эмиратовское руководство решило диверсифицировать свои усилия для создания надежного гаранта безопасности режима и стало все активнее использовать частные охранные структуры в этих целях.

Еще за два года до начала т.н. «арабской весны», в июне 2010 наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид аль-Нахайян и основатель, многолетний руководитель крупнейшей частной охранной структуры «Блэкуотер» Эрик Принс подписали договор о создании на территории Абу-Даби тренировочного центра и размещении на его территории контингента иностранных специалистов для «противодействия терроризму». Первоначальная стоимость контракта составляла 529166 754,13 долл., впоследствии она возросла до 1 млрд. Срок действия договора: 5 лет до мая 2015 года. Проект получил название:»Reflex Responses», сокращенно – “R2”. Под него была зарегистрирована в Абу Даби компания «Reflex Responses Management Consultancy LLC». Э.Принс формально не имеет никакого отношения к проекту, но фактически все решения принимает он сам, единолично. По некоторым данным он проживает в эмиратах с 2010 года.

Численность контингента организации составляет 580 человек (на первом этапе), с возможностью произвести при необходимости наращивание сил до 7000 человек в течение 2 месяцев. На вооружении, помимо стрелкового вооружения и гранатометов, находятся легкие бронемашины. Дислоцирован контингент на одной из военных баз в 20 км от Абу-Даби, что обеспечивает быстрое выдвижение в случае необходимости. Особое внимание уделяется личному составу. Это только южноафриканцы и латиноамериканцы (в основном колумбийцы). При наборе учитываются два обязательных условия: 1) опыт участия в боевых действиях или контртеррористических операциях и 2) весь личный состав должен быть не мусульманами. Бойцы получают по 150 долл. США в день, инструктора до 200 тыс. долларов в год. Наличие этой структуры в ОАЭ не афишируется, для большинства местного населения сей факт неизвестен.

Задачи этой частной охранной структуры: ведение разведки, охрана объектов нефтехимии и атомной энергетики (проектируемой), охрана членов правящей династии, подавление (возможных) беспорядков и ведение боевых действий в городских условиях (если понадобится), специальные операции на территории и за пределами территории ОАЭ. В частности, по некоторым данным, сотрудники R2 участвовали в подавлении беспорядков на Бахрейне.

Совершенно очевидно, что руководство ОАЭ мало доверяет национальным силовым структурам, и взяло курс на создание мобильной компактной, частной армии, которая не будет задумываться над проблемами: «могу ли я стрелять в свой народ?…» или «могу ли я стрелять в своих единоверцев?», При этом частная армия в кратчайшие сроки будет способна подавить любые волнения: как беспорядки в местах проживания иностранных рабочих, так и в случае реализации местного сценария «арабской весны». Безусловно, что эта структура будет задействована и в случае возможного военного противостояния с иранцами или попытках Тегерана дестабилизировать ситуацию в ОАЭ путем инспирирования народных беспорядков или развязывания кампании террора.

52.22MB | MySQL:103 | 0,498sec