Реформа религиозной полиции в Саудовской Аравии

Модернизация политической и социальной жизни, затронувшая последние годы различные сферы жизни в Саудовской Аравии, коснулась также такого специфического подразделения в системе государственных органов королевства как «шариатская полиция», которая официально носит название «Комиссия по поощрению добродетели и предотвращению порока» (The Committee for the Promotion of Virtue and the Prevention of Vice/ CPVPV). 3 октября с. г. в Консультативный совет или Меджлис аш-Шура (The Consultative Assembly of Saudi Arabia/ Majlis as-Shura) представил рекомендации, которые включают новые правила и инструкции, регламентирующие сферу деятельности религиозной полиции, а также ограничивающие некоторые ее прежние полномочия.

Отметим, что подобная государственная шариатская полиция, деятельность которой направлена на контроль исполнения исламских религиозных и моральных предписаний населением не является уникальным явлением только для Саудовской Аравии. В той или иной форме подобные структуры существуют и в других исламских странах, где правовые нормы шариата являются основным источником для местного уголовного и семейного права, а также в судебных процедурах и т.д. Тем не менее, в Саудовской Аравии по известным причинам «Комиссия по пропаганде добродетели и предотвращению порока», которая в разговорном обиходе называется «мутавва» (букв. добровольцы) или в газетной лексике в сокращенной форме как «Комиссия», получила особое влияние на жизнь общества. Очень часто на улицах городов, в публичных местах, крупных торговых центрах можно видеть представителей Комиссии в сопровождении полицейских, следящих за соблюдением правил общественного поведения, принятых в королевстве – особый дресс-код для женщин, в том числе и для иностранок, контроль за закрытием магазинов, пунктов общественного питания (кафе, рестораны) на время молитвы, а также предотвращение всех возможных форм девиантного поведения с точки зрения шариата. Отметим, что деятельность Комиссии уже давно вызывала нарекания саудовцев, прежде всего это касалось форм «воздействия» и «убеждения», к которым прибегали в отношении нарушителей некоторые «ретивые» ее сотрудники во время своих «рейдов». За последние годы эта та структура все чаще становилась объектом внимания со стороны властей. Осознание необходимости внести какие-то изменения в деятельность Комиссии назрело и в саудовском обществе. Особенно в связи с некоторыми случаями, которые получили широкую огласку также и на страницах прессы, когда сотрудники Комиссии вели себя достаточно «противоречиво». Кроме того, помимо общественного мнения, как поговаривают, сторонники изменения статуса и полномочий Комиссии в ее нынешнем виде имеются даже в высших эшелонах власти королевства, с некоторыми представителями которых были открытые конфликты.

Дискуссия о роли «мутаввы» в саудовском обществе достигли особого накала в марте 2002 г., когда 14 школьниц погибли в результате пожара в одной из женских школ в г. Мекка. Как потом выяснилось, представители религиозной полиции, пытались насильно воспрепятствовать их своевременной эвакуации пожарной командой и спасателями из горящего здания, т.к. они «не были покрыты надлежащим образом». Особенно много данной теме было посвящено на страницах газеты «Аль-Ватан», которая наиболее пострадала за свои публикации, когда по настоянию консервативных религиозных кругов, власти в течение года провели увольнения некоторых ее сотрудников, включая и главного редактора Кенана аль-Гамди (Qenan al Ghamdi). В дальнейшем, в связи с серией терактов в мае 2003 г. в Эр-Рияде, дискуссия по этому вопросу, вероятно не без негласной поддержки определенных влиятельных саудовских кругов, была продолжена. В ряде публикаций в «Аль-Ватан» был поднят вопрос о необходимости пересмотра деятельности «мутаввы» в Королевстве. На одной из пресс-конференций, которую проводил шеф МВД КСА принц Найеф, один корреспондент из «Аль-Ватан» даже спросил о возможности реорганизации Комиссии, что вызвало резкую негативную реакцию со стороны министра, пристыдившего журналиста за такие вопросы. А через некоторое время поста главного редактора этой газеты лишился Джамаль Хашоги (Jamal Khashoggi) – влиятельный саудовский политолог и журналист, получивший вскоре место советника по СМИ при принце Турки аль-Фейсале в посольствах КСА в Лондоне, а затем в Вашингтоне. Тем не менее, несмотря на «закрытую тему», деятельность «шариатской полиции» по-прежнему продолжала волновать саудовцев. Если судить по сведениям из той же «Аль-Ватан» в 2006 г. полицией было зарегистрировано около двух десятков открытых конфликтов с сотрудниками Комиссии, включая даже применение огнестрельного и холодного оружия, что, по мнению газеты, весьма показательно характеризует возросшее недовольство ее методами работы. Власти должны были как-то отреагировать на сложившуюся ситуацию. МВД КСА в мае 2006 г. вынуждено было пойти на сокращение части полномочий Комиссии, в частности запрещалось проводить допрос лиц, которые были ею арестованы. В указе министра МВД КСА от 25 мая говорилось, что «роль Комиссии заканчивается после того, как она арестует обвиняемого или обвиняемых и передаст их полиции, которая затем будет принимать решение — следует ли передавать это дело в прокуратуру». Интересно отметить, что даже такая правозащитная структура целиком подконтрольная правительству как «Саудовское национальное общество по правам человека» (National Society for Human Rights) в своем первом докладе за 2004-2006 гг. (опубликован в 2007 г.) подвергла критике некоторые аспекты деятельности Комиссии — проведение необоснованных арестов, проникновение в частные дома, повреждение личного имущества (персональные компьютеры, мобильные телефоны), а также унизительное обращение с подозреваемыми. Затем в связи с очередными инцидентами, повлекшими гибель задержанных, руководство Комиссии было вынуждено признать открыто «отдельные ошибки» в работе и дать согласие на проведение расследования, в результате которого 18 сотрудников были признаны виновными и арестованы. Кроме того, в июне 2007 г. было объявлено о создании нового подразделения — «отдела правил и предписаний», который бы «обеспечивал деятельность Комиссии в соответствии с законом», т.е. своего рода отдел по внутренней безопасности.

Тем не менее, несмотря на предпринятые меры, Комиссия в своей деятельности все равно давала повод для беспокойства, что вызвало решение властей пойти на кадровые перемены в ее руководстве, когда в феврале 2009 г. с должности главы был уволен шейх Салех аль-Гейт (Saleh al-Ghaith), которого часто критиковали за неспособность полностью контролировать действия своих сотрудников. На его место был назначен шейх Абдель Азиз аль-Хумайен (Abdul-Aziz al-Humayyen), на которого возлагались надежды, что он может провести реформу данного ведомства. Тем не менее, несмотря на обещания, данные им саудовскому королю, он не смог достичь надлежащих результатов, что и послужило причиной его отставки. Вследствие этого, в январе 2012 г. королевским указом на должность главы Комиссии в ранге министра был назначен шейх Абдель Латыф бин Абдель Азиз Аль аш-Шейх (Sheikh Abdullatif bin Abdul Aziz Al ash-Sheikh) — выходец из второй по значимости и влиянию семьи в Саудовской Аравии. Напомним, что семья Аль аш-Шейх ведет свое происхождение от самого основателя салафизма – шейха Мухаммада ибн Абдель Ваххаба ат-Тамими. Поэтому по причине исключительного места этой семьи в истории и созидании саудовского государства за ней традиционно удерживаются важные религиозные посты в королевстве (Салех бин Абдель-Азиз Аль аш-Шейх (Saleh bin Abdul-Aziz Al ash-Sheikh) — министр по исламским делам, Абдель Азиз бин Абдалла Аль аш-Шейх (Abdul-Aziz bin Abdullah Al ash-Sheikh) – Верховный муфтий). Таким образом, причины назначения шейха Абдель Латыфа на эту должность вполне очевидны – продолжить дальнейшую реорганизацию Комиссии, и в то же время придать легитимность этим преобразованиям за счет традиционного авторитета этой семьи в религиозных вопросах. Кроме того, шейх Абдель Латыф имел поддержку со стороны другого влиятельного члена королевской семьи – губернатора провинции Эр-Рияд принца Сальмана, ставшего в августе с. г. Наследным принцем, т.к. до этого своего назначения шейх Абдель Латыф занимал пост его советника по особым вопросам. Шейх Абдель Латыф, принадлежащий к новому поколению салафитских клириков, которым не чужды определенные либеральные тенденции, уже имел репутацию улема, придерживающегося умеренных взглядов по ряду вопросов, например, касательно «ikhtilat», т.е. совместного присутствия разных полов в общественных местах. Укажем, что в Саудовской Аравии придерживаются строгих правил по соблюдению половой сегрегации — например, в каждом ресторане имеются две раздельные залы для семейных и одиночных посетителей, а также закрытые женские секции во многих торговых центрах. В своем интервью для газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» в июне 2010 г. он заявил, что совместное присутствие мужчин и женщин в определенных случаях вполне допустимо, запрещено только «khulwah» -встреча в уединении, мужчины и женщины, не состоящих в родственных отношениях, чтобы «не создавать ситуаций, которые могут привести к греху». Возможно, что выбор короля Абдаллы был обусловлен не только принадлежностью нового главы Комиссии к влиятельнейшему клану Аль аш-Шейх, его связями с королевской семьей или либеральными настроениями, но, прежде всего, желанием видеть на этом посту человека, который в отличие от своего предшественника, смог бы осуществлять более жесткий стиль руководства, а также способного кардинально перестроить деятельность этой структуры в соответствии с пожеланиями властей.

Приступив к своим обязанностям в качестве главы Комиссии, шейх Абдель Латыф сразу предпринял несколько шагов по ее «перестройке». Прежде всего, было решено отказаться от привлечения к работе «добровольцев», т.е. нештатных сотрудников, «некорректное» поведение которых в основном и вызывали наибольшие нарекания и жалобы со стороны населения и являлись причинами многочисленных конфликтов. Как показали результаты негласного расследования, проведенные ранее некоторыми саудовскими спецслужбами на предмет их профессионализма, оказалось, что уровень их подготовки был крайне низок и не отвечал необходимым требованиям. Отныне, согласно приказу шейха Абдель Латыфа деятельность Комиссии обеспечивалась только собственными кадрами. Кроме того, среди своих приоритетов на предстоящий период он назвал «создание прочных связей между Комиссией и всеми социальными категориями». В духе объявленной «модернизации» в апреле с.г. он запретил своим подчиненным предпринимать какие-либо действия, которые могут считаться «оскорбительными» в отношении личности, подчеркнув, что будет принимать «решительные меры против нарушителей». По его словам были разработаны специальные программы и повышения профессионального уровня сотрудников и по изменению имиджа Комиссии в глазах саудовцев, включая специальные курсы по работе с «туристами». Под «туристами» в данном случае подразумевались, прежде всего, иностранцы, работающие в королевстве или посещающие его с деловыми визитами, т.к. в свое время имели место несколько инцидентов, когда в конфликт с сотрудниками «мутаввы» были вовлечены граждане некоторых западных стран. Такие меры были крайне актуальны, особенно учитывая данные из ежегодного отчета Комиссии за 2011 г., что из числа постоянных сотрудников (4389 чел.) 60% не имели диплома высшего образования (бакалавра), а половина из них даже не окончила среднюю школу.

Тем не менее, даже во время объявленной кампании по «улучшению работы Комиссии» не обошлось без скандальных случаев, продемонстрировавших, что еще не все сотрудники готовы «перестроиться» в соответствии с новой линией начальства. Особенное внимание общественности привлек один случай в мае с.г., когда сотрудники Комиссии попытались выпроводить из одного торгового центра в Эр-Рияде женщину, по причине сделанного ей маникюра, который они посчитали «неподобающим». Однако это дело приняло весьма необычный оборот, который показывает, что наши представления об уровне эмансипации современных саудовских женщин весьма относительны. Такие действия сотрудников «мутаввы» встретили решительный отпор со стороны этой женщины, которая стала им тут же «популярно» объяснять их нынешние права и обязанности, заявив, что «Правительство запретило вам преследовать людей», и все, что они могут сделать только «проконсультировать» о предполагаемых нарушениях общественных правил поведения не больше, пригрозив, что запись этого инцидента она выложит в «YouTube», а также, что «об этих нарушениях будет известно шейху Абдель Латыфу». Дальнейший ход событий подтвердил, что все свои угрозы она выполнила – видео было размещено в Интернете, шейх Абдель Латыф обо всем узнал, а виновный сотрудник Комиссии получил взыскание по службе. Тем не менее, этот случай снова привлек внимание саудовской блогосферы к роли и месту «мутаввы» в обществе, если судить по количеству просмотров ролика и оставленных комментариев. Интересно, что большая часть пользователей поддержали эту женщину, тем не менее, другая часть оправдывала действия религиозной полиции, а также «справедливую» реакцию ее сотрудника на «бесстыдное» поведение виновницы инцидента.

Тем не менее, несмотря на ряд принятых мер, власти решили продолжить дальнейший курс на сокращение полномочий Комиссии. Как уже говорилось выше, со стороны Консультативного Совета (аш-Шуры) 3 октября с.г. имела место законодательная инициатива по этому вопросу. Все было сделано под самым благовидным предлогом – дальнейшее улучшение работы Комиссии, как заявил в интервью телеканалу «Аль-Арабия» член аш-Шуры Хуйдейр аль-Курейши (Khudeir al-Qurashi). Согласно его объяснению, «рекомендация была предложена генерал-майором Абдаллой Салолом (Abdullah Salol) и имела целью помочь Комиссии исполнять свою работу надлежащим образом», а также для установления «новых механизмов», которые помогут в будущем ее сотрудникам «избегать ошибок». Согласно предложенным рекомендация, предлагалось лишить Комиссию права осуществлять задержания и аресты, а также проводить расследования без предварительной санкции местного прокурора, т.е. фактически вся задача будет сведена лишь к установлению факта совершения «харама» (недозволенного) и передаче информации об этом светским властям для принятия дальнейшего решения. Несомненно, что подобные предложения не были только личной инициативой некоторых членов аш-Шуры, т.к. все разработанные законы имеют рекомендательный характер и затем передаются на утверждение монарху, а явились своего рода ответом на соответствующие пожелания властей.

В интервью газете «Оказ» (Okaz) от 4 октября с. г. шейх Абдель Латыф на вопрос о дальнейших перспективах деятельности его ведомства ответил, что все движется по плану в рамках проводимых реформ и желания короля. Он подчеркнул, что Комиссия переживает сейчас такой же этап реформирования как и остальные государственные органы, чтобы предоставлять «свои услуги на должном уровне в соответствии с международными стандартами для подданных королевства и резидентов». В интервью он отмежевался от приписываемого ему модернизма, подчеркнув, что он не ведет никакой «новой политики», а в своей работе «руководствуется Священным Кораном и Сунной Пророка». Кроме того, он добавил, что сотрудникам Комиссии возбраняется теперь препятствовать молодежи посещать торговые центры (имелся ввиду запрет на посещение их одиночными посетителями во время так называемых «семейных дней»). Он заявил, что издаст «в ближайшее время циркуляр для всех подразделений Комиссии во всех провинциях королевства, согласно которому ни одному сотруднику не разрешается стоять у входа и препятствовать кому-либо входить в торговой центр», т.к. это уже не входит в сферу их полномочий. По его словам, сотрудники его ведомства ответственны только «за общественный порядок в торговом центре и все что связано с правонарушениями, которые причиняют беспокойство посетителям или противоречат шариату». Поблагодарив членов аш-Шуры за их внимание к проблемам Комиссии, он заявил о своей готовности к сотрудничеству с учетом интересов всех заинтересованных сторон. При этом он заметил, что Комиссия сейчас крайне нуждается в дополнительной финансовой поддержке, прежде всего, для открытия новых офисов и филиалов в различных регионах Королевства, о чем, по его словам, очень часто просят местные жители, а также для организации курсов повышения квалификации для сотрудников.

В своем следующем интервью этой газете от 17 октября с. г. он сообщил еще об одном нововведении в деятельности Комиссии, которое планируется ввести в самое ближайшее время – привлечение на службу в Комиссию женщин из числа саудовских подданных в качестве штатных сотрудников, для которых уже существует соответствующий перечень должностей. О таких планах шейх Абдель Латыф уже ранее упоминал в своем интервью «Аш-Шарк Аль-Аусат» в сентябре с. г., подчеркивая, что для некоторых сфер деятельности Комиссии они крайне нуждаются в женском персонале. Теперь, согласно его словам, предполагается создание отдельного «женского департамента», подобно тем, которые существуют в других государственных структурах. Кроме того, он коснулся и предстоящего хаджа, указав, что задача сотрудников Комиссии «будет ограничена лишь обеспечением комфортных условий паломникам помимо предоставления им консультаций, которые необходимы им для совершения своих ритуалов», добавив, что им не позволено входить «ни в палатку паломника или какой-либо дом во время хаджа, а вся их роль будет сведена к просветительской». Возможно, под этим подразумевались, особые инструкции, которые были даны сотрудникам его ведомства, чтобы избегать лишний раз ненужных конфликтов с паломниками, представляющими другие исламские течения, чьи ритуалы отличаются от ритуалов ханбалитского мазхаба. Напомним, что подобные случаи имели место в прошлом, когда сотрудники Комиссии вступали в конфликт с паломниками других деноминаций с применением силы, например, как это случилось с группой шиитов из США и Великобритании в августе 2007 г.

Таким образом, очевидно, что начало реформированию религиозной полиции положено. Однако учитывая саудовскую специфику можно быть уверенным, что процесс будет постепенным и острожным. Власти, сокращая полномочия Комиссии, будут стараться направить ее деятельность в иное русло при сохранении прежней внешней формы, добиваясь ее кардинального внутреннего переформатирования. Тем не менее, даже при наличии сторонников таких изменений в саудовском обществе, другая его часть по-прежнему придерживается консервативных взглядов, что не может не сказаться в будущем на ровном протекании задуманных преобразований.

62.89MB | MySQL:102 | 0,520sec