«Газпром» – Израиль: слова и дела

Последние несколько лет российское ОАО «Газпром» явно «лидирует» в Израиле, по количеству упоминаний на страницах местной прессы. Не одно из мероприятий по линии политического или экономического взаимодействия Израиля с Россией, не проходит без того , чтобы в том или ином контексте не был упомянут «Газпром». Однако явный «лидер» в СМИ, он ни как не займет хоть какого-то значимого положенияв израильской экономике. Хотя вопрос «вхождения» «Газпрома» в Израиль, обсуждается практически постоянно и на всех уровнях.

Так в ходе визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Израиль в июле этого года, одной из центральных тем стало обсуждение «газового вопроса». Российская сторона подчеркнула свою заинтересованность в разработке израильских газовых месторождений. По словам представителей российской делегации, «Газпром» заинтересована в создании в Израиле дочернего предприятия «Газпром Израиль», которое будет сотрудничать с израильскими властями в вопросах создания газовой инфраструктуры, включая разработку месторождений, прокладку газопровода и газовых коллекторов.

 

Как сообщало тогда, израильское издание «Marker»(1) , представители израильских властей в ответ ограничились лишь обещаниями, что «Газпром» будет допущен к любому международному тендеру, который будет объявлен в данной сфере. Однако пока, «допуск к любому тендеру» не принес «Газпрому» особых успехов. Так летом этого года британский энергетический концерн British Petroleum стал победителем тендера на поставку сжиженного природного газа (СПГ), объявленного израильской электрической компанией «Хеврат Хашмаль». Как сообщала газета «Глобс» в борьбе за право поставлять СПГ в Израиль британскому концерну удалось обойти российский «Газпром» и итальянскую ENI. По условиям контракта, Израиль будет закупать 150 млн куб. м сжиженного газа, в течение 6 месяцев начиная с декабря 2012 года. Не сумев продать Израилю газ, «Газпром» решил видимо закупить на корню, почти весь еще не добытый израильский газ. Однако эти аппетиты «Газпрома», видимо не устраивают многих как в Израиле, так и в мире.

 

За последний год представители руководства «Газпрома» неоднократно приезжали в Израиль с целью получить доступ к газовым месторождениям «Тамар» и «Левиафан». Представители «Газпрома» не единожды побывав в Израиле, даже подписали с компанией «Исрамко» протокол о намерениях по ведению не эксклюзивных переговоров о закупке российским газовым монополистом израильского газа. «Газпром» намерен приобретать у контролирующего месторождение «Тамар» израильско-американского консорциума 2-3 млн тонн сжиженного природного газа в год на протяжении 15-20 лет, начиная с 2017 года. Газ будет приобретаться через компанию по сжижению природного газа, которую намерен создать консорциум. Кандидатом по строительству уникального плавучего завода по сжижению газа стал корейский концерн Daewoo, с которым консорциум еще в 2011 году подписал протокол о намерениях. Однако далее протокола, дело с корейцами тоже пока не пошло.

 

По итогам всех визитов, компания «Исрамко», которой принадлежат 28,7% доля в газовом месторождении «Тамар», даже опубликовала биржевое коммюнике о начале официальных переговоров с «Газпромом». Однако, данный коммюнике, скорее поднимает акции «Исрамко» на бирже и подталкивает других интересантов к сделкам с газом, чем способствует решению вопроса с «Газпромом». Недаром, израильское экономическое издание «Калькалист» отмечает, что «Газпром» намерен ускорить процесс продвижения сделки на фоне слухов о переговорах израильско-американского консорциума с французской энергетической компанией Total, а так же о возможном участии в этом проекте китайцев.

 

В этой связи, протокол о намерениях конечно «успех», но реальное положение дел говорит о том, что борьба за доступ к израильским газовым месторождениям выходит на политический уровень. В принципе с самого начала открытия в Израиле крупнейших газовых месторождений, все вопросы, связанные с их разработкой и эксплуатацией были выведены на политический уровень. Поэтому все зарубежные предложения о партнёрстве, будут так или иначе получать одобрения на правительственном уровне. В этой связи текущий момент не очень благоприятствует переговорам, так как в Израиле объявлены досрочные выборы, которые состояться 22 января 2013 года. А это значит, что новое правительство будет сформировано не ранее конца февраля и до этого, навряд ли, кто-то из нынешнего правительства позволит себе, какие то серьезные экономические решения, влекущие за собой соответствующую политическую реакцию.

 

Но, тем не менее, после того, как контролирующий месторождение «Левиафан» консорциум объявил о подаче австралийской компанией Woodside заявки на участие в тендере на приобретение 30% прав на разработку израильского газового месторождения, австралийская делегация встретилась с заместителем министра иностранных дел Израиля Дани Аялоном. Как сообщает газет «Глобс»(2) в состав делегации вошли специально прибывший в Израиль генеральный директор Woodside Питер Колман и еще ряд официальных представителей компании, а также посол Австралии в Израиле Андреа Фолкнер. В ходе встречи австралийская делегация попыталась убедить Аялона в выгодности израильского сотрудничества с Австралией с учетом возможностей компании, ее позиций на азиатском энергетическом рынке и добрых отношений между странами. В дальнейшем делегация планирует встречи с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром энергетики Узи Ландау.

 

Woodside – не первая компания, привлекающая официальные структуры своей страны для повышения своих шансов на получение прав на «Левиафан. Израильские экономические СМИ отмечают, что сделанные компаниями финансовые предложения значительно превышают текущую рыночную стоимость месторождения. По данным газеты «Маркер», предложение было сделано исходя из оценочной стоимости месторождения в 7 млрд долл., что значительно превышает текущую оценочную стоимость «Левиафана».

 

В тоже время «Глобс»(3) утверждает, что якобы на текущий момент наибольшими шансами получить доступ к разработке крупнейшего израильского газового месторождения обладает «Газпром». По данным газеты, входящие в консорциум «Левиафан» израильские компании «Рацио», «Авнер Хипусей Нефт» и, особенно, «Делек Кидухим» контролируемая Ицхаком Тшувой, отдают предпочтение именно российскому предложению, как наиболее выгодному в финансовом плане. Хотя возможно эти предпочтения связаны с экономическим проблемами в компаниях Тшувы, которые он стремиться решить как можно быстрее и любым способом. Однако американский представитель консорциума, компания Noble Energy, предпочитает видеть в качестве партнера западную корпорацию, даже если предложенные ею условия будут уступать «газпромовским».

 

«Газпром» вступил в борьбу за «Левиафан», скорей всего, чтобы сохранить свои позиции на европейском рынке, которые могут быть значительно подорваны в случае начала экспорта в Европу израильского газа. По мнению экспертов, обнаруженные в последние годы в экономических водах Израиля запасы газа не позволяют ему претендовать на значительную долю европейского рынка газоснабжения. Однако при этом Израиль способен сбить «Газпрому» цены в Европе. Поэтому он заинтересован в перенаправлении израильского газа в сжиженном виде на Дальний Восток. Возможно, поэтому победа в этом тендере австралийской компании не противоречит главной цели «Газпрома» – руководство Woodside в ходе встречи говорило о желании направить израильский газ не в Европу, где уровень конкуренции достаточно высок, а на Дальний Восток.

 

Хотя владеющий «Левиафаном» консорциум не подтверждает никакую информацию об участниках тендера, участие в нем «Газпрома» прогнозировалось еще несколько месяцев назад. Также среди потенциальных претендентов называются европейская компания Edison, французская Total, корейская Kogas и китайская CNOOC. По слухам, в переговорах о покупке доли в «Левиафане» участвует и одна из корпораций американской «большой тройки» (Exxon Mobile, ConocoPhillips, Chevron), активно работающих в Персидском заливе.

 

Журналисты отмечают, что «желание» «Газпрома» получить выход на израильский газ, будет использовано израильским руководством для решения других, более политических, нежели экономических задач. Недаром практически все израильские газеты «Исраэль а-Йом», «Глобс» и «Маркет», обратили внимание на статью в Интернет-журнале «The Commentator»(4) , где утверждалось, что Москва настолько заинтересована в получении контроля над новыми газовыми месторождениями, обнаруженными в Израиле, что готова отказаться от поддержки Ирана. По мнению автора статьи, британского журналиста Питера Гловера, Израиль и Кипр, в эксклюзивных экономических водах которых обнаружены крупные запасы природного газа, могут подорвать позиции российского газового монополиста «Газпрома» на европейском рынке, лишив Кремль одного из важнейших рычагов влияния на мировую политику и нанеся значительный ущерб экономике России. Гловер утверждает, что для сохранения позиций «Газпрома», на текущий момент контролирующего четверть энергетического рынка Европы, президент России готов пожертвовать традиционной поддержкой Ирана. Это утверждение журналист подкрепляет ссылкой на возникшие в последнее время трения между Москвой и Тегераном из-за обращения режима аятолл в международный арбитраж по поводу отказа России поставить в Иран системы ПВО С-300. Он также напоминает активные попытки российских компаний («Газпром» и «Роснефть») получить доступ к разработке израильских месторождений при активной поддержке Кремля, и сделанное Путиным во время недавнего визита в Израиль предложение о создании совместного предприятия «Газпром Израиль».

 

Однако политическое лоббирование пока не принесло особых успехов российским компаниям. Так в 2006 году еще одна российская государственная компания «Роснефть» уже пыталась выйти на израильский энергетический рынок(5), выразив желание принять участие в приватизации ашдодского и хайфского нефтеперерабатывающих заводов. Однако тогда израильская Служба общей безопасности (ШАБАК) наложила вето на участие «Роснефти» в приватизации в связи с ее активной работой в арабских странах.

При этом выступавший на ежегодном собрании акционеров, глава «Роснефти» Игорь Сечин рассказал, что руководство компании провело переговоры с властями Израиля и израильскими геологоразведочными компаниями по поводу возможности участия в разработке газовых месторождений. Как сообщает российский финансовый портал Freedom Finance(6), Сечин подчеркнул, что на данный момент «Роснефть» не получила от Израиля никаких оперативных предложений по сотрудничеству, однако продолжает внимательно следить за судьбой найденных на израильском шельфе Средиземного моря месторождений.

 

В то же время нельзя не отметить, определенную шумиху вокруг «Газпрома», поднятую в израильской прессе. При этом не всегда сообщения в ней, отражают действительное положение дел, а чаще всего выражают, чью-то, чаще всего не объективную точку зрения, да и факты ведения переговорного процесса на уровне израильских министерств и ведомств, несколько приукрашены. Так по информации из Министерства энергетики и водных ресурсов Израиля, которое курирует вопросы поиска и добычи газа, в этом году лишь раз видели представителей «Газпрома», да и то не из разряда людей принимающих решения. Сообщение о том, что якобы представители российской делегации сообщили, что «Газпром», выиграл один из тендеров на добычу нефти из сланцев и намерен в ближайшее время приступить к реализации данного проекта, так же видимо не совсем соответствует действительности. Так на сайте министерства(7), владельцем лицензии, на самом крупном месторождении сланцев «Shfela» указана компания «Israel Energy Initiatives Ltd» (IEI), а на другом месторождении «Mishor Rotem» указано пять совладельцев лицензии, но среди них так же нет «Газпрома». Да и навряд ли реализация этих проектов начнется в ближайшее время, так как перед ними стеной стоят Министерство экологии, различные общественные движения за чистую природу и местные советы.

 

Геополитическое положение Израиля в мире и его географическое расположение, оставляет ему только два пути для реализации своих амбициозных планов по выходу на мировой энергетический рынок. Это либо строительство газопровода через Кипр в Европу, либо строительство завода по сжижению газа в Эйлате и дальнейшая его реализация в Китай и страны Дальнего Востока. Фактически Израиль в своем выходе на энергетический рынок, должен вначале определиться политически, с кем он и против кого он, вернее кому из мировых гигантов он может позволить «наступить на мозоль». С кем он пойдет с Европой или с Америкой, с Россией или Китаем, вопрос пока открыт.

Не секрет, что только разработка глубоководных месторождений требует вложений в миллиарды долларов, которыми израильские консорциумы не располагают, а еще миллиарды нужны для газопровода или для завода СПГ, а западные компании пока не спешат вкладывать такие средства в Израиль, опасаясь конфликтов с арабами. В принципе это «опасение», может сослужить хорошую службу «Газпрому» в его борьбе за израильский газ, однако ему не следует вести себя «как слону в посудной лавке». Ведь «лоббирование интересов» включает в себя не только пожелания первых лиц государств, но и вдумчивую работу на местах, особенно людьми, принимающими решения.

 

Возможно «Газпром» слишком большой для Израиля, и это очень многих напрягает здесь. Его вхождение на израильский рынок у многих отождествляется чуть ли не с «порабощением» страны со стороны России. А кое-кто и просто призывает «быть осторожными, искать партнера лучше и надежнее и не попадаться в паутину Кремля»(8).

 

1. http://www.themarker.com/markets/1.1740666

2. http://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1000791913#fromelement=hp_firstarticle

3. http://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1000790503#fromelement=hp_morearticles

4. http://www.thecommentator.com/article/1560/has_russia_sold_out_iran_for_a_stake_in_israeli_gas_

5. http://www.newsru.co.il/finance/21jun2012/rosneft301.html

6. http://www.ffin.ru/market/news/17305/

7. http://energy.gov.il/English/Subjects/OilAndGasExploration/Documents/OilShalesPRIGHTS.pdf

8. http://www.themarker.com/dynamo/energy/1.1740677

62.86MB | MySQL:102 | 0,524sec