Ливия: проблемы формирования нового правительства

Последние столкновения в ливийском городе Бени-Валид по времени удивительным образом совпали с попытками нового премьер-министра Ливии Али Зидана сформировать новое правительство. Его предшественник, технократ Абу Шугур потерпел в этом неудачу и был вынужден подать в отставку. Собственно это было предсказуемо, поскольку бывший премьер пытался сформировать свое правительство без участия представителей формально победившего «по спискам» на последних выборах в Всеобщую национальный конгресс (ВНК) светского «Национального Альянса» М.Джебриля. Тот совершенно четко в этой связи артикулировал свою позицию неприятия такого правительства. На самом деле Али Шугур играл во всей этой истории второстепенную роль, основным архитектором «новой Ливии» при минимальном участии в структурах ее управления «выходцев с Запада» играет совсем другой человек, спикер ВНА М.аль-Магариф.

М.аль-Магариф, который порвал с режимом М.Каддафи еще с начала 80-х, имеет репутацию «мягкого исламиста». Сразу предупредим экспертов, которые считают, что «мягких» исламистов не бывает о том, что под этим понятием мы будем иметь в виду те фигуры, которые публично не призывают отрезать головы за ношение галстука. То есть прагматиков, воздержанных в своих публичных высказываниях. М.аль-Магариф долгое время возглавлял в эмиграции «Национальный фронт», который имел репутацию исламистски ориентированной группы и финансировался спецслужбами США и Саудовской Аравии. Поправим – ЦРУ США не финансировало «Национальный фронт», а лишь получало от него развединформацию в отношении режима М.Каддафи. А вот саудовцы финансировали и направляли, что сейчас во многом и определяет жесткий курс М.аль-Магарифа на окончательное искоренение влияния «наследников прежнего режима» в государственных органах власти. Кстати, его избрание на пост спикера было обусловлено во многом именно поддержкой из-за рубежа, как напрямую от Эр-Рияда и в меньшей части – Дохи, так и от влиятельных бизнесменов ливийского происхождения. Отметим, что большинство из них проживают в США и суннитских арависких монархиях. Он взял курс на союз с «Братьями-мусульманами» из восточных областей страны (Мисурата и Бенгази), которые при его поддержке активно инкорпорируются в силовые структуры страны, прежде всего в армию и спецслужбы. Собственно руководители исламистов из Мисураты братья Свейли сейчас и являются «наконечником копья», который по задумке М.аль-Магарифа должен «зачистить политическую поляну» и восстановить управляемость в стране. Вначале это были конкурирующие группы из Бенгази, благо очень «вовремя» случился инцидент с американским послом, теперь настала очередь восточных районов, а вернее – племенных групп, которые там проживают.

Бени-Валид был выбран в данном случае не случайно. Основный конкурент М.аль-Магарифа А.Джебриль родом из этого города и принадлежит к племени варфалла, которое считается одним из столпов бывшего ливийского лидера. Разгром Бени-Валида мисуратовскими бригадами с санкции ВНК (читай – М.аль-Магарифа) является очень ясным сигналом А. Джебрилю в период формирования нового правительства о том, что его неуступчивость может привести к очень печальным последствиям. Это также сигнал Западу и аравийским монархиям о том, что курс по искоренению наследия Каддафи будет продолжен. Собственно именно в этой связи и появились ничем не подтвержденные данные о том, что именно в Бени- Валиде де «прятались один из сыновей Каддафи и его пресс-секретарь».

А. Джебрилю при случае напомнят и его связи с еще одним сыном Каддафи Сейфом аль-Исламом, под покровительством которого он в свое время осуществил очень удачные экономические реформы по оживлению частного сектора. Собственно во многом и по этой причине сейчас Триполи ведет борьбу с племенами из Зидана по вопросу перевода Сейф аль-Ислама в одну из столичных тюрем. М. аль-Магариф эти усилия однозначно продолжит, ему нужен компромат на своих политических конкурентов.

Таким образом, можно констатировать следующее. В Ливии начинается новый виток борьбы между племенными группами за власть, а если проще – за «справедливое» распределение доходов от нефти и газа . Кланы Мисураты и Бенгази при поддержке аравийских монархий и «глухом» нейтралитете Запада пытаются создать «боеспособное правительство» при игнорировании интересов западных племенных групп варфалла и каддафа. Здесь применяются силовые методы убеждения, благо мисуратовские кланы на протяжении последних двухсот лет традиционно враждуют с варфалла. И ислам здесь играет очень малую роль. При этом с кланами Зидана М.аль-Магарифу предстоит искать компромисс, поскольку их боевой потенциал много выше, чем у тех же варфалла. Собственно и кандидатура нового премьера Али Зидана, который родом из тех мест, выбиралась с этим учетом, не говоря о его участии в «Национальном фронте». Если эта схема сработает, то варфалла и кадаффа (а вместе с ними и А.Джебриль) будут оттеснены на политическую и экономическую периферию.

Но в любом случае ситуация развивается по иракскому сценарию, когда игнорирование суннитов привело к постоянной кампании неповиновения и террора. В данном случае этот водораздел идет по племенному, а не конфессиональному признаку. Запад при этом занимает позицию «испуганного страуса», ставя в качестве приоритета создание централизованного аппарата государственного управления, что должно обеспечить свободу ведения бизнеса. В первую очередь, в области добычи и экспорта углеводородов. С этой целью «закрываются глаза» на « шалости» нынешнего режима, типа военных преступлений и пыток политических оппонентов. Дабы укрепить западников в этом мнении, очень «кстати» случилось убийство американского посла (отметим, что до сих пор группа ФБР США сидит безвылазно в Триполи и ждет начала взаимодействия с местными силовиками в сфере расследования обстоятельств этого трагического события).

Приведет такая политика в результате к иракскому формату устройства страны, что в принципе гарантирует бизнес-интересы Запада при фактически полном игнорировании идей «демократии». Эта схема, собственно, просто убирает противоречие между истинными мотивами свержения М.Каддафи и провозглашаемыми при этом лозунгами «борьбы за демократические ценности».

52.3MB | MySQL:103 | 0,475sec