Судан-США: проблемы двусторонних отношений

Суданский министр иностранных дел А.Карти продолжает делать громкие заявления. В частности, выступая перед членами комитета  по иностранным делам, безопасности и обороны парламента Судана, он заявил, что одним из приоритетов внешней политики страны является «продолжение усилий по  налаживанию всеобъемлющих отношений с США». Он также отметил, что, несмотря на продление режима экономических санкций, «Судан двигается в правильном направлении по пути укрепления двусторонних отношений с Вашингтоном».

Председатель упомянутого комитета суданского парламента М.аль-Амин в свою очередь заявил, что «в Судане понимают, что продление режима санкций является более технической мерой, нежели обдуманной долговременной стратегией. Снятие такого режима является долговременной процедурой, и перед президентскими выборами в США Б.Обама был просто не в состоянии все это осуществить». М.аль-Амин также подтвердил, что в Хартуме «ждут  до конца года делегацию высокопоставленных  американских конгрессменов».

Таким образом, можно констатировать, что  в отношениях между Хартумом и Вашингтоном наступает очередная «пора   потепления». По крайней мере, со стороны суданского руководства. Говорить о таких же намерениях со стороны Белого Дома, по нашей оценке, преждевременно. Логика рассуждений  Хартума в данной ситуации понятна: снятие режима санкций, которые были наложены на страну «за поддержку террористической деятельности в 1997 году», является для экономического выживания страны условием номер один. Даже при условии возобновления нефтяного транзита из Южного Судана. В Судане абсолютно минимизирована международная финансовая активность, страна отрезана от международной системы банковских услуг, что делает невозможным приход крупных инвестиций. А именно с ними связаны основные надежды режима на политическое выживание. Кроме того, в Хартуме безусловно учитывается и новая внешнеполитическая концепция Белого Дома, которая подразумевает сотрудничество с «умеренными» «Братьями-мусульманами», которые пришли к власти в ряде  государств на фоне «арабской весны».

Первый заметный этап «потепления» в отношениях двух государств начался еще четыре года назад, когда на должность  специального представителя США по Судану был назначен С.Грейшен, который прекрасно знал африканские реалии, и именно с его подачи Хартуму было обещано снятие санкций за безусловное выполнение условий Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) по достижению мира с Южным Суданом. При этом Хартум свою часть обещаний выполнил. А вот американцы – нет,  и не по вине С.Грейшена. Он был отставлен с поста спецпредставителя, направлен послом в Кению, а затем отправлен в отставку. После этого Вашингтон с подачи прежде всего представителя США в ООН С.Райс  повернул курс в отношении Хартума кардинальным образом и стал плотно увязывать ослабление режима санкций с уступками со стороны Судана  в вопросах определения статуса Абъея и действий иностранных гуманитарных организаций в Дарфуре.

Повторим, что нет никаких оснований полагать, что эта политика кардинальным образом изменится в ближайшем будущем. Для этого не случилось ничего принципиально нового в политике Хартума. Да, было  подписание с Джубой в прошлом месяце девяти соглашений, которые должны нормализовать в значительной степени отношения между двумя государствами. Но остается тема не допуска на территорию двух «мятежных штатов» Южного Кордофана и Голубого Нила международных гуманитарных организаций, и конечно тема Абъея.

Вообще кризис вокруг гуманитарных коридоров  является «коньком» Хартума в торге с Западом. Он уже один раз очень удачно использовал его три года назад, когда именно кризис с гуманитарными организациями в Дарфуре привел к первому значительному «потеплению» отношений с Вашингтоном. Но как выяснилось позднее – это был лишь  ход в политике госдепартамента США. Теперь второй раунд, который с большей доли вероятности завершится тем же самым результатом. Вашингтон однозначно взял курс на максимальное ослабление Судана, а вернее сохранения и консервации его экономической ослабленности, что сильно сужает возможности Хартума по влиянию на процессы в Африке.

Надежда сторонников сближения с американцами в суданском руководстве окрепла в последнее время исключительно благодаря тяжелейшему экономическому кризису. К этой ветви несомненно принадлежат министры экономического блока и А.Карти. Его выпады в отношении министерства обороны за укрепление связей с Ираном, и проамериканские высказывания в парламенте – это начало открытой конфронтации с «реакционерами» в лице, прежде всего,  советника президента О.аль-Башира Нафи Али Нафи.  Появившиеся сейчас слухи  о смещении А.Карти на менее значимую должность министра юстиции – являются косвенным подтверждением этому. Также несомненно, что за партией «реформаторов» стоит второй вице-президент О.Таха, который сейчас предпринимает очередную попытку вернуть себе всю полноту власти. И еще. Вся эта информационная шумиха началась в тот момент, когда президент страны О.аль-Башир проходит лечение в одной из клиник КСА в связи с удалением липомы.

52.26MB | MySQL:103 | 0,452sec