Тунис: салафитская угроза

В последние месяцы в Тунисе заметно активизировались экстремистские религиозные группировки. В конце марта с. г. в столице страны прошла демонстрация под лозунгами «Народ требует установления исламского государства» и «Те, кто любит Бога, любит шариат», участие в которой приняло ок. 10 тыс. человек[i]. Летом начались нападения на художественные галереи и бары, которые, как считают салафиты, являются оскорбляющими веру заведениями, а на заключительном этапе фестиваля культуры в Бизерте 200 вооруженных холодным оружием и палками салафитов набросились на зрителей, серьезно ранив пять человек. Участились попытки избиения иностранных туристов, особенно женщин, одетых в футболки и шорты. 14 сентября 2012 г. исламисты атаковали посольство США, и в ходе столкновений с полицией тогда погибло четыре человека. На следующий день после религиозного праздника Ид аль-адха экстремисты попытались устроить в Манубе погром продающих алкоголь магазинов, а в ответ на задержание нескольких нападавших атаковали 30 сентября два поста Национальной гвардии. В результате погибло двое салафитов, включая имама местной мечети Эймана Амдуни. Назначенный вместо него имамом Наср ад-Дин Альви тут же призвал верующих к джихаду против неверных и против Движения «Ан-Нахда» (ДН), которое, по его словам, выполняет «приказы Вашингтона»[ii]. В некоторых дуарах и небольших населенных пунктах интегристы, пользуясь дезорганизацией правоохранительных органов, пытаются установить свою власть. Так, в находящейся под Бизертой деревне Седжнан они провозгласили исламский эмират. При этом экстремисты избивают мужчин, которых считают ненастоящими мусульманами, запугивают не носящих хиджаб женщин, ввели запрет на продажу алкоголя, просмотр телепередач, празднование свадеб, закрыли женские парикмахерские.

Вспышка салафизма в секуляризированном и вестернизированном Тунисе  может показаться неожиданной. Не следует, однако, упускать из виду, что интегризм имеет в этой стране длительную историю. Еще в 1967 г. студенты и преподаватели Тунисского университета создали Ассоциацию в защиту Корана, задачей которой являлось «распространение в массах слова Аллаха» и которая постепенно перешла на позиции религиозного возрожденчества[iii]. В 1979 г. из действовавших под ее эгидой кружков образовалась религиозно-политическая организация «Аль-Джамаа аль-исламийя», трансформировавшаяся затем в Движение исламской направленности (ДИН)[iv]. Летом 1981 г. ДИН начало распространять листовки с угрозами расправы с «вероотступниками» и обещаниями сжигать увеселительные заведения, а в 1984 г. заявило о себе как довольно весомая политическая сила, попытавшись возглавить вспыхнувшие в результате повышения цен на продовольствие «хлебные бунты»[v]. Существовавшая тогда в Тунисе ситуация благоприятствовала деятельности исламистов. «Рост общественного неравенства, развал программ образования, отсутствие образовательной и культурной стратегии с четко определенными целями, — отмечал тунисский политолог Р.аль-Малли, — дали импульс нарастанию религиозного фундаментализма, его распространению среди обездоленных; прибежищем фундаменталистов стали мечети и населенные бедняками кварталы»[vi]. В 1986-1987 гг. Движение спровоцировало серию студенческих выступлений[vii]. Летом 1986 г. происходили нападения боевиков на банки, экспроприация денежных средств, похищения оружия[viii]. К концу 1987 г. экстремисты почувствовали себя достаточно сильными, чтобы попытаться захватить власть, назначив, как считается, дату своего выступления на 8 ноября[ix]. Их планы оказались, однако, сорваны смещением 7 ноября 1987 г. пожизненного президента Хабиба Бургибы, которого на посту главы государства сменил президент Зин аль-Абидин бен Али[x].

В 1989 г. ДИН было переименовано в «Ан-Нахду», которая в начале 90-х годов стала наиболее активной и влиятельной оппозиционной организацией[xi]. Наряду с нею в стране действовал ряд других религиозно-политических группировок, таких как Прогрессивное исламское направление, Исламская консультативная партия, Партия исламского освобождения (ПИО), Группа исламского авангарда. Студентами Аз-Зейтуны было создано Движение за охрану и распространение ислама, утверждавшее, что «ни народ, ни правительство не живут в соответствии с правилами ислама», и призывавшее к  построению, «следуя Корану, слову Аллаха», нового общества[xii]. На парламентских выборах 1989 г. салафиты, кандидаты которых выступали в качестве независимых, получили 14% голосов, серьезно потеснив светскую оппозицию, которая набрала всего 6% голосов[xiii]. Воспользовавшись  успехом, интегристы потребовали легализации «Ан-Нахды», а получив отказ, вернулись к силовым методам борьбы, рассчитывая добиться падения режима и установления «исламской республики». Власти ответили репрессиями, и к 1991 г. «Ан-Нахда» была разгромлена, ее руководство и активисты были вынуждены эмигрировать[xiv]. В 1990-1991 гг. службы безопасности ликвидировали и другие экстремистские группировки – «Исламский джихад», «Солдаты Аллаха», ПИО[xv]. В последующем «Ан-Нахда» перешла на умеренные позиции. Соответствующие изменения в  ее программные установки были внесены на состоявшемся в 2001 г. в Лондоне конгрессе ДН[xvi].

Тем не менее, полностью покончить с религиозным экстремизмом не удалось. Были предприняты попытки создать новые салафитские организации – Исламский фронт спасения (в 1994 г.) и «Аль-Ансар» (в 1998 г.)[xvii]. В 2002 г. «Аль-Каидой» был устроен взрыв у синагоги на о-ве Джерба[xviii]. В 2005-2006 гг. боевики сформированной эмигрантами Тунисской сражающейся группы предприняли несколько попыток проникнуть в Тунис. В декабре 2006-2007 гг. в г. Тунис и расположенном к югу от столицы местечке Солиман происходили боестолкновения между силами правопорядка и группировкой «Солдаты Асада ибн Фурата», в ходе которых было убито 12 и взято в плен 15 террористов[xix].

В нынешних условиях нарастание салафизма в Тунисе объясняется воздействием ряда факторов.

Прежде всего следует выделить сохраняющийся высокий уровень безработицы среди молодежи, особенно среди выпускников вузов: в конце прошлого десятилетия их доля составляла 50% от общего числа безработных, и при этом ежегодно не могли трудоустроится 29% выпускников. Свержение З.А.бен Али и приход к власти «Ан-Нахды» не привел – да и не мог привести – к улучшению ситуации, учитывая, что для создания нескольких десятков тысяч новых рабочих мест требуются годы. В результате на разочарование прежней социал-демократической моделью развития у молодежи наложилось разочарование в пропагандируемой ДН умеренной исламистской идеологии реформаторской окраски. Образовавшийся вакуум начали заполнять идеи религиозного возрожденчества. Немалую роль в этом сыграл свойственный молодым людям неконформизм, их готовность пожертвовать всем ради реализации привлекательной идеи, а также склонность к крайностям, готовность прибегать к силовым методам. Следствием всего этого стал происходящий сейчас в Тунисе, по оценке журнала «Экономист», «рост популярности салафитского послания в городах с высоким уровнем молодежной безработицы даже в тех случаях, когда там нет местных салафитских группировок»[xx].

Наряду с молодежью интегристов поддерживает часть мелкой буржуазии и средних слоев, а также маргиналы, неимущие, потерявшие работу лица среднего возраста. К исламизму их толкают экономические трудности и политическая нестабильность, что естественно, поскольку в подобных ситуациях возникает кризис общественного сознания, порождающий у людей тягу к религии. Выступающий как целостное мировоззрение ислам предлагает им кажущееся простым решение всех существующих проблем. Вместе с тем разочарование в рецептах, выдвигаемых реформаторами, побуждает верующих считать, что первопричиной всех бед является отход от изначальных религиозных принципов, возврат к которым гарантировал бы выход из нынешней тупиковой ситуации.

Приверженцев салафизма в Тунисе насчитывается не так уж много – всего несколько десятков тысяч человек. Они представляют собою меньшинство, но это – меньшинство активное, хорошо организованное, не останавливающееся перед применением насилия. Интегристы объединены в несколько группировок, из которых наиболее известными являются «Ансар аш-Шариа», «Ат-Тахрир», Исламский фронт, Фронт реформы. Близким к религиозно-возрожденческим взглядов придерживается и консервативное крыло ДН. Салафиты контролируют 500 из 2,5 тыс. тунисских мечетей. Их цель – построение «истинно исламского государства», живущего в соответствии с законами шариата. Некоторые из интегристских группировок предпочитают действовать политическими методами, однако большинство из них исходит из того, что главным – если не единственным – путем достижения поставленной цели является насилие, применение которого оправдывается, по их мнению, религиозными догматами и диктуется политической целесообразностью.

Салафиты пользуются поддержкой извне. Им поступают финансовые средства из Катара, а также от «Аль-Каиды», в то время как Саудовская Аравия направляет религиозных проповедников. Так, известный приверженец ваххабизма шейх Муса Шериф выступал в Тунисе с лекциями о необходимости дальнейшей исламизации страны. Еще большую опасность представляют попытки вмешательства в ситуацию закрепившейся в соседней Ливии «Аль-Каиды». Ее боевики неоднократно предпринимали попытки прорваться в Тунис, переправить местным экстремистам оружие, включая переносные зенитные ракетные комплексы[xxi]. Поступившая из Ливии крупная партия оружия была в феврале с.г. перехвачена под Сфаксом[xxii]. «Нам, — констатирует тунисский офицер, проходящий службу в Татавине, — противостоит хорошо вооруженный враг, у которого слишком много денег»[xxiii].

Интегристы, судя по всему, намерены и далее добиваться дестабилизации обстановки, рассчитывая, что в ситуации хаоса они смогут придти к власти. Во всяком случае, по мнению министра внутренних дел Туниса Али аль-Арида, будущее столкновение государства с салафитскими группировками представляется «практически неизбежным»[xxiv].

На данный момент соотношение сил на тунисской политической арене складывается, впрочем, не в пользу интегристов. Им противостоит многочисленный современный средний класс. Не желает усиления религиозного экстремизма и большая часть ориентирующейся на Европу тунисской буржуазии. Антиисламистские настроения широко распространены среди женщин, которые в Тунисе эмансипированы не только де-юре, но и де-факто. Симпатии к установлению в стране исламских порядков не прослеживаются на данный момент в армии и в правоохранительных органах. Не стоит также забывать, что характерная для Туниса еще со времен Х.Бургибы секуляристская идеологическая ориентация привела к спаду религиозности, особенно среди городского населения. В настоящее время властями разрабатывается стратегия противостояния религиозному экстремизму. Предполагается, в частности, восстановить контроль государства над мечетями и источниками их финансирования с тем, чтобы пресечь поступление средств из-за рубежа, ограничить влияние иностранных проповедников, а также, возможно, разрешить легализацию религиозных партий, что, как надеются, побудит их подчиняться законам и соблюдать «правила игры» (хотя, заметим, данная идея выглядит небесспорной).

Главное же заключается в том, удастся ли властям добиться улучшения социально-экономической ситуации и политической стабильности, что выбило бы почву из-под ног салафитов. Однако выход на быстрое решение назревавших десятилетиями проблем представляется делом весьма непростым, и в силу этого не исключено, что в ближайшей перспективе влияние интегристов может возрасти.

 


[i]               Мохова И.М. Салафиты – новый фактор тунисской политики. // Институт Ближнего Востока, 05.11.2012 на:

http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/11-05-12b.html

[ii]              Tunisia: Imam calls jihad, Salafites to prepare shrouds. // ANSAmed, 02.11.2012 – at:

http://www.ansamed.info/ansamed/en/news/sections/generalnews/2012/11/02/ Tunisia-Imam-calls-jihad-Salafites-prepare-shrouds_7730098html

[iii]              Борисов Л.Б. Распространение ислама продолжается? // Наука и религия, №12, 1984, с. 54.

[iv]              См.: Борисов А.Б. Арабский мир: Прошлое и настоящее. М., 2002, с. 87-88.

[v]              Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. М., 1986, с. 143.

[vi]              Хакаик, 06-12.12.2001, с. 20.

[vii]             См.: Борисов А.Б. Арабский мир…, с. 88; Бабкин С.Э. Движения политического исламам в Северной Африке. М., 2000, с. 205.

[viii]            См.: Тунисская Республика. М., 1993, с. 141.

[ix]              См.: Бен Али З.А. Великие перемены. Речи и выступления. М., 2003, с. 6.

[x]              См.: Борисов А.Б. Арабский мир…, с. 91.

[xi]              См.: Там же, с. 87-88.

[xii]             Ланда Р.Г. Социология современного Востока. М., 2008, с. 184.

[xiii]            Тунис ‘ыбра-т-тарих, аль-джуз ар-4 Тунис ат-тахаввуль. Тунис, 2005, с. 116; Аль-Музаффар З. Ан-Низам аль-интихаби фи Тунис. Тунис, 2005, с. 195.

[xiv]            См.: Ланда Р.Г. Политический ислам. Предварительные итоги. // Институт религии и политики, 2005 – на:

http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2163.html

[xv]             См.: Борисов А.Б. Арабский мир…, с. 92.

[xvi]            Подробнее см.: L’Audace, №74, avril 2001, р. 9-10, 12.

[xvii]            См.: The Europa World Year Book. 1995, vol. II. L., 1995, p.3028-3029.

[xviii]           См.: Аш-Шарк аль-Аусат, 05.05.2002.

[xix]            Подробнее см.: Подцероб А.Б. Тунис – новая цель исламистов? // ИБВ, 24.01.2007 – на:

http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/24-01-07.htm

[xx]             The Islamist-led government has edgy relations with Muslim extremists. // The Economist, 22.09.2012 – at:

http://www.economist.com/node/21563307

[xxi]            Е.Л. Так где находятся лагеря по подготовке террористов? – на: http://nikolaysolo.livejoural.com/593555.html

[xxii]            The Islamist-led government has edgy relations with Muslim extremists…

[xxiii]           Е.Л. Так где находятся лагеря по подготовке террористов?…

[xxiv]           Мохова И.М. Салафиты – новый фактор тунисской политики…

52.26MB | MySQL:107 | 0,677sec