О развитии ситуации в Сирии

Как мы и предполагали ранее, визит министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Саудовскую Аравию для участия «в стратегическом диалоге России и стран ССАПГЗ» закончился фиаско. Такое определение не является натяжкой. Обстоятельства самого прилета российского министра в Эр-Рияд, когда его самолет посадили без внятных объяснений на запасной аэродром, отказ участников форума заслушать подготовленный им доклад, и тому подобные нюансы на дипломатическом языке означают серьезное недовольство суннитских монархий Персидского залива позицией Москвы по сирийскому досье.

Это также означает и еще один важный момент. Россия не рассматривается аравийскими монархиями как партнер для решения сирийского кризиса путем воздействия через него на позицию президента Сирии Башара Асада. Теперь решено  обойтись без выработки единой стратегии, что означает применение исключительно военных методов воздействия на ситуацию.

Последние события лишь подтверждают  этот вывод. После образования нового органа сирийской оппозиции на последней конференции сирийской оппозиции в Дохе предпринимается явная попытка вдохнуть в новый проект жизнь путем концентрирования вокруг него всех логистических маршрутов финансовой и иной поддержки повстанцев. Под словом «иной» подразумеваются поставки оружия, о крайней необходимости которых без устали повторяют на всех уровнях руководители нового образования.

Из решений, принятых  в Дохе, а самое главное – из нынешних действий сирийской  оппозиции и их зарубежных спонсоров вытекает следующий сценарий дальнейших событий.

Первое и главное – США неофициально согласились с направлением боевиков-исламистов через территорию Турции с целью создания на приграничных с турецкой границей территориях  «свободной буферной зоны», в которой бы могло расположиться «правительство в изгнании». Некоторые эксперты при этом указывают на город Эль-Камышлы, но все-таки необходимо учитывать, что в этом городе сильны позиции курдов. При этом он не является курдским анклавом, и примерно два месяца назад там был создан некий подпольный орган оппозиции, который в основном состоял из христиан. Насыщение этого региона «иностранными добровольцами» идет очень быстрыми темпами, что означает лишь то, чтотурецкий премьер министр Р.Т.Эрдоган получил от Вашингтона «добро» на  такого рода операции. Еще два месяца назад турецкий премьер относился с иностранным «джихадистам» если не с опаской, то, по крайней мере, прохладно. Это очень неприятный момент, чреватый последствиями для стабильности всего региона уже в ближайшем будущем.

Но в данном случае у США нет большого поля для маневра, поскольку  жестко структурировать вооруженные отряды оппозиционеров в единую управляемую силу в настоящее время нереально. Единственной альтернативой являются исламисты (в основном иностранные), которые лишены сирийских корней и симпатий или антипатий к тому или иному политическому деятелю, коих в Сирии очень много. И Вашингтон решил, что ликвидация режима Асада должна состояться любой ценой, даже несмотря на риски экспансии исламистов в регион и самые негативные последствия этого в будущем.

Второе. Доха перешла по вопросам сирийского досье «под зонтик» Вашингтона. Финансирование подрывных операций и направление  боевиков теперь в большей, чем прежде, степени координируется с американцами. При этом необходимо отметить, что США по-прежнему не направляют (по крайней мере, пока)  оружия повстанцам, а ограничиваются исключительно дипломатическими шагами и контролирующими функциями. Заявления Парижа и Лондона «о возможности локальной военной операции в Сирии» пока носят характер больше дипломатического прессинга. Направление советников или спецназа в Сирию реально только после того, как будет образована «свободная зона» с «переходным правительством».

При этом Саудовская Аравия пока никак активно не комментирует итоги конференции в  Дохе, поскольку не готова отказаться от уже налаженных  каналов поставок оружия и «добровольцев»  в основном через Ливан.  Согласившись полностью и безоговорочно на американские инициативы, саудовцы  сразу же лишились бы мощных рычагов влияния на сирийском треке. Нынешняя тактика американцев во многом основана на убеждении их со стороны катарцев о том, что процесс направления «джихадистов» и их экипировки находится «на контроле». В Дохе мотивируют это тем, что в основном направляют в Сирию ливийцев, которые «не запятнаны» связями  с «Аль-Каидой» и после свержения режима Асада сразу же вернутся домой. А Эр-Рияд  таких гарантий дать не может, поскольку задействуют для борьбы с режимом Асада лиц, на которых  негде ставить «клеймо». Это еще один итог конференции в Дохе, который знаменует собой создание союза между четверкой основных спонсоров-«фаворитов» (США, Катар, Турция, Франция)  в деле смещения Б.Асада.

52.23MB | MySQL:103 | 0,820sec