Пакистан в стратегии США после переизбрания Б.Обамы на второй президентский срок

Переизбрание Б.Обамы на второй президентский срок подтверждает  продолжение курса США в регионе Западной Азии: вывод войск из Афганистана, переговорный процесс с представителями официального Кабула, широкой оппозиции, включая Движение «Талибан»; в вопросе взаимоотношений с Пакистаном  – возрождение  процесса двустороннего Стратегического диалога,   темпы которого резко застопорились в результате противостояния Вашингтона и Исламабада с 2011 г. по вопросам борьбы с терроризмом в районах пакистано-афганского пограничья, условий , транспортировки грузов США/НАТО/МССБ, авиаударов беспилотных летательных аппаратов и т.д. Следует подчеркнуть, что былое противостояние  коснулось, в первую очередь, руководства министерства обороны США и военного истеблишмента Пакистана.

Остаются несколько нерешенных проблем трехстороннего сотрудничества (Афганистан, Пакистан, США) в регионе, она из которых переговоры с афганским Движением «Талибан».

Несколько событий, произошедшие в Пакистане  в синхронном режиме с избирательной компанией в США, и далее – объявление ее результатов, заслуживают внимания.

Продолжение курса Вашингтона в отношении Исламабада (ключевой союзник в переговорном процессе по вопросу мирного урегулирования в Афганистане) оставалось приоритетным для американских демократов. Борьба за президентское кресло между М.Ромни и Б.Обамой была настолько жесткой, что до последней минуты никто не  мог предсказать исхода; но для верности продолжения курса госдеп накануне дня голосования  назначает своего нового официального представителя в Пакистане посла Ричарда Олсона.  Он сразу же подтвердил  необходимость  «сохранения  положительной траектории», важности  инфраструктурных и иных проектов развития,  укрепления экономических и торговых отношений, содействия в развитии энергетического сектора (согласно заявлениям американские проекты добавят 900 MW в местные сети); «стороны продолжат укреплять сотрудничество и координировать усилия в  борьбе с терроризмом в регионе, и предоставят дополнительно экономическую помощь для восстановления пострадавших от войны районах расселения племен.  Вашингтон по-прежнему возлагает на Пакистан ведущую роль в переходный период в Афганистане в продвижении процесса примирения…».

Забегая вперед сразу же отметим, что уже в середине ноября 2012 г. по итогам визита в Пакистан главы Совета мира Афганистана Салахуддина Раббани,    Исламабад выпустил из заключения несколько видных членов афганского Движения «Талибан», обеспечил им свободный проход до  границы с целью дальнейшего участия в переговорах в Кабуле.

Исламабад, и в первую очередь пакистанские военные, поддержали план демократов  на дальнейшее, после вывода коалиционных войск США/НАТО/МССБ в 2014 г.,  присутствие в Афганистане ограниченного контингента американских военных для выполнения особых операций в соответствии с  Соглашением о стратегическом партнерстве с Афганистаном, и оказание экономической и военной помощи Афганистану до 2024 г.

В подтверждение этого на следующий день после объяснения результатов выборов в США   Министерство обороны Пакистана  направило в  Минюст на утверждение проект  Соглашения  о транспортировке невоенных  грузов. В соответствии с указанным Соглашением НАТО получит разрешение на использование пакистанской территории для осуществления поставок в 2013 г. и позднее, когда их войска будут выводиться из Афганистана.  С этой целью были разработаны  логистические маршруты. После одобрения Соглашения в конце ноября 2012 г., Пакистан будет включен в список 49 стран, подписавших/вступивших в такое же соглашение с НАТО.  Документом не предусмотрены поставки оружия и боеприпасов; ответственность за безопасность грузов НАТО (что особенно важно для цистерн с горючим) возложена на пакистанскую сторону.   В проекте соглашения также сказано, что  законы Пакистана применимы к транспортным конвоям на протяжении всего периода  их нахождения на территории страны;  в то же время никаких пошлин или налогов за провоз  грузов НАТО с организации не будут взиматься.

Исламабад  только в июле 2012 г. открыл свои маршруты поставок, блокированные после авиаударов по пакистанскому пограничному посту Салала силами НАТО  в ноябре 2011 года.     С июля 2012 г. поставки  грузов коалиционных сил в Афганистан осуществлялись по временной схеме.

Разногласия военного истеблишмента Пакистана и США по вопросам борьбы с боевиками в пакистано-афганском пограничье, а также тревога по поводу усиления роли военных в решении вопросов внутренней и внешней политики со стороны отдельных представителей правящей коалиции и оппозиционных партий Пакистана  усилили критику генералитета внутри страны в последнее время. Вашингтону были на руку подобные заявления.

Но именно в переломные для пакистано-американских отношений дни  генерал  А.П.Кияни, начальник штаба сухопутных войск  подчеркнул важность укрепления институтов, обеспечивающих верховенство закона, недопустимости раскола среди государственных  институтов гражданского общества. «Ни один человек или учреждение не  имеет монополии решать, что правильно или неправильно при  определении конечных  национальных интересов. Они (решения-авт.) должны вырабатываться только на основе консенсуса…».

Не менее важным является реакция Движения «Талибан» на результаты выборов в США. Талибы заявили, что Б.Обама должен использовать новые возможности, и «избегать нагнетания еще большей ненависти в мире на свою страну…, взять курс на окончание войны и вывод всех оккупационных войск из Афганистана…».

Статус пакистано-американских отношений  на современном этапе – «противоборство»  в рамках Стратегического партнерства; каждая сторона продемонстрировала за последние годы потенциал и методы отстаивания национальных интересов в регионе Западной Азии; каждая из сторон заинтересована в долгосрочном сотрудничестве как на двустороннем, так и региональном уровнях.

52.1MB | MySQL:103 | 0,612sec