Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2012 г.

В октябре суданские штаты Южный Кордофан  и Голубой Нил, а также регион Дарфур подтвердили свой статус «горячих точек» на карте современного Судана.

8 октября повстанцы из Суданского народно-освободительного движения – Север /СНОД-С/ обстреляли из минометов столицу штата Южный Кордофан город Кадугли. В результате обстрела, по официальным данным, погибли 7 человек, 23 получили ранения. Ответственность за обстрел взяло на себя СНОД-С, заявившее, что его бойцы находятся в пригородах Кадугли. Эта атака была совершена вопреки тому, что 27 сентября на саммите в Аддис-Абебе Хартум и Джуба подписали несколько соглашений, касающихся поддержания безопасности в приграничье. Одно из них предусматривает создание демилитаризованной зоны вдоль границы.

Как всегда бывало в подобных случаях, каждая из сторон попыталась свалить ответственность за происшедшее на противника. По версии СНОД-С, обстрел Кадугли был предпринят в ответ на авиационные удары по позициям повстанцев, нанесенные ВВС Судана.

Как бы опровергая самих себя, 9 октября повстанцы из СНОД-С вновь подвергли артиллерийскому обстрелу Кадугли.

11 октября представитель СНОД-С Арну Нгутулу Лоди в интервью информационному агентству АФП заявил, что повстанцы продолжат войну против Хартума несмотря на достигнутые в Аддис-Абебе соглашения, призванные, в частности, лишить их какой-либо поддержки со стороны Джубы.

Как считают дипломатические источники в Хартуме, организуя провокации, руководство СНОД-С стремится спровоцировать новую эскалацию напряженности на границе двух Суданов, еще глубже втянуть в конфликт Джубу и тем самым сорвать достигнутые договоренности. По их оценке, обстрелы Кадугли показали, что повстанцы «могут уничтожать мирное население так же, как и правительственные силы».

Еще одна версия осеннего «обострения» в Южном Кордофане – повстанцы захотели вновь привлечь внимание всего мира к событиям в Судане, которые стали не очень заметными на фоне того, что творится в Сирии.

12 октября Хартум устроил в Кадуги демонстрацию силы, организовав военный парад с привлечением подразделений от армии, полиции и вспомогательных сил, а также бронетехники, артиллерии и вертолетов. «Мы будем говорить с теми, кто хочет мира. Но мы будем сражаться с теми, кто хочет войны», заявил в ходе парада губернатор штата Ахмед Харун.

16 октября в выступлении в парламенте глава МВД Судана Ибрагим Махмуд Хамед сообщил, что со времени возобновления повстанцами из СНОД-С боевых действий в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил в июне 2011 года погибли свыше 600 суданцев. По словам министра, «боьшинство погибших – гражданские лица». В первом штате в 2011 г. погибли 296 человек, в 2012 – 147. Во втором – 159 и 41 соответственно. Он утверждал, что повстанцы в этих двух штатах «лишились финансирования от Южного Судана, и в этой связи начали атаковать гражданских».

Эти данные были немедленно раскритикованы аналитиками как недостоверные, поскольку, считают они, власти не могут знать данных о числе погибших на территориях, которые они не контролируют. Они напомнили, насколько разнятся данные о жертвах в Дарфуре, где правозащитники насчитали 300 тысяч погибших, а власти – 10 тысяч.

23 октября повстанцы в очередной раз нанесли артиллерийский удар по Кадугли. Главными целями удара были штабы пехотной и артиллерийской частей, дислоцированных в городе.

3 октября командование совместной миссии ООН и Африканского Союза по поддержанию мира в Дарфуре /ЮНАМИД/ объявило о гибели 4-х «голубых касок» из Нигерии, попавших в засаду в столице штата Западный Дарфур городе Эль-Дженейна всего в двух километрах от штаб-квартиры Миссии. Еще 8 миротворцев получили ранения. Согласно коммюнике ЮНАМИД, патруль был обстрелян из стрелкового оружия с нескольких направлений. Миротворцы открыли ответный огонь, об эффективности которого данных не имеется.

Контингент «голубых касок» численностью 23,5 тысяч человек и бюджетом в 1,4 млрд долларов был развернут в Дарфуре в 2007 г. с целью недопущения боевых действий между повстанцами и правительственными войсками. 31 июля с.г. Совбез ООН решил сократить численность ЮНАМИД в связи с «повышением уровня безопасности в Дарфуре и на границе между Суданом и Чадом, а также улучшением отношений между Суданом и Чадом, а также Суданом и Ливией».

В середине октября в засаду попал очередной патруль ЮНАМИД, передвигавшийся на 16 машинах. Погиб один военнослужащий из ЮАР, трое получили ранения, был подбит один из бронетранспортеров миротворцев. Как позднее объявило командование миссии, в этой атаке неизвестные использовали «особо мощное оружие, ранее не встречавшееся в Дарфуре». Атака была совершена в момент, когда колонна миротворцев выдвигалась с проверочной миссией в регион Хашаба, где, по данным ЮНАМИД, с сентября возобновились боевые действия и погибли до 70 человек из числа мирного населения. Очевидной целью атаки было воспрепятствовать выполнению этой миссии. Среди оружия, использованного нападавшими, миротворцы назвали минометы, ручные противотанковые гранатометы, противотанковые ружья.

В большинстве случаев работники гуманитарных организаций возлагают ответственность за расправы над мирным населением в Дарфуре на проправительственные арабские милицейские формирования. По данным дарфурских повстанцев /понятно, что у них не может быть непредвзятого мнения/, обе атаки на миротворцев выполнили боевики именно арабских полувоенных формирований. Показательно, что вторая атака совпала по времени с визитом в Дарфур европейских дипломатов, аккредитованных в Хартуме.

Таким образом, с 2007 г. в Дарфуре погибли 43 военнослужащих ЮНАМИД.

В октябре Хартум и Джуба реализовали ряд договоренностей, достигнутых на саммите в Аддис-Абебе в сентябре. 7 октября президент Судана Омар аль-Башир приказал вновь открыть пограничные переходы между двумя странами на сухопутных и водных транспортных артериях.

17 октября парламент Судана практически единогласно ратифицировал соглашения, подписанные с Южныс Суданом в сентябре на саммите в Аддис-Абебе. «Подписание соглашений было положительно расценено мировым сообществом, которое рассматривает Судан как разумное государство, которое работает на благо своего народа», — заявил в выступлении перед депутатами глава МИД Судана Али Карти.

Одновременно процедура ратификации соглашений прошла в парламенте Южного Судана.

Подписанные в Аддис-Абебе соглашения позволили правительству Южного Судана принять 18 октября решение о возобновлении добычи нефти. Соответствующие разрешения получили нефтедобывающие компании, и в частности, малазийская Petronas и китайская CNPC. Ожидается, что южносуданская нефть вновь поступит на рынок месяца через три после возобновления ее добычи.

Добыча была приостановлена в январе после того, как Судан, не удовлетворенный ценой за транзит южносуданской нефти через свою территорию, начал изымать определенные объемы нефти из экспортной трубы, проходящей через его территорию.

7 октября в Судане близ Хартума разбился очередной самолет типа «Антонов». При этом погибли 15 военнослужащих, 7 получили ранения. Самолет следовал в Дарфур и перевозил кроме людей некое «военное снаряжение». Судя по числу находившихся на борту самолета, речь шла о транспортной машине. Как известно, ряд самолетов типа «Антонов» переоборудованы суданцами в бомбардировщики. В любом случае, имеющийся у ВВС Судана парк самолетов этого типа морально и физически устарел. Отсюда – их частые катастрофы.

Достаточно загадочное событие произошло в Судане в ночь с 23 на 24 октября, когда серия взрывов потрясла военный завод в Ярмуке к югу от Хартума. Судан немедленно обвинил Израиль в том, что его самолеты якобы нанесли удар по этому предприятию, в результате чего погибли 2 человека, 18 получили ранения. «Мы полагаем, что именно Израиль осуществил бомбардировку», — заявил на пресс-конференции министр информации Судана Ахмед Билаль Осман. По его данным, в ударе по заводу участвовали 4 самолета.

По словам Османа, завод в Ярмуке производил «обычные виды вооружений». Однако губернатор штата Хартум Абдул Рахман аль-Хидер сообщил о госпитализации после удара ряда лиц с токсическим отравлениями, не уточнив их количества.

В 1998г. «Хьюман Райтс Уотч» со ссылкой на представителей суданской оппозиции сообщила, что на заводе в Ярмуке было якобы складировано химическое оружие, предназначавшееся для Ирака. Хартум категорически опроверг эту информацию. В августе того же года США нанесли удар крылатыми ракетами по фармацевтическому заводу Аш-Шифа к северу от Хартума, на котором, по американским данным, производилось химоружие. Его наличие у Судане так и не было подтверждено.

Со своей стороны высокопоставленный представитель минобороны Израиля Амос Гилад заявил, что необходимо время для того, чтобы понять происшедшее в Ярмуке. Одновременно он назвал Судан «опасным террористическим государством», поскольку через его территорию осуществляется транзит иранского оружия в Египет, и далее – в сектор Газа, где его получателями являются палестинские группировки ХАМАС и «Исламский джихад».

Не исключено, что на заводе в Ярмуке с помощью Ирана производились реактивные снаряды, которые впоследствии, уже в ноябре, использовались для обстрелов Израиля. Последний мог знать о готовящейся эскалации насилия, и ударом по заводу в Ярмуке попытался уменьшить арсеналы реактивных снарядов, готовые к отправке в сектор Газа. Такое предположение имеет право на существование, особенно если следовать логике от противного: 29 октября Судану зачем то понадобилось заявить, что Иран не имеет никакого отношения к заводу в Ярмуке.

Случайно или нет, но уже 30 октября два корабля ВМС Ирана зашли в Порт-Судан. Для чего? Может, для того, чтобы вывести то, что уцелело в Ярмуке после удара? Тем более что один из кораблей – «Харг» — заявлен как вертолетоносец, способный принять целых три вертолета.

В январе 2009 г. и апреле 2011г. самолеты неизвестной национальной принадлежности атаковали автоколонны, перевозившие оружие по территории Судана. В обоих случаях Судан обвинял Израиль в совершении этих налетов.

52.33MB | MySQL:103 | 0,545sec