Пакистан: актуализация проблемы обеспечения всеобщего образования

В последнее время в Пакистане наблюдается активизация террористической деятельности исламистов: продолжают звучать взрывы и выстрелы, проливается  кровь мирных граждан. Теперь под прицелом исламистов оказались безоружные и беззащитные дети, виновные перед талибами лишь в том, что хотят учиться в школе.

Неспособность пакистанского государства защитить своих маленьких граждан от исламистского террора и противостоять наступлению талибов на современную систему образования сказывается на подъеме мощной волны гражданского сопротивления образовательному террору. Об этом свидетельствуют события, связанные с покушением талибов на юную правозащитницу Малалу Юсуфзаи, которое было совершено 9 октября 2012 года в Мингоре. Стоит напомнить, что этот родной для Малалы город является  административным центром области Сват в провинции Хайбер-Пахтунхва, а в период правления талибов в Сватской долине (2007-2009 гг.), сопровождавшегося насаждением среди местного населения средневековых порядков и традиций, он стал их резиденцией.

Тогда еще одиннадцатилетняя Малала, заручившись согласием и поддержкой своего отца Зияуддина Юсуфзаи, нашла в себе достаточно мужества и отваги, чтобы рассказать в своем блоге всю правду о бесчинствах талибов и попрании ими всяческих прав человека, включая фундаментальное право детей на образование. Правозащитная и миротворческая деятельность Малалы принесла ей широкое общественное признание: юная активистка стала первой пакистанкой, номинированной на Международную  детскую премию мира (25 октября 2011 г.), первой получила и Национальную молодежную премию мира (19 декабря 2011 г.). Вместе с тем, как показали дальнейшие события, своими антиталибскими высказываниями и правозащитной деятельностью она  одновременно подписала себе смертный приговор, войдя в «расстрельный» список наиболее опасных для исламистов врагов, в который они теперь уже  стали вносить даже детей.

Пакистанские талибы, взявшие на себя ответственность за покушение на девочку, пытались оправдать себя необходимостью защиты своих традиционных консервативных пуштунских ценностей. Малала Юсуфзаи, будучи сама пуштункой по происхождению, представляла для них страшную угрозу  только тем, что выступала за равное право детей, как мальчиков, так и девочек, на  получение современного образования. Она, по их словам,  «пропагандировала идеи секуляризма и так называемой просвещенной умеренности», старалась донести «западную культуру в районы традиционного проживания пуштунов», к которым относятся территории северо-запада Пакистана, а также  восточные регионы Афганистана.1

В результате нападения 15-летняя школьница получила тяжелейшие ранения, требовавшие срочной высококвалифицированной медицинской помощи. В критическом состоянии девочку, после оказания ей неотложной хирургической помощи местными врачами,  доставили из Пакистана в Великобританию, где ей  была сделана  еще одна сложная хирургическая операция в специализированном госпитале Бирмингема, сотрудники которой имеют богатый опыт лечения британских солдат, получивших тяжелые ранения в Афганистане. По мнению медиков, дальнейшая интенсивная нейро-хирургическая терапия и реабилитация ребенка могут занять несколько месяцев.2 Практически ценой своей жизни эта мужественная школьница-блоггер  просто в одночасье, в том числе и благодаря объединяющей и мобилизирующей силе социальных сетей, смогла консолидировать не только самих пакистанцев, но и все мировое сообщество против исламистского террора, в защиту прав детей на образование, доказав в полной мере всю значимость просвещения в борьбе с терроризмом.

От рук боевиков  пострадали также и две другие ученицы — Шазия Рамазан (13 лет) и Каинат Риаз (16 лет), находившиеся вместе с Малалой на момент преступления в  школьном автобусе, развозившем детей по домам после завершения учебных занятий. Они также получили пулевые ранения. Спустя месяц, после прохождения необходимого лечения в больнице, девочки вновь приступили к своим занятиям в школе. Местные власти ужесточили меры безопасности в связи с сохраняющейся в Мингоре напряженностью и возможностью новых атак талибов на учебные заведения города.

В одном из своих интервью Малала Юсуфзаи сказала, что мечтает создать свою партию, основной задачей которой была бы защита фундаментального права детей на получение образования. Ее искренним желанием было служить своей стране и всему человечеству в целом «вне зависимости от того, какую форму примет это служение».3 Можно согласиться с оценкой премьер-министра Пакистана Раджы Парвез Ашрафа, назвавшего молодую героиню Малалу Юсуфзаи «истинным лицом Пакистана»4. Добавим при этом, что она также олицетворяет собой  формирующееся прогрессивное гражданское общество Пакистана: еще не достаточно зрелое, израненное, но все же уверенное в своем светлом будущем, неотъемлемо связанном с общемировым сообществом.

Призыв ООН о проведении  10 ноября 2012 г. международного дня поддержки и солидарности с тяжело раненной талибами  Малалой Юсуфзаи нашел широкий отклик у миллионов людей из более чем 100 стран мира, высказавшихся за выдвижение пакистанской девочки за ее правозащитные и миротворческую заслуги перед человечеством на Нобелевскую премию мира. Специальный посланник ООН по вопросам образования Гордон Браун на состоявшейся в Исламабаде 9 ноября 2012 г.  встрече с президентом Пакистана Асифом Али Зардари передал ему  коллективные обращения представителей пакистанской и международной общественности, под которыми  было поставлено более двух миллионов подписей с выражением поддержки усилий Малалы Юсуфзаи, направленных на предоставление образования всем детям страны. В ответ прозвучали заверения пакистанского президента об осуществлении совместных действий с ООН по обеспечению обязательного бесплатного образования и предоставлению доступа к знаниям для более 5,1 млн пакистанских детей (свыше 3 млн из них составляют девочки), не охваченных до сих пор школьным обучением.5

Всемирная поддержка и консолидация всех гражданских сил Пакистана  в лице различных женских, студенческих, преподавательских, религиозных неправительственных объединений, ассоциаций и федераций перед осознанной в полной мере талибской угрозой сталкивания страны в чудовищную пропасть невозврата способствовали активизации государственных рычагов власти. Парламент Пакистана 13  ноября 2012 г. единогласно принял «Закон о праве на бесплатное обязательное образование, 2012», рассмотрение которого было инициировано Сидой Икбал и Ясмин Рехман (женщинами-парламентариями, членами Пакистанской народной партии, имеющей большинство в парламенте страны). Данный закон направлен на привлечение в общеобразовательную школу всех детей в возрасте от 5 до 16 лет, повышение качества образования путем развития образовательной инфраструктуры, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, соотнесения содержания образования с современными общемировыми стандартами. Он, в частности, предписывает сохранение 10-ти процентной квоты для обучения детей из малоимущих семей в частных учебных заведениях. В законе  также предусматривается наложение наказания на родителей, отказывающихся посылать своих детей в школу. Им грозит  штраф в размере 25 тыс. пакистанских рупий и заключение под стражу на период до трех месяцев. Новым законом оговорено также наказание для работодателей, использующих наемный детский труд (штраф в пользу государства в размере 50 тыс. пакистанских рупий и 6 месяцев лишения свободы). Предусматривается и усиление государственного контроля за деятельностью частных учебных заведений, ужесточение критериев их регистрации.6

Стоит напомнить, что право пакистанцев на получение образования с учетом национально-религиозной компоненты предусматривается Конституцией страны 1973 г. (ст. 20,22, 28, 31, 33, 37, 38, 40).7 Ответственность государства за обеспечение всеобщего бесплатного обязательного образования для всех детей в возрасте от 5 до 16 лет закрепляется внесенной в нее 18 поправкой от 19 апреля 2010 г. (ст. 25 А). Данной конституционной поправкой  (ст.153, 154) предусматривается также децентрализация управления системой образования через передачу управленческих полномочий от федерального центра к провинциальным министерствам и департаментам образования.8 В соответствии с осуществляемой в стране  Национальной политикой в области образования (2009 г.) планируется создание  единой национальной системы образования с помощью постепенной интеграции в структуру современных учебных заведений традиционных учебных институтов мусульманской системы просвещения, представленной различными религиозными учебными заведениями (мактабы и медресе). Она нацелена на воспитание подрастающего поколения в духе терпимости и ненасилия, выработку у молодежи антитеррористического иммунитета.

Приверженность пакистанского государства международным нормам по предоставлению равных возможностей в получении образования всем гражданам независимо от их национальной, религиозной или гендерной принадлежности подтверждается признанием Пакистаном ряда таких основополагающих международных правовых документов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г); Конвенция о правах ребенка (1989 г); Пекинская Декларация четвертой Всемирной конференции по положению женщин (1995 г); Всемирная Декларация ООН по образованию для всех (2000 г.), а также международная Программа  «Цели Развития  Тысячелетия» (2000 г.), разработанная совместными усилиями мирового сообщества  для решения глобальных проблем человечества, связанных в первую очередь с ликвидацией бедности и неграмотности, повышением общего уровня жизни людей на планете.

Однако реализация заявленных намерений пакистанского государства по созданию современной системы образования, способной обеспечить повышение жизненного уровня пакистанцев, их социальное и гендерное равенство, сдерживается отсутствием  стабильности и безопасности в стране. Так, пакистанские территории зоны племен, пограничные районы с Афганистаном, где нашли прибежище пакистанские и афганские талибы, по всеобщему признанию, являются самым опасным местом в мире не только для проживания, но и для получения современного образования пакистанскими гражданами, в первую очередь женщинами.9

В результате объявленной исламистами кампании по борьбе против национальной системы образования Пакистана, начиная с 2004 года, здесь было уничтожено 637 общеобразовательных школ, включая 400 женских учебных заведений. Усилия исламистов привели к снижению уровня грамотности среди местного населения: с 29% в 2009 г. до 17,42% в 2010 году.10

Осуществляемая государством образовательная политика сбалансированного реформаторства вызывает отчаянное сопротивление исламистов, выступающих за введение в стране теократического правления. Они усматривают в современной системе образования угрозу своей джихадистской идеологии, лежащей в основе достижения поставленной ими цели. Провалив реформу религиозного образования в стране (2001-2009 гг.), которая предусматривала обновление его содержания и постепенную интеграцию в общий поток школ, исламисты отчасти преуспели в укреплении своих позиций. По последним данным, более  2,7 млн детей обучаются в 20 тыс. религиозных учебных заведениях страны.11 На их вербовку в свои ряды и рассчитывают исламисты, проводя таким образом своеобразную политику преемственности поколений в деле джихада против неверных с целью построения теократического государства.

В целом по стране уровень грамотности среди пакистанцев в возрастной категории  старше 10 лет составляет лишь 57,7% (мужчины -69,5%, женщины – 45,2%). Данный показатель в городской местности (73,2%) значительно превышает сельский (49,2%). Наблюдаются  различия в уровне грамотности по провинциям: Панджаб (59,6%), Синд (58,2%), Хайбер-Пахтунхва (50,9%) и Белуджистан (51,5%).12

Развитие образования, наряду с отсутствием стабильности и безопасности  в стране, сдерживается его недостаточным финансированием. Так, в новом бюджете страны на 2012-2013 финансовый год расходы на образование составляют  лишь 2,3% ВНП  вместо рекомендованного ЮНЕСКО 4% — ого минимума. Для сравнения военные расходы достигают 18,4% ВНП. Кроме того, ощущается острая нехватка педагогических кадров: общеобразовательные школы укомплектованы учителями лишь на половину.13 Взрывая и уничтожая учебные заведения, талибы  не только разрушают и без того слаборазвитую современную систему образования, но и лишают целые поколения детей будущего.

Принятый в стране новый Закон о праве на бесплатное обязательное образование (2012 г) распространяется пока только на территории, находящиеся в административном подчинении Федеральному правительству Пакистана. Для вступления в силу данного закона на территории всей страны необходимо  утвердить соответствующие законы законодательными органами провинций.

Хочется надеяться, что за принятием данного закона, который стал результатом совместных усилий  пакистанского государства и гражданского общества, противостоящих напору исламистского террора, направленного на уничтожение современной системы образования, последуют реальные шаги по его претворению в жизнь. И он не станет просто дублированием внесенной в пакистанскую конституцию 18-ой поправки (ст.25 А) или  очередной декларацией намерения государства решить проблему образования в стране, а будет планомерно исполняться  с опорой на само гражданское общество. Его реализация потребует немалых средств. И здесь, понятно, в свете последних событий Пакистан может рассчитывать  на всестороннюю помощь международного сообщества. Запланированная  в штаб-квартире ЮНЕСКО  10 декабря 2012 г. международная конференция под лозунгом «Встанем на защиту  Малалы! Встанем на защиту права детей на образование!» будет посвящена  этому вопросу.

Думается, что для Пакистана  одним из главных направлений в политике внутренней и региональной безопасности должно стать развитие современной системы образования. Пакистанскому руководству, заручившемуся поддержкой не только своего гражданского общества, но и всего мирового сообщества, необходимо предпринимать конкретные меры по укреплению общеобразовательной и профессионально-технической базы, деполитизации и модернизации традиционной мусульманской системы просвещения через обновление содержания обучения с целью недопущения дальнейшего распространения экстремистских взглядов среди молодежи, вовлечения ее в созидательную социально и экономически ориентированную деятельность, адаптированную к реалиям современной жизни.

Представляется, что с выводом из Афганистана Международных сил по обеспечению безопасности, намеченного на конец 2014 г., опасность «талибанизации» не только самого Пакистана, но и соседнего с ним Афганистана может нарастать, актуализируя тем самым  необходимость создания Международной коалиции сил по обеспечению образования для всех в афгано-пакистанском образовательном пространстве, охваченном непрекращающимся исламистским террором,  с целью ликвидации идеологической базы и материальной инфраструктуры исламистов. Ведь одними силовыми акциями, как показывает практика, покончить с радикальным исламизмом невозможно.  Знание и просвещенность должны выйти на передовую борьбы с террористическим злом! Предстоящая в Париже международная конференция ЮНЕСКО могла бы сыграть в данном образовательно-миротворческом процессе ведущую роль.

 


1              Ambreen Agha. Destroying the Future. South Asia Intelligence Review. Weekly Assessments & Briefings.  Volume 11, No. 15, October 15, 2012 [Electronic version];   “The New York Times”. 09.10.2012[Electronic version]

2              “Dawn”. 15.10.2012 [Electronic version]

4              “Dawn”. 13.10.2012 [Electronic version]

5              “Dawn”. 09.11.2012 [Electronic version]

6              “Dawn”. 13.11.2012  [Electronic version]

 7              The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan (1973). – Islamabad: Printing Corporation of Pakistan Press, 1973. — c. 11, 14, 16, 17, 18, 19.

 8              Constitution (Eighteenth) Amendment Act, 2010.  — http://www.pak.gov.pk/Constitution30April2010.pdf

 9              FATA – A Most Dangerous Place. Meeting the Challenge of Militancy and Terror in the Federally Administered Tribal Areas of Pakistan. Center for Strategic and International Studies, Wash., January 2009 [Electronic version]

 10 Tushar Ranjan Mohanty. Blind Spot in FATA/ South Asia Intelligence Review.  Weekly Assessments & Briefings.Volume 10, No. 27, January 9, 2012 [Electronic version]

  11 “Dawn”. 14.07.2010 [Electronic version]

 12 Pakistan Economic Survey 2010-2011. Ministry of Finance, Government of Pakistan. – Islamabad, 2011[Electronic version].

 13 “Dawn”. 13.10.2012 [Electronic version]

52.34MB | MySQL:103 | 0,450sec