Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19-25 ноября 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и в зоне палестино-израильского конфликта. Президент Египта М. Мурси 21 ноября издал новую Конституционную декларацию и «Закон о защите январской революции» (2011 г.), которые предоставили главе государства «исключительные полномочия» на время до принятия новой конституции страны. Израиль и радикальное палестинское движение ХАМАС при посредничестве Египта и США достигли 21 ноября соглашения о прекращении огня. Обе стороны в целом соблюдают условия этого соглашения.

Издание президентом Египта М. Мурси новой Конституционной декларации и «Закона о защите январской революции», а также снятие с должности генерального прокурора А. М. Махмуда серьезно осложнили внутриполитическую ситуацию в АРЕ. Эти шаги главы государства оппозиция назвала «самым опасным конституционным переворотом в истории страны». Политические наблюдатели расценивают события в АРЕ как признак опасно углубляющегося раскола и поляризации египетского общества.

Президент продлил на два месяца (до февраля 2013 г.) срок работы Конституционной ассамблеи, призванной выработать новый основной закон Египта. Отметим, что недавно ассамблею покинули все коптские и светские партии и политические объединения, что позволяет исламистам создать конституцию исходя из их собственных интересов. Кроме того, все указы, декларации и решения, изданные М. Мурси с момента его вступления в должность 30 июня с. г., признаны окончательными, не подлежат обжалованию в судебных органах, и будут действовать вплоть до утверждения новой конституции и начала работы нового парламента. Судебная власть не сможет распустить Совет шуры (верхнюю палату парламента) и Конституционную ассамблею. Таким образом, президент закрепил все свои полномочия, прежде всего, в законодательной сфере, поставив себя выше судебной власти. В соответствии с «Законом о защите январской революции» будет инициировано повторное расследование убийств демонстрантов в дни массовых антиправительственных выступлений в начале 2011 г. До этого все дела, которыми занимались судебные органы, разваливались — обвиняемые в убийствах протестующих в дни революции были оправданы. В АРЕ создается так называемая Прокуратура по защите революции с целью наказать «убийц революционеров». В соответствии с новым правовым актом, сокрытие или отказ предоставить информацию о чиновниках всех рангов режима Х. Мубарака, связанных с «коррупцией и подрывом общественно-политической жизни», считается отныне уголовным преступлением. Закон официально вступил в силу, однако будет направлен на рассмотрение парламента после его избрания.

Представитель главы государства Я. Али заявил: «Президент имеет право принимать любые решения, чтобы защищать нашу революцию». Сам М. Мурси подчеркнул, что не собирается пересматривать решение о расширении собственных полномочий, отметив, что принимает все решения только после консультаций со всеми заинтересованными сторонами. По словам Мурси, его действия нацелены на поддержание в стране «политической, социальной и экономической стабильности». Президент также пообещал использовать свои расширенные полномочия только, в случае, если увидит, что «Египет в опасности». «Салафитский фронт», объединяющий несколько исламистских партий и организаций консервативного толка, поддержал решения М. Мурси. На митинге сторонников президента 23 ноября толпа требовала утвердить законы ислама, устроить чистку левых СМИ, «подавить врагов порядка и стабильности».

В ответ на действия М. Мурси оппозиционные силы стали проводить в Каире и ряде других городов страны массовые акции протеста с требованием отмены его последних указов. Имели место нападения и поджоги офисов «Братьев-мусульман», происходили столкновения между противниками и сторонниками президента. Полиция применила слезоточивый газ для разгона демонстраций оппозиционеров. В ходе акций протеста пострадали до 300 человек. М. Мурси, выступая перед своими сторонниками, призвал оппозицию протестовать законными методами. 24 ноября либерально-демократические силы Египта объявили о формировании «Фронта по спасению родины», который объединит всех противников Мурси с целью координации дальнейших действий. В новый блок, в частности, вошли такие видные политические деятели как А. Муса, Х. Саббахи, М. аль-Барадеи. Новый Фронт заявил об отказе от диалога и любого сотрудничества с главой государства до тех пор, пока он не отменит новую Конституционную декларацию. Оппозиционеры выступили в поддержку мирных митингов и демонстраций. Конституционный суд Египта изучает вопрос о возможном вынесении импичмента президенту за нарушение присяги и подрыв конституционных основ. Отправленный в отставку генпрокурор А. М. Махмуд заявил, что продолжит исполнять свои служебные обязанности, и намерен обжаловать решение М. Мурси в суде. Высшая коллегия египетских судей решила приостановить работу судов всех уровней вплоть до отмены президентских указов. Приостановила свою работу и прокуратура. Указы М. Мурси осудили египетские правозащитники.

В Госдепартаменте США заявили, что указы М. Мурси «вызывают озабоченность» и напомнили, что одним из достижений египетской революции 2011 г. стала «гарантия того, что власть не будет сконцентрирована в руках одного человека».

25 ноября, в первый день торгов после издания указов М. Мурси, акции египетских компаний потеряли почти 10 процентов стоимости. Эти потери оцениваются примерно в 4 млрд долларов США. В этот же день министр юстиции Египта А. Мекки взял на себя роль посредника в разрешении конфликта, возникшего между М. Мурси и оппозицией.

21 ноября было объявлено о достижении соглашения о прекращении огня между Израилем и радикальным палестинским движением ХАМАС. Переговоры израильтян и палестинцев проходили при посредничестве Египта, который стал гарантом соблюдения условий перемирия, и США. Глава американской дипломатии Х. Клинтон провела переговоры с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху, главой Палестинской национальной администрации М. Аббасом и президентом АРЕ М. Мурси. Х. Клинтон подчеркнула, что цель соглашения — достичь «долгосрочного результата, который обеспечил бы региональную стабильность, безопасность и законные ожидания как израильтян, так и палестинцев», одновременно подчеркнув, что приверженность США задачам обеспечения безопасности Израиля остается непоколебимой. Президент Б. Обама пообещал Б. Нетаньяху добиться от конгресса выделения дополнительного финансирования израильской системы ПРО «Железный купол» и совместных американо-израильских программ по противоракетной обороне. Глава правительства ХАМАСа в секторе Газа И. Хания рекомендовал всем вооруженным палестинским группировкам в анклаве с уважением отнестись к соглашению о прекращении огня с Израилем, а лидер радикальных исламистов Х. Машаль подчеркнул, что палестинцы «будут соблюдать соглашение до тех пор, пока ему остается приверженным Израиль», однако «не собирается сидеть сложа руки», если тот его нарушит.

По итогам конфликта, каждая из участвовавших в нем сторон заявила о своем успехе. Так, командование ЦАХАЛа объявило о выполнении задач операции «Облачный столп» в Газе еще до заключения соглашения о перемирии. По информации израильских военных, в палестинском анклаве были успешно поражены 1500 целей, убиты до 30 видных активистов экстремистских группировок, повреждены или уничтожены важные элементы «стратегического потенциала» ХАМАС, включая командные пункты, склады оружия и мастерские по его изготовлению, сотни пусковых установок ракет. Сообщается о высокой эффективности комплексов ПРО «Железный купол», перехвативших до 84 процентов ракет противника. Всего же из Газы было выпущено до 1,5 тыс. ракет, реактивных снарядов и минометных мин. При этом точность нанесения палестинцами ударов по населенным пунктам на территории Израиля была ниже 7 процентов. Израильские потери составили 6 человек убитыми (5 гражданских лиц и 1 военнослужащий), десятки человек получили ранения. Израиль начал демобилизацию 40 тыс. резервистов, призванных в армию во время операции против палестинских боевиков, а также ослабил блокаду сектора Газа. В то же время многие израильские эксперты, политики и простые граждане сочли недостаточными объяснения Б. Нетаньяху о том, что «правительство приняло решение о прекращении огня, когда основные цели были в основном достигнуты». По данным опроса, 74 процентов израильтян выступали против прекращения огня, и лишь 20 процентов поддержали этот шаг правительства.

Руководство ХАМАСа заявило о победе в вооруженном противостоянии с Израилем. По данным минздрава сектора Газа, в ходе последнего конфликта палестинские потери составили 162 человека убитыми, в том числе 43 ребенка и 11 женщин. Ранения получили около 2350 палестинцев.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии. В различных районах страны продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями оппозиции. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои происходили в окрестностях Дамаска, в провинциях Хасеке и Дейр-эз-Зор. Так, в провинции Дейр-эз-Зор повстанцы расширили контролируемую ими территорию. 21 ноября было объявлено о создании специальной бригады оппозиционной Сирийской свободной армии (ССА) для ведения боевых действий в Дамаске и провинции Дамаск с конечной целью взятия столицы. Внутренняя оппозиция также сообщила о создании собственной службы разведки и безопасности. Не прекращаются бои между боевиками ССА и отрядами курдов на северо-востоке Сирии. Ведущие сирийские курдские политические группировки договорились о формировании объединенных вооруженных отрядов для противодействия силам оппозиции. Курдские политики также отказались признать недавно созданную Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (НКОРС). Аналогично поступили и 14 исламистских вооруженных группировок, действующих в Алеппо. При этом исламисты выступили за создание в Сирии «справедливого исламского государства». Ранее одна из влиятельных организаций оппозиции в Сирии — Народный фронт за перемены и освобождение — также отказала в поддержке коалиции, заявив, что ее создание является результатом усилий Запада и направлено на активизацию военных действий в Сирии.

На прошедшей неделе Евросоюз признал НКОРС «законным представителем чаяний сирийского народа». О признании новой коалиции сирийской оппозиции заявили Италия и Великобритания. В то же время Тунис и Ливия решили «повременить» с признанием НКОРС, чтобы «получить реальное представление о представительстве данного органа». Спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел РФ М. Богданов встретился в Стамбуле с руководителями некоторых группировок, вошедших в состав НКОРС, включая председателя Сирийского национального совета Дж. Сабру.

Турция обратилась с просьбой к НАТО о размещении зенитных ракетных систем «Пэтриот» «для защиты границ с Сирией». Россия выразила опасение, что данный шаг приведет к эскалации сирийского конфликта. В то же время премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган назвал реакцию Москвы «очень неправильной».

22 ноября власти Судана сообщили о раскрытии антиправительственного заговора. В столицу страны Хартум введены дополнительные силы армии, под охрану взяты основные магистрали мегаполиса и здания правительственных учреждений. Производятся аресты военных и гражданских лиц, связанных с оппозицией и причастных к раскрытому заговору. В числе арестованных бывший руководитель суданской разведслужбы генерал С. Гош.

Антиправительственные выступления не прекращаются в Иордании. Их участники выступают против недавнего значительного повышения цен на топливо, призывают к отставке действующего правительства. В создавшейся ситуации аравийские монархии рассматривают возможность оказания помощи иорданским властям. В целом же, по оценке местных экспертов, несмотря на возросшие экономические трудности и продолжающиеся акции оппозиционных сил, правящему в стране королевскому режиму «не грозит коллапс».

Приложение

 

 

О некоторых аспектах внешней политики Ливана

 

 

Современный Ливан в силу своего географического положения и особенностей исторического развития является местом, где сталкиваются политические, военно-стратегические, экономические и религиозные интересы различных государств Запада и Востока. Вовлеченность в арабо-израильский конфликт и перманентно сложная внутриполитическая ситуация превратили Ливан в поле, на котором развертываются интересы самых различных государств в регионе. Так, в Ливане активно действуют Сирия, Саудовская Аравия, Иран, США, Франция, Израиль и ряд других стран. Ливан имеет прочные связи со многими странами мира, в том числе через свою многочисленную (свыше 15 млн человек) зарубежную диаспору.

Самое непосредственное воздействие на внешнюю политику Ливана оказывают различные политические силы страны, региональная и международная ориентация которых существенно различается. Причем в зависимости от того, какая коалиция находится на данный момент у власти, подходы к внешнеполитическим вопросам зачастую зависят от решений, принимаемых не в Бейруте, а в Дамаске, Эр-Рияде, Вашингтоне, и т. д. В традициях XIX-го века, часть ливанского политического класса остается заложником «культа консулов». Так, многие местные политические лидеры при обострении политической ситуации в стране «сразу же мчатся к послам США, Франции, Саудовской Аравии или Ирана с просьбой дать им «совет» и «скоординировать действия»». Все это дает основание ряду экспертов говорить о том, что Ливан пока «остается буферным государством в международной геополитике, пешкой в игре держав», страной, «лишенной настоящего суверенитета».

Важнейшее значение для Ливана, его внешней безопасности и положения внутри страны имеют отношения с непосредственными соседями — Сирией и Израилем.

Сирийско-ливанские отношения на всем протяжении их истории носили сложный характер. В Дамаске всегда были сильны позиции политиков, выступавших за объединение двух государств. Эта тенденция усилилась после прихода к власти в Сирии в 1963 г. партии Баас. Характерно, что только в 2008 г. в Дамаске согласились установить дипломатические отношения с Ливаном и договориться о демаркации границы между двумя странами. Сирия непосредственно участвовала в гражданской войне в Ливане (1975-1990 гг.), а с 1976 г. по 2005 г. ее войска находились на ливанской территории. В этот период Дамаск в значительной степени определял политический курс Бейрута, порой в грубой форме вмешивался в ливанские дела. Вывод из страны в 2005 г. сирийских войск и приход к власти правительства, ориентировавшегося на Запад и аравийские монархии, ослабили сирийское влияние. Тем не менее, Дамаск продолжал играть важную роль на ливанской политической арене. За поддержание тесных отношений с САР выступало большинство оппозиционных партий и движений, в первую очередь радикальное шиитское движение «Хизбалла», ряд других политических партий, как мусульманских, так и христианских. С 2008 г. сирийско-ливанские отношения вновь стали улучшаться.

Начавшиеся в 2011 г. массовые антиправительственные выступления в Сирии, переросшие в гражданскую войну, оказывают растущее негативное влияние на положение дел в Ливане, усиливают и без того существующую в стране политическую напряженность, способствуют усилению противостояния в ливанском обществе, зачастую принимающего насильственные формы. Часть ливанских политических партий и движений («Хизбалла» и др.) выступают в поддержку режима президента САР Б. Асада, в то время как ведущий оппозиционный блок «14 марта» встал на сторону сирийской оппозиции. На территории Ливана появились лагеря боевиков, ведущих вооруженную борьбу с режимом Б. Асада, в Сирию им переправляется оружие.

Официально ливанские власти заявляют о невмешательстве в сирийские события, считая, что поддержка какой-либо из сторон в соседней стране выльется «в потери для Ливана». Подчеркивается нежелание превращать Ливан в «поле боя или базу для подрывной деятельности против Сирии и других арабских стран». В Бейруте также заявляют, что продолжение насилия не поможет решению сирийского кризиса, указывают на недопустимость вторжений сирийских военнослужащих, преследующих мятежников, на территорию Ливана, называя это «нарушением международных норм». При этом Ливан не поддержал в Совете Безопасности ООН западные резолюции, предусматривавшие введение санкций против Дамаска. Не поддержал Ливан и решение ЛАГ о приостановке членства САР в этой организации и введении санкций в отношении режима Б. Асада. Кроме того, Бейрут не признал в качестве легитимного представителя сирийского народа созданную недавно объединенную коалицию сил, оппозиционных Асаду. Вместе с тем, по мере ухудшения положения ныне правящего в САР режима, позиция ливанского правительства постепенно смещается в сторону отдаления от Дамаска.

Важнейшей проблемой обеспечения внешней безопасности ливанского государства остается неурегулированность отношений с Израилем, сохраняющаяся опасность возникновения очередного крупного вооруженного конфликта на ливанской территории, причем вопреки желанию официального Бейрута, да и значительной части ливанцев. Ведь все израильские вторжения в Ливан имели цель нанести поражение вооруженным формированиям палестинцев или «Хизбаллы», и не были направлены против собственно ливанского государства. Официально Ливан неизменно демонстрирует приверженность всеобъемлющему мирному ближневосточному урегулированию на основе соответствующих резолюций ООН, решений бейрутского (2002 г.) саммита ЛАГ, выступает за безусловную реализацию права палестинских беженцев на возвращение на палестинские территории и против их натурализации в Ливане. В то же время, учитывая слабость политических и военных возможностей Ливана, эта страна фактически не является самостоятельным участником процесса арабо-израильского урегулирования, а тесно привязана к его сирийско-израильскому направлению. Бейрут пока не решается на двусторонние переговоры о мире с южным соседом. Спорным остается вопрос о т. н. «фермах Шебаа»: Ливан требует вывода с этой территории израильских войск, но Израиль утверждает, что данный район в июне 1967 г. был отвоеван у Сирии. В целом же перспективы ливано-израильского урегулирования остаются весьма неопределенными.

В конфликте между Ливаном и Израилем существуют не только политические аспекты, но и экономические. Так, речь идет о распределении водных ресурсов ливанского юга, на часть которых претендует Израиль. В последнее время обостряется ситуация вокруг обнаруженных на шельфе восточной части Средиземного моря крупных запасов природного газа. В 2007 г. Ливан и Кипр подписали соглашение о морской границе, предусматривающее разделение между двумя странами континентального шельфа с газовыми месторождениями. В то же время с Израилем вопрос о морской границе не решен. При этом Ливан претендует на часть площади газовых месторождений «Тамар-1» и «Левифан», с чем израильтяне не согласны.

Сохраняется иранское присутствие в Ливане. Тегеран оказывает разноплановую помощь «Хизбалле». Вместе с тем, в условиях усиливающихся международных санкций против ИРИ и связанных с этим экономическими трудностями возможности Ирана по усилению влияния в Ливан уменьшились. В частности, сокращается финансовая помощь шиитским исламистам. Что касается отношений на официальном государственном уровне, то Бейрут не идет на расширение связей с ИРИ, а тем более на установление доверительных отношений с Тегераном.

Прочные отношения Ливан поддерживает с Саудовской Аравией, Францией и США. Эти государства поддерживают местные политические силы, ориентированные на сближение с Западом и умеренными арабскими режимами, всячески противодействуют укреплению позиций Сирии и Ирана в стране, стремятся оказывать влияние на политические процессы в Ливане и его внешнюю политику, выступают за разоружение боевых сил «Хизбаллы». Что касается ливанского руководства, то оно в основном рассчитывает извлечь экономические и финансовые выгоды от сотрудничества с Западом и аравийскими монархиями. Так, страны члены ССАГПЗ, преимущественно Саудовская Аравия, являются главными инвесторами Ливана. Кроме того, Эр-Рияд является ключевым союзником ливанских суннитских политиков из блока «14 марта». Значительную финансовую, экономическую и другую помощь оказывают Ливану США. Объем прямых французских инвестиций в Ливане достигает 260 млн евро. Франция традиционно выступает государством-покровителем Ливана. Развиваются отношения с Евросоюзом, с которым Ливан подписал соглашение об ассоциации.

Ливан поддерживает дружественные отношения с Россией. Москву в последние годы неоднократно посещали первые лица и видные политики этой страны. В то же время объем торгово-экономических связей между РФ и Ливаном невелик.

52.2MB | MySQL:103 | 0,632sec