О развитии ситуации в Сирии

Как и предполагалось, недавнее создание Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС) мало что изменило в рядах самой оппозиции внутри и вне Сирии. И заявления  Госдепа США о том, что США готовы признать этот орган «единственным и полномочным представителем сирийского народа» ничего не означает. Вашингтон просто не может в данной ситуации говорить что-либо иное, поскольку вся эта затея с образованием НКОРС является чисто «американским проектом». Первое же заседание НКОРС в Каире лишь подтвердило то, о чем мы говорили ранее. Весь «сыр-бор» в данной ситуации связан исключительно с намерением Запада вывести основные центры сирийской оппозиции из-под безусловного влияния набирающих силу исламистов, что очевидно при существующей схеме финансовых потоков, которые направляются на поддержку, прежде всего, вооруженного сегмента сопротивления, обречено на заведомую неудачу. Конференция НКОС лишь обнажило стремление Дохи и Эр-Рияда поставить под свой контроль новый орган, ровно таким же образом, каким ранее ими через «Братьев-мусульман» было монополизировано руководство и Сирийским национальным советом (СНС).  И только при этом условии аравийские монархии готовы вообще что-то обсуждать о будущем статусе НКОРС. Заверения катарцев (а саудовцы вообще сохраняют молчаливый нейтралитет)  «о признании НКОРС» – есть ни что иное, как маневр с целью убедить США в своей порядочности и верности союзническим обязательствам с одновременным освобождением себе рук для проведения исключительно выгодной собственной политики в этом регионе. Те же катарцы как до конференции, так и во время ее проведения активно «обрабатывали» четыре разные «светские» фракции оппозиции с целью убедить принять их «катарские условия игры», то есть согласиться на доминирование в НКОРС своих ставленников, которые зачастую выступают как «независимые кандидаты». Пока этого не случилось, а это означает, что финансирование из Залива на нужды новой организации  пока не пойдет. Этот факт делает НКОРС «фантомом».

Гораздо более интересные решения были приняты на совещании руководства спецслужб государств- членов ССАПГЗ, которое состоялось в ноябре в Эр-Рияде. Там было принято решение о продолжении всесторонней поддержки «вооруженных отрядов оппозиции». В том числе и путем снабжения их все более современными средствами ПЗРК. Речь в данном случае идет о комплексах «Стрела» с ливийских складов, о массовых поставках которых боевикам СМИ сообщили на этой неделе.  Сам по себе этот факт с чисто военной точки зрения мало что меняет в балансе сил  внутри Сирии, поскольку существуют довольно эффективные средства противодействия таким комплексам. И нынешнее увеличение числа ПЗРК у оппозиционеров просто вынудит Дамаск активнее их использовать.

При этом Эр-Рияд не оставляет попыток задействовать в борьбе против режима и палестинцев. И недавнее убийство руководителя разведки ливанской Службы внутренней безопасности В.аль-Хасана предстает в новом свете. Мы уже говорили, что он очень активно контактировал с руководством одиозных палестинских группировок (типа «ФАТХ аль-Ислам») в самом Ливане с целью использования контролируемых ими лагерей в качестве перевалочных площадок по переправке иностранных джихадистов в Сирию. Не без его участия и  палестинские  лагеря в самой Сирии использовались боевиками в качестве «тыловых баз». А незадолго до своей гибели В.аль-Хасан  посещал ФРГ, где встречался с рядом эмиссаров ХАМАСа. Это были сторонники Х.Машаля, и речь шла о включении хамасистов в орбиту влияния саудовцев с целью активизации их участия в свержении режима Асада. Обратим внимание на то, что ливанский филиал ХАМАСа  представляет весомую силу, и встреча на нейтральной территории говорит о том, что обсуждались вопросы взаимодействия между ливанской безопасностью и хамасистами внутри самого Ливана. Это было перебором, и Дамаск принял решительные меры. Хотя, как представляется, это могли бы быть и катарцы, которым было крайне неприятно наблюдать активность креатуры своего «заклятого друга» на палестинской площадке. Особенно накануне визита эмира Катара в сектор Газа. В любом случае в Дохе, как представляется, не сильно горевали по вопросу гибели ливанца.

Вашингтону в этом случае отводится роль статиста, поскольку открывать кредитную линию для сирийской оппозиции он не готов. То, что США закрывают глаза на усиление исламистского сегмента в сопротивлении, а тем более – на снабжение его все более современными средствами вооружения, является большой геополитической ошибкой. Похоже, в Белом Доме понимают, что иной организованной силы у оппозиции нет, и пустили дело «на самотек». Единственное, что в Вашингтоне сумели сделать, это удержать  Анкару от стимулирования организации наступления отрядов боевиков на курдские районы Сирии. Само намерение боевиков это сделать с целью создания свободного плацдарма для своей тыловой поддержки на турецкой границе обнажило всю глубину только предстоящего конфликта не только внутри Сирии, но и на значительной территории региона Ближнего Востока. Эрбиль сразу же и безоговорочно поддержал своих сирийских братьев и начал отправку оружия и добровольцев в Сирию. И здесь Анкара испугалась. Откровенно испугалась. Поскольку получить полномасштабный фронт у себя дома было бы для Р.Т.Эрдогана очень некстати. Особенно с учетом позиции американцев в пользу безусловного диалога с курдскими сепаратистами.  Есть и еще один момент. Это слабая эффективность и пассивность противодействия курдам со стороны турецкой армии и жандармерии, которая попахивает откровенным саботажем на фоне недовольства силовиков монополизацией кураторства антикурдскими операциями руководством турецкой спецслужбы МИТ. Это был сознательный шаг Эрдогана, который делегировал эти полномочия своему ставленнику и директору МИТ Х.Фидану вместе с передачей в его ведение и крупнейшего армейского центра радиоэлектронной разведки. В этой ситуации МИТ вынуждена создавать свои вооруженные отряды спецназа с неограниченными полномочиями, что еще больше раздражает армию и жандармерию.

52.27MB | MySQL:103 | 0,646sec