О развитии ситуации в Сирии

Характер военных сводок из Сирии показывает нам (при  всех допущениях и ангажированности информации с обеих сторон), что повстанцы в настоящее время вступили в ожесточенную конкурентную борьбу между собой за право получения военной и финансовой помощи. «Революция» неизбежно встает на коммерческие рельсы, а само восстание приобретает все черты успешного бизнес-проекта.

Отметим, что боевики из Сирийской свободной армии (ССА) активизировали свои действия в пригородах Дамаска  и Алеппо аккурат в период сбора в Турции их основных конкурентов с целью избрания нового Единого военного командования (ЕВК). Цель всех этих спорадических и плохо подготовленных атак с громким информационным резонансом все та же – доказать мировым спонсорам, что ССА представляет собой влиятельную силу и ее рано сбрасывать со счетов.

Собственно ровно это и произошло в прошлом месяце, когда под давлением США был создан новый орган оппозиции, который должен был заменить собой аморфный Сирийский национальный совет (СНС) и находящуюся в «свободном полете» ССА. Собрание в Турции и избрание т.н. ЕВК был расценено в ССА как окончательный приговор. Отсюда и попытка поактивничать. Для этого у ССА еще есть кое-какие реальные боевые возможности в отличие от того же СНС, который безропотно повторил путь Учредительного собрания в России в 1918 году. С той только разницей, что роль «матроса Железняка» в данном случае взял на себя Вашингтон.

Важно понять, что действия ССА в настоящий момент не являются исключительно решением самого полковника Р. аль-Асаада и его близкого окружения. В данном конкретном случае за ними стоят ряд влиятельных фигур из турецкой МИТ. Это легко объяснимо: именно турецкие спецслужбы с самого начала стояли за проектом создания ССА и до последнего времени активно участвовали «в осваивании» выделяемых спонсорами и турецким правительством средств на ее деятельность. Кстати, точно такая же история была в свое время и с бандвижением в Чечне, когда турецкие спецслужбы очень плотно «сели» на каналы финансовой помощи боевикам. Теперь этот удачный бизнес-проект предлагается свернуть, поскольку «старик Боливар совсем выдохся, и двоих ему не вынести».  Если брать еще более обобщенно, то с отправкой на политическую периферию «революции»  СНС и ССА остается не у дел целый сонм высокопоставленных руководителей спецслужб и логистических посредников, к чему они совсем не готовы морально. Предложение же тем же деятелям из СНС и ССА «влиться» в новую структуру и переподчинить свои отряды новому руководству их спонсоров и их самих категорически не устраивает, поскольку они теряют контроль над финансовыми потоками и вынуждены будут довольствоваться «объедками с большого стола». Отсюда «кровная» заинтересованность  в том, чтобы продать себя «подороже», поскольку принципиальное и солидарное решение (США, Франция, КСА, Катар и Турция) о переориентировании основных каналов поддержки уже принято, и обжалованию не подлежит.

География боев в этой связи очень показательна. Отряды ССА вновь заявили о себе в пригородах Дамаска с особым акцентированным вниманием на международный столичный аэропорт. Появились в очередной раз заявления о том, что «повстанцы не могут гарантировать безопасность гражданских самолетов, совершающие рейсы в дамасский аэропорт». При этом как это всегда бывает у информационных атак, которые проводят оппоненты Башара Асада, они зачастую выглядят как выброс не сочетающихся друг с другом известий. Например, если верить полевым командирам ССА, то они «захватили столичный аэропорт», но при этом безопасность полетов гарантировать не могут. Помимо сомнений в их дееспособности возникают и вопросы в отношении правдивости всех этих заявлений. Тема «безопасности полетов» возникает всякий раз тогда, когда «на кону» очередное собрание  «друзей Сирии» с выделением траншей. У ССА просто нет других способов для привлечения к себе внимания, кроме как спекулирования на резонансной теме, которую наверняка  подхватят все информационные агентства. При этом любой гражданский авиалайнер, сбитый боевиками, автоматически ставит их «вне закона». При всем двуличии  пройти мимо такого события и не осудить его, СШАне смогут. В ССА (и не только в ней) это отчетливо осознают, поэтому дальше словесного  «прессинга» дело не пойдет. Именно, кстати, и по этой причине никто не берет на себя ответственность за теракты с использованием заминированных автомобилей, поскольку это выбивается «из рамок» западного понятия «борьбы за демократию».

Вместе с тем, если изучить сводки боевых действий не предвзято, то вырисовывается следующая картина. Отряды ССА совершают вылазки со своих баз в суннитских кварталах Дамаска и сельской местности в районе Алеппо, пользуясь дефицитом живой силы у войск режима. Скоротечный захват пункта на автостраде или блокирование дороги, ведущей на какую-нибудь военную базу, обычно заканчивается подтягиванием тяжелой техники и авиации сирийской армии, после чего  повстанцы быстро ретируются назад в суннитские кварталы или деревни, и вновь становятся «мирными жителями». Эта тактика очень неприятна для регулярных войск, но неспособна привести к организации крупного наступления и долговременного удержания стратегических плацдармов.

52.19MB | MySQL:103 | 0,458sec