Сильно ли санкционное давление на Иран?

Последние недели отмечены усилиями по наращиванию санкционного давления на Иран с целью принудить его свернуть реализацию военного компонента национальной ядерной программы. Инициаторами  выступают США  и Европейский союз. В конце ноября 2012 г. в США утверждены  новые антииранские санкции, направленные на сокращение мировой торговли с ИРИ  в сферах энергетики, судоходстве и металлургии. Санкции, вводимые в действие с февраля будущего 2013 г.,  будут негативно влиять и на активность Ирана в торговле золотом. Однако их главное назначение — существенно сократить нефтяные доходы ИРИ,  как заявил заместитель министра финансов США Дэвид Коэн. Новые ограничительные меры дадут возможность блокировать часть иранских нефтяных доходов в странах – клиентах Ирана по нефтеторговле. Эти доходы могут отныне использоваться Ираном лишь для покупки товаров в этих странах. Ответственность за  реализацию новых санкций ляжет на иностранные банки, занятые финансовыми операциями по продаже иранской нефти. В случае нарушения режима санкций они лишаются доступа  к банковской системе США. Вот еще одно сообщение о санкционном давлении. О нем сообщило 7 декабря иранское информационное агентство «Мехр». ЕС внес буровую компанию «Шемал» -одну из крупнейших компаний подобного профиля в Иране, специализирующуюся на  проведении буровых работ на большой глубине, в свой «черный список». В настоящее  время она занята контрактными работами в районе каспийского побережья Туркменистана. Как сказал  агентству   «Мехр»  исполнительный директор этой компании Хедаятолла Хадами, в своем письме в адрес «Шемал» ЕС не приводит причины, по которым налагает на нее санкционный режим, а лишь отмечает, что ее деятельность помогает развивать иранскую нефтедобычу, а санкции ЕС как раз и направлены  на пресечение подобной деятельности.

В ответ на эти и другие подобные санкции в Иране заявляют, что в стране научились их  успешно обходить. Именно об этом говорил 4 декабря президент Ирана М. Ахмадинежад  на церемонии пуска ряда промышленных объектов в Исфагане: « Наш народ, черпая силу в моральных ценностях  ислама и показывая несокрушимую волю, сумел не только преодолеть санкции, но и использовать их в качестве надежного стимула  для дальнейшего интенсивного прогресса страны… Враги не способны объективно осознать и оценить потенциал Ирана». Подобное же заявление сделал перед пятничным намазом 7 декабря главнокомандующий военизированными формированиями «Басидж» генерал Мохаммад-Реза Нагди: «Давление и санкции Запада, сталкиваясь с идеологией «Басидж», приводят лишь к прогрессу и процветанию нашей оборонительной отрасли».   «Если сегодня у нас есть самые сильные военно-морские соединения, максимально продвинутые в техническом отношении военно-воздушные силы и наземные силы, то все это – благодаря санкциям  Запада. Если бы не было санкций, то для достижения подобного прогресса нам бы понадобился целый век».

В качестве реакции на подобные слова приведем заявление авторитетного  германского еженедельника Der Spiegel, отметившего в своем последнем номере, что учитывая слабость своих ВМС и ВВС, Иран взял курс на то, что в будущей войне на Ближнем Востоке он будет использовать методы партизанской войны, где невысокое развитие таких родов войск будет не столь заметно. По данным Der Spiegel, иранские ВМС ни в коей мере не способны противостоять базирующимся в регионе американским военно-морским соединениям.

Генерал Нагди посетовал на то, что санкции не так сильны, иначе страна достигла бы  еще больших экономических успехов и пришла к подлинной автаркии. Вот еще один образец генеральской логики при описании санкционного бремени: «Если человек пробегает стометровку за 10 секунд, то в случае, если за ним погонится волк, он способен сократить время до 7 секунд». Достаточно парадоксально прозвучало и другое заявление генерала Нагди: « Если бы я был на месте наших переговорщиков  по атомной проблеме, я бы не настаивал на снятии санкций. Я бы говорил нашим врагам: Давите нас санкциями максимально, насколько это возможно, это дает нам положительный стимул.  Если у нас и будут какие-то требования на переговорах, они должны лежать в другой плоскости, не санкционной. Есть экономическая теория наших специалистов, согласно которой мы можем обрести благополучие, не зацикливаясь  на  нефтегазовой отрасли. Так вот, санкционный режим, сконцентрированный в основном на этой сфере, как раз и создает нам такую возможность. Именно этому учил лидер нашей революции. Еще в годы ирано-иранской войны покойный имам  (аятолла Рухолла Хомейни – В.М.)  учил нас стойкости, это же проповедует наш духовный лидер (аятолла Али Хаменеи – В.М.), заявляющий о необходимости экономики сопротивления. У нас есть громадный потенциал сопротивления, который мы до сих пор не используем в максимальной степени».

Идею громадного потенциала Ирана по сравнению со слабостью противостоящему ИРИ в ближневосточном регионе американскому оружию развивали в истекшую пятницу и видные богословы страны. Как показатель слабости США,  приводился факт падения на иранской территории американского беспилотника, прервавшего свой полет по техническим причинам. Эти причины толковались иранскими СМИ исключительно под углом зрения отставания соответствующей отрасли военной промышленности США, которой противопоставлялись несомненные успехи иранских ВВС, успешно использующих  созданные отечественными специалистами подобные легкие самолеты.  В Тегеране такие мысли высказал дебютировавший в качестве временного пятничного имама   член Совета Экспертов аятолла Мохаммад-Али Моваххеди-Кермани, подчеркнувший впечатляющее превосходство военных технологий Ирана в сравнении с американскими. Создание новейших достижений авиационно-технической мысли – беспилотных самолетов  – аятолла Моваххеди-Кермани связал не с конструкторами, а с Кораном и исламом. А пятничный имам североиранского города Сари Юсеф Юсефпур  вообще безапелляционно заявил, что эра доминирования США в сфер авиационных инноваций подошла  концу.

Действительно, иранские СМИ  в последнее время  много пишут о том, что их страна заметно продвинулась в проектировании и строительстве  беспилотников.  Обратимся к октябрьской 2012 г.  информации  агентства «Мехр»   о создании силами собственных специалистов отечественного беспилотного самолета, «находящегося на уровне мировых достижений в этой сфере, летающего бесшумно и взлетающего вертикально».  По  целому ряду характеристик «беспилотник  находится выше мирового уровня».  Его первые пробные полеты проходили  в присутствии высшего военного  командования  страны, лично наблюдавшего  полет  этого вида  техники, «не имеющего мировых аналогов».  Однако вот деталь, обнародованная  8 ноября Интернет-сайтом Iran.ru: «По мнению независимых экспертов, подобный аппарат был создан благодаря тому, что в прошлом году силами ПВО Исламской Республики был сбит американский беспилотник «Сентинел». Специалисты уверены, что иранские конструкторы для создания собственной военной техники использовали начинку «Сентинела».  Действительно, год назад  в иранских СМИ появилась информация о том, что военные на востоке страны подбили американский беспилотник RQ-170. Разбившийся аппарат даже показали в прямом эфире. США попросили вернуть им беспилотник,  но Тегеран ответил отказом.  Летательный аппарат   был оснащен новейшими системами наблюдения, радиолокации и электронной связи.  Предположительно, причиной падения аппарата стала кибератака спецслужб Ирана».

Возвращаясь к заявлению главнокомандующего военизированными формированиями «Басидж» генерала  Мохаммада-Реза Нагди, отметим его признание в том, в стране все же ощущаются проблемы в сфере экономики. Вот какой вывод делает Нагди: « Именно поэтому мы должны рассматривать санкции как стимул к развитию и росту, потому что они  дают нам творческие порывы». Однако реальность такова, что страна переживает острые экономические проблемы. Вот несколько свежих фактов. В стране идет обрушение национальной валюты. В истекшую пятницу соотношение доллара к иранскому туману на черном рынке Тегерана достигло 3010, поднявшись  за один день на 80 пунктов. Еще в сентябре это курс равнялся 2300 туманов за 1 американский доллар. За последние месяцы объемы экспорта иранской нефти в 9 стран — крупнейших партнеров ИРИ в этой сфере – уменьшились на 20%. В целом, нынешний  ежемесячный экспорт иранской нефти опустился до 3 миллиардов долларов против 10 миллиардов в прошлом году. Министр здравоохранения и фармацевтики страны д-р Марзийе Вахид-Дастрджерди  в истекшую субботу вновь обратилась к правительству и Центробанку выделить необходимое финансирование для производства медицинских препаратов внутри страны или их импорта. Сфере необходимо до конца иранского 1391 г. (то есть, до 21 марта 2013 г.) 2,5 миллиарда долларов, однако за минувшие 9 месяцев года выделено всего 600 миллионов долларов. Причина – санкции в финансовой сфере. По этой же причине на грани краха находится Фонд пенсионного обеспечения иранских рабочих, пишет информационное агентство труда ИЛНА. «Все, кто намеренно раздувают слухи о  негативном влиянии санкций и о том, что наши граждане более не могут их переносить – это люди, разуверившиеся в исламском строе, которых мы клеймим позором», — написала по этому поводу ведущая вечерняя газета страны «Кейхан». Однако факты – упрямая вещь.

52.26MB | MySQL:103 | 0,539sec