О развитии ситуации в Сирии

Бои за палестинский лагерь Ярмук в предместье сирийской столицы, кульминация которых наступает в настоящее время, знаменуют собой провал очередных попыток оппозиции переломить ход войны и овладеть стратегической инициативой. При этом палестинский лагерь уже очень продолжительное время являлся «тыловой базой» боевиков, откуда, наряду с другими суннитскими кварталами, и осуществлялись основные  вылазки по захвату целей в Дамаске. Палестинцы после ухода руководства ХАМАСа из Сирии явно качнулись в сторону оппозиции, тем самым нарушив основной принцип «нейтральности», который провозгласили все основные палестинские организации.  Попытка суннитских монархий в лице, прежде всего, Саудовской Аравии, через своих ливанских союзников разыграть палестинскую карту чревата очень большими последствиями не только для развития ситуации в Сирии, но и в Ливане.

То, что сейчас мы наблюдаем на примере событий в Ярмуке, называется ликвидацией крупнейшей тыловой базы и рассадника боевиков, в результате блокирования лагеря и создания гуманитарных коридоров «для выхода мирных жителей». Реально из лагеря выдавливается палестинское население, без которого само существование этого лагеря ставится под вопрос, что, безусловно, в нынешней ситуации выгодно для Дамаска. В общем-то, эта политика хорошо иллюстрируется статистикой выросшего за последние дни на 75% потока беженцев из Ярмука в «зоны безопасности» и соседний Ливан. Политика выдавливания из страны «нелояльных» палестинцев  налицо. Особенно с учетом нарастающей тенденции по переходу палестинских организаций на сторону сирийской оппозиции. Причем это происходит не только в Сирии, но и в Ливане. Например, недавно стало известно о прекращении пакта «о безопасности» между шиитской радикальной организацией «Хизбалла» и палестинской организацией «Ансар Алла», которая насчитывает порядка 200 бойцов. Совершенно очевидно, что такой разрыв обусловлен поддержкой «Хизбаллой» режима Асада.

«Зачистка» Ярмука начнется через несколько часов. При этом говорить о массированных воздушных ударах по лагерю не приходится. Об этом говорит число жертв в «восемь человек», которые приводят сами оппозиционеры.  При «массированных ударах» авиации счет идет на сотни. Скорее, авиация уничтожает опорные пункты и баррикады.

Если проанализировать новости о характере боев по всей Сирии, при всей условности поступающих данных, то вырисовывается следующая картина. Как мы и предполагали, отряды Сирийской свободной армии (ССА) предприняли во многом самоубийственную акцию демонстрации своей силы. При этом она была достаточно широко распиарена в зарубежных СМИ, а министр иностранных дел Франции вообще отвел «режиму Башара считанные дни». Одновременно стало известно о том, что французский спецназ получил приказ о разработке плана по захвату складов сирийской армии с химическим оружием, в случае выхода ситуации из-под контроля. Но пропагандистская кампания «с химическим оружием» выдыхается по мере очевидной неудачи с организацией «генерального наступления» со стороны боевиков.

В «сухом остатке» – отряды оппозиции были вынуждены отступить из городских кварталов в предместья, а в ряде случаев – еще и попали в окружение. Это, кстати, говорит о плохой связи между отрядами и единым командованием. «Штурм Дамаска» с позиции Ярмука и суннитских предместий также не удался, судя по последним сообщениям. Повторяется старая история, когда повстанцы очень хорошо себя чувствуют в «родных районах», но теряют уверенность, как только входят в христианские или алавитские кварталы.

О том, что такая акция руководством ССА была синхронизирована с турецкими кураторами, тоже не является большим секретом. Анкара не оставляет попыток спасти свой  проект под названием ССА. В этой связи примечательно, что в плане премьер-министра Р.Т.Эрдогана по Сирии, который он представил российской стороне, именно ССА названа «основной силой, на базе которой должна быть создана новая армия Сирии после ухода Б.Асада».

С самого начала этого «генерального наступления» стали очевидны все основные недостатки повстанцев: плохая управляемость войсками, отсутствие синхронизации в действиях и т.п. Пока эти моменты плюс превосходство сирийских военных в тяжелой технике и авиации обеспечивают возможность режиму при дефиците живой силы удерживать основные города и военные базы под своим контролем.  Вопрос о восполнении дефицита живой силы Дамаск пытается в настоящее время решить путем возможного направления иранского воинского контингента в Сирию, на что Тегеран пока реагирует неохотно, ограничиваясь направлением боеприпасов, советников и частей спецназа. Официальный вход иранских войск очень невыгоден для режима Асада прежде всего в пропагандистском плане, ровно как и иностранная интервенция с целью поддержки повстанцев. Но такая вероятность существует, и в случае крайней ситуации Дамаск имеет все международно-признанные основания  такую помощь запросить.

62.58MB | MySQL:102 | 0,478sec