Египет: закономерное развитие ситуации

Ситуация в Египте развивается по закономерному сценарию. Президенту АРЕ Мухаммед Мурси и сплотившимся вокруг него исламистам удалось реализовать главный пункт своей повестки дня. Страна проголосовала в первом туре референдума за предложенный президентом проект новой конституции. При этом необходимо отметить, что даже в крупных городах Каире и Александрии, где наиболее сильны позиции оппозиции, она уступила исламистам. Таким образом, второй тур, в котором должно участвовать в основном население сельских районов, становится во многом формальностью. Не согласимся в данном случае с оценками  ряда аналитиков, которые утверждают, что зажиточные фермеры поддержат при голосовании оппозицию. Представляется, что фермеры, как, впрочем, и другие представители  крупного и среднего бизнеса, остро ощущают необходимость стабильности и определения ясных правил игры. Их в меньшей степени, чем представителей старой элиты и интеллигенции, волнует тема политических свобод и законов шариата. Мурси обещал им равные условия для старта, и это сейчас имеет преимущественное значение для итогов референдума.

Отсюда и вялая реакция оппозиции, которая, несмотря на грозные заявления, не смогла собрать достаточно внушительный митинг своих сторонников по итогам первого тура референдума. Согласимся с рядом экспертов в том, что сейчас митинговая активность сторонников оппозиции в большинстве случаев стимулируется не только идеологическими убеждениями (хотя они, конечно, по инерции еще присутствуют), но и финансовыми вливаниями представителей старой бизнес-элиты. Очевидно, что она расценивает принятие новой конституции с подачи Мурси как своеобразную «точку невозврата», после прохождения которой  начнется активный процесс перераспределения национального продукта. Это, безусловно, сложный процесс, запрос на который существует в подавляющем большинстве египетского общества. И задача Мурси в данном контексте  не допустить ошибки прежднего режима, который не смог обеспечить равный допуск всех желающих «к экономическому пирогу» и создать внятную систему «социального лифта» для молодежи. При этом заметим, что именно выполнение последней задачи является для всех режимов «победившей демократии» в арабском мире темой «номер один» для своего политического выживания.

Несомненно также, что новая конституция необходима Мурси для закрепления своих позиций во власти с целью проведения  крайне непопулярных экономических реформ. Без их осуществления невозможно будет стабилизировать ситуацию, а это будет означать постоянный «дамоклов меч», который не даст новому режиму возможности идти дальше. Напомним, что по прогнозам экспертов уже к 2017 году Египет столкнется с продовольственным кризисом даже при нынешних темпах развития сельского хозяйства. И это только часть проблемы.

Пока подразумевается переход к системе жесткой экономии бюджетных расходов и отмену дотаций на топливо, электроэнергию и продовольствие. Будет претворен  в жизнь и уже подготовленный правительством законопроект о «борьбе с инфляцией». Все это вызовет падение жизненного уровня населения,  и избежать социального взрыва Мурси и его сторонники  смогут только при единой консолидированной поддержке со стороны законодательной, исполнительной власти и силовиков.

Собственно с этой целью и предпринималась попытка введения конституционной декларации, которая вызвала массовые протесты. На случай провала идеи референдума или затягивания сроков его проведения именно эта декларация позволяла Мурси проводить в жизнь непопулярные меры. Это был страховочный вариант, и теперь необходимость в нем отпала. При этом обращать серьезное внимание на заявления оппозиции о якобы имеющей место  попытке с подачи эмиратовских спецслужб организовать заговор с целью захвата и похищения Мурси, не надо.

Второй задачей, которую будет решать и уже решает египетское руководство синхронно с проведением реформ в экономической сфере, это активизация своего посредничества в рамках ближневосточного урегулирования (БВУ). Это также имеет важное значение для «смягчения» возможного народного недовольства. Идея возрождения Египта как глобальной региональной державы очень востребована в египетском обществе, несмотря  на их политические убеждения.  Каир стал активничать  на ближневосточном треке именно из этих соображений даже в период внутренней нестабильности. Египетские спецслужбы охраняли лидера ХАМАСа Х.Машаля  в период  его визита в сектор Газа, Каир публично подчеркнул свою поддержку бойцам  движения и т.п. А это свидетельствует о серьезности намерений нового египетского руководства.

52.23MB | MySQL:103 | 0,571sec