Европейские законы о богохульстве и исламское сообщество Старого Света

Численность мусульманских общин в странах Европы увеличивается с каждым годом, делая голос исламского сообщества на континенте всё громче, а мнение о различных аспектах социально-политической жизни всё весомее. Давно прошли те времена, когда приехавшие в бывшие метрополии мусульмане адаптировались к новым для себя условиям, чаще всего так или иначе подстраиваясь под правила принимающего общества. Сегодня размеры и влияние мусульманских общин в государствах Старого Света таковы, что позволяют им открыто демонстрировать своё стремление переделать правила европейских обществ под себя и привести их в соответствие со своими потребностями. Европейские мусульмане зачастую не стремятся узнать хоть что-то о своих гражданских обязанностях, зато обычно очень хорошо осведомлены о своих правах. И ещё больше о тех правах, которых у них нет, но которые они очень хотели бы получить. Ярким примером этого является ситуация с законами о богохульстве (blasphemy laws), действующими во многих странах Европы.

Распространения их действия на ислам и мусульман члены общин с разной степенью интенсивности добиваются ещё с прошлого века. Например, в Великобритании подобные кампании начались ещё в 1980-х гг. Однако события 2012 г. придали этим попыткам новый мощный импульс. Речь, прежде всего, идёт о скандальном низкопробном фильме  «Невинность мусульман», в котором высмеивается пророк Мухаммед и его вероучение. В сентябре это спровоцировало массовые протесты мусульман по всему миру, нередко приводившие к разгрому европейских посольств и консульств, а также ставшие причиной убийства американского посла и сотрудников дипмиссии США в Ливии. Выход этого фильма вновь подтолкнул европейских мусульман к усилению давления на правительства Старого Света с целью добиться расширения юрисдикции законов о богохульстве.

В настоящее время наиболее активные усилия в этом направлении предпринимают международные мусульманские организации вроде Организации исламского сотрудничества (The Organization of Islamic Cooperation, ранее Организация Исламская конференция). В полном соответствии со своей целью обеспечения исламской солидарности в разных сферах деятельности, организация, в которую входят 57 стран, оказывает всё возрастающее давление на государства Запада по вопросу о расширении юрисдикции законов о богохульстве. Главная цель кампании, провозглашённой во имя «религиозной толерантности» – приравнять любую критику ислама или пророка Мухаммеда к международному преступлению. Об этом в своей статье «Мусульмане лоббируют законы о богохульстве в Европе» (Muslims Pressing for Blasphemy Laws in Europe) пишет эксперт Института Гейтстоуна (Gatestone Institute) Соэрен Керн.

В очередной раз о необходимости принятия европейскими странами нужных исламскому сообществу законодательных мер 26 ноября 2012 г. в Вене на церемонии открытия спонсируемого Саудовской Аравией Международного центра короля Абдаллы по межрелигиозному и межкультурному диалогу говорил Генеральный секретарь ОИС Экмеледдин Ихсаноглу: «Исламофобия приводит к преступлениям на почве ненависти, и как таковая, она порождает страх, чувство стигматизации, маргинализации, отчуждения и отторжения. Запад должен более широко трактовать преступления на почве ненависти и решить проблему дефицита информации, а кроме того, принять соответствующее законодательство и эффективно его применять. Наряду с национальным законодательством, страны Запада должны также внедрить международные обязательства и согласованные нормы».

При этом одной из основных целей Международного центра короля Абдаллы в Вене, призванного, по словам учредителей, «способствовать диалогу между основными мировыми религиями для того, чтобы не допустить конфликта», также будет лоббирование интересов мусульманского сообщества в деле расширения содержания законов о богохульстве. Хотя в самую активную фазу подобные кампании вошли только сейчас, ранее в различных европейских странах местными общинами неоднократно предпринимались попытки лоббирования подобного рода. Например, особенно долгую историю они имеют в Великобритании.

Уже в начале 1980-х гг. мусульмане Соединённого Королевства, среди прочего, воодушевлённые революционными переменами в Иране и приехавшими оттуда в страну проповедниками, предпринимают попытки изменения британского законодательства и давления на институты власти через массовые акции протеста, митинги, беспорядки. Распространение действия Закона о богохульстве на ислам уже в тот период было одним из главных требований, выдвигавшихся в ходе подобных акций. Существовавший Закон о богохульстве защищал от посягательств со стороны исключительно господствующую англиканскую церковь. Однако начавшееся в этот период в Британии мусульманское религиозное возрождение вызвало у адептов ислама стремление подчеркнуть свою религиозную идентичность и добиться законодательства, сравнимого с «расовым правом», которое защищало бы их именно в этом статусе.

Между тем, действия британских властей (как и правительств многих других государств Европы) в данной области были весьма противоречивыми. В 1983 г. Палата лордов признала сикхов этнической группой, на основании чего было вынесено обвинительное заключение в адрес школьного учителя, запретившего ученику носить тюрбан. Однако в 1988 г., когда дело дошло до судебного разбирательства по поводу отказа мусульманину в краткосрочном отпуске в связи с религиозным праздником, Палата отказала последним в признании их этно-расовой группой на основании Акта о расовых отношениях от 1976 г., а, поскольку с точки зрения действовавшего законодательства, права представителя меньшинства нарушены не были, никаких санкций не последовало. Позднее предприниматель, отказавшийся принять на работу мусульман, поскольку он считал их экстремистами, был обвинён лишь в дискриминации представителей этнических, но не религиозных меньшинств. В связи с этим, перед мусульманским сообществом встала острая проблема признания не только этнического аспекта их идентичности, но и защиты религиозного статуса.

Тем не менее, мусульманам Великобритании не удалось добиться расширения положений Закона о богохульстве. В 2008 г. власти страны отменили его в Англии и Уэльсе. Впрочем, двумя годами ранее после долгих прений и нескольких редакций был принят Акт о расовой и религиозной ненависти (Racial and Religious Hatred Act), согласно которому преступлением объявлялось умышленное разжигание в отношении людей религиозной ненависти по религиозному признаку. Законопроект два раза не был утверждён парламентом в 2006 г., поскольку его члены полагали, что положения такого закона будут противоречить принципам свободы слова и самовыражения. Мусульманский совет Великобритании (МСВ), один из наиболее представительных органов сообщества, посчитал, что включение гарантий свободы слова в законопроект о преследовании расовой и религиозной ненависти, ставшее возможным благодаря положительному голосованию 149 членов Палаты лордов, являлось недостаточным для обеспечения подобного равенства. Представители совета заявили, что, необходимо расширить сферу его действия, с тем, чтобы обеспечить мусульманскому сообществу одинаковую степень защиты с общинами евреев и сикхов. Председатель организации, сэр Икбал Сакрани прокомментировал эту ситуацию следующим образом: «Данный законопроект должен был закрыть лазейку в законодательстве, согласно которой одни религиозные конфессии были защищены от разжигания расовой ненависти, а другие – нет. Этим пользовались ультраправые группы, в последние годы всё чаще выбиравшие британских мусульман мишенью для провокаций. Свобода слова никогда не находилась под угрозой со стороны законов о разжигании расовой ненависти, не произошло этого и после утверждения данного законопроекта. Ситуация не только несправедлива, но и делает работу тех, кто участвует в развитии единого и гармоничного общества в Великобритании ещё более трудной».

Тогда точку зрения руководителя МСВ поддержал и член парламента Джордж Галлоуэй, заявивший, что Акт о расовой и религиозной ненависти делает преследование за подобную деятельность практически невозможным. Галлоуэй также добавил, что «законопроект о разжигании религиозной ненависти всегда был резиновым молотком, но итоговый результат абсолютно бесполезен. То, что произошло, является оскорблением, особенно для тех в мусульманской общине, кто сталкиваются с фанатизмом из-за религии и кто хочет только того, чтобы закон относился к ним так же, как и к страдающим от расовой дискриминации».

Как бы то ни было, после вступления акта в силу британские мусульмане вряд ли могут на что-то жаловаться, поскольку власти на местах нередко делают куда больше, чем необходимо, чтобы соответствовать положениям акта. Так, например, следствием этого закона стали нездоровые проявления толерантности в государственных и общественных учреждениях по всей стране. В школах отменяли рождественские постановки, потому что они мешали мусульманскому празднику Ид аль-Адха, из календарей исключались упоминания Пасхи и Рождества, чтобы, не дай Бог, не разжечь у кого-нибудь религиозную ненависть. В Шотландии одному из местных полицейских департаментов пришлось извиняться за использование в своей социальной рекламе щенка, поскольку в исламе собаки считаются нечистыми животными. В то же время Скотланд-Ярд заявляет, что бросание мусульманами ботинка в другого человека не подпадает по действие акта, поскольку является исламской символической практикой. И так далее, и тому подобное.

Тем не менее, мусульманским общинам страны, кажется, не достаточно даже этого. Потому во второй половине 2012 г. они развернули кампанию, направленную на восстановление Закона о богохульстве, естественно, в расширенном варианте. Соответствующая петиция была направлена премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону: «Не подлежит сомнению, что Великобритания является ключевым игроком в поддержании глобальной гармонии. Британские парламентарии достигли выдающегося прогресса в искоренении расизма, антисемитизма, дискриминации, неравенства и других факторов, причиняющих боль всем гражданам. Доверие и надежда миллионов британских мусульман заключены в нас самих, как в представителях сообщества и членах парламента, которые должны призвать к изменениям в законодательстве для защиты чести символов веры ислама и других религий».

Эта петиция стала продолжением таких шагов в данном направлении, как сделанное в феврале 2012 г. обращение к британскому правительству связанной с движением «Братья-мусульмане» группы активистов, попросивших власти наложить ограничения на освещение британскими СМИ тем, связанных с исламом и мусульманами. Ещё одним поводом привлечь внимание стала выставка «Месяц осведомлённости об исламофобии» (Islamophobia Awareness Month) в стенах британского парламента и одноимённая месячная кампания, организованные мусульманской группой лоббирования ENGAGE. Основной целью давления на парламентариев в данном случае также было расширение существующего Акта о религиозной ненависти для обеспечения большей защиты мусульман.

В то же время, закон о богохульстве соседней Ирландии, вступивший в силу в январе 2010 г., некоторыми государствами мусульманского мира приводится в качестве примера. Так, по данным издания Irish Times, именно этот закон представители Пакистана цитировали на заседаниях ООН в поддержку своих собственных законов о богохульстве. Согласно ирландскому акту, любая кощунственная клевета наказывается штрафом до 25 тыс. евро.

Тем не менее, в некоторых европейских государствах происходят прямо противоположные процессы. Так, парламент Нидерландов одобрил предложение об отмене закона, делающего преступлением оскорбление Бога. 147-я статья голландского уголовного кодекса была введена в 1930-м г. и к настоящему моменту не использовалась уже больше полувека, поскольку не было необходимости. После долгого перерыва внимание к этому закону вновь было привлечено в июне 2011 г. во время судебного процесса над лидером Партии свободы Гертом Вилдерсом, которого обвиняли в разжигании ненависти и дискриминации мусульман. Тогда судья постановил, что заявления Вилдерса, сравнивавшего Коран с «Моей борьбой» Гитлера, а сам ислам с фашистской идеологией, являются «приемлемыми в контексте общественной дискуссии», и политик имеет право критиковать ислам, хотя его мнение, возможно, оскорбило некоторых мусульман.

Комментируя исход суда, Вилдерс заявил, что решение суда стало не только оправданием для него лично, но и победой свободы слова в Нидерландах». Решение Нидерландов отказаться от Закона о богохульстве было с одобрением воспринято международными активистами защиты свободы слова, которые уже давно называют подобные законодательные нормы устаревшими и угрожающими свободе слова. Активисты посчитали принятое голландским парламентом решение серьёзной победой, пришедшей в важный момент, когда мусульмане континента наращивают давление на европейские правительства с тем, чтобы те предпринимали обратные шаги. И здесь поле деятельности по-прежнему является очень большим, поскольку многие страны Европы имеют законы о богохульстве, ограничивающие свободу выражения мнений.

Согласно докладу «Вопрос о регулировании и преследовании богохульства, оскорблений на религиозной почве и подстрекательств к религиозной ненависти» (The Issue of Regulation and Prosecution of Blasphemy, Religious Insult, and Incitement to Religious Hatred), опубликованному Венецианской комиссией, консультативным органом Совета Европы по конституционным вопросам, богохульство является преступлением в Австрии, Дании, Финляндии, Греции, Италии. А религиозное оскорбление преследуется по закону в таких государствах, как Андорра, Кипр, Хорватия, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Италия, Литва, Норвегия, Польша, Испания, Португалия, Словакия, Швейцария. Здесь можно добавить, что события 2012 г. сделали данную проблему чрезвычайно актуальной и для России. Однако анализ вариантов её решения и выходов и сложившейся ситуации – это тема для отдельной статьи.

Что же касается фильма «Невинность мусульман», во многом ставшего катализатором не только очередной волны антизападных протестов в мусульманском мире, но и волны требований, касающихся законов о богохульстве, то в исламском мире ему уже готовят ответ. Да какой! Состоящий из 7 полнометражных фильмов сериал о пророке Мухаммеде, сценарий для которого написал египетский богослов Юсуф аль-Кардауи. Озвученные объёмы финансирования ещё до начала съёмок превышают 1 млрд долларов! Такие данные в декабре 2012 г. привел катарский телеканал «Аль-Джазира». По замыслу создателей, фильм на английском языке будет в значительной степени рассчитан на западную аудиторию и призван смягчить антиисламские настроения в США и Европе. Вне всяких сомнений, такую инициативу можно считать гораздо более достойной реакцией на исламофобское низкопробное  «творение», чем варварские погромы и агрессивные протесты у посольств стран Запада по всему миру, сопроводившие выход «Невинности мусульман» в сентябре 2012 года. Вполне возможно, что подобный адекватный подход способен существенно снизить число критикующих ислам европейцев, так что вопрос о законах о богохульстве перестанет быть одной из главных тем в текущей повестке дня.

52.34MB | MySQL:103 | 0,481sec