Межафганские переговоры в Шантильи

Предварительный официальный обмен мнениями состоялся. Согласно материалам пакистанских СМИ, 20–21 декабря 2012 г. во Франции в уединенном замке Шантильи к северу от Парижа при посредничестве Фонда стратегических исследований представители различных политических сил Афганистана встретились за закрытыми дверями. Принципиальным отличием от прежних подобных мероприятий было участие во встрече уполномоченных лидера афганских талибов муллы Омара.

Около 20 афганцев, сторонников правительства президента Хамида Карзая, а также представители политической оппозиции и боевой группировки Хизб-е-Ислами предприняли попытку переговоров.

Впервые с октября 2001 г. высокопоставленные члены афганского Талибана согласились сесть за стол переговоров с представителями правительства Х. Карзая и другими оппозиционными группами. (Талибы, правившие в Афганистане с 1996 по 2001 гг., были отстранены от власти в результате военного вторжения США/Великобритании в октябре 2001 г. В течение последних одиннадцати лет талибы с оружием в руках выступали против иностранных войск и поддерживаемого США правительства Хамида Карзая.)

Переговоры в Европе были инициированы сторонниками президента Х. Карзая с целью привлечь талибов и других его оппонентов к участию в связи с планом США/НАТО/МССБ по выводу войск западной коалиции в 2014 г. Государственное устройство, как и политические перспективы Афганистана, после указанной даты неясны, и многие эксперты высказывают опасения по поводу возможного начала многосторонней гражданской войны как альтернативы процессу примирения.

Место проведения встречи было выбрано не случайно. Страны Запада, крайне заинтересованные в переговорах, даже сняли такой раздражающий для талибов фактор, как присутствие американцев или пакистанцев. Состав участников переговоров в Шантильи действительно был афганским, что отвечало основной задаче «внутриафганского и руководимого афганцами процесса урегулирования».

На переговорах были высказаны две основные позиции. Первая — сторонниками президента Афганистана Х. Карзая; вторая — афганским движением Талибан.

Действующее руководство Исламской Республики Афганистан заранее подготовило Декларацию, предоставляющую, по их мнению, широкие возможности для талибов в рамках возможного политического урегулирования с целью положить конец войне в стране. «Дорожная карта мира» включала несколько положений. Среди них — необходимость убедить талибов и другие вооруженные группировки согласиться на прекращение огня в качестве предварительного условия переговоров о «нарождающейся демократии в стране». В дальнейшем планируется, что лидеры талибов разделят власть с действующим правительством и/или будут назначены на должности губернаторов провинций на юге и востоке Афганистана, где в основном проживают этнические пуштуны. В качестве первого шага в этом направлении администрация Х. Карзая добилась освобождения части заключенных талибов, содержавшихся в тюрьмах Пакистана. Дальнейший этап «Дорожной карты мира» Х. Карзая предусматривает переговоры в Саудовской Аравии в 2013 г. с участием Пакистана и США.

Но не все так гладко прошло в стане сторонников Х. Карзая. Этнические таджики и хазарейцы из антиталибского Северного альянса, которые приняли участие в заседании, высказали сомнения в вопросе предоставления больших полномочий властям на местах. Талибы традиционно выступали и выступают за сильное центральное правительство. Таким образом, остается открытым вопрос — одобрит ли подобную инициативу правительство Х. Карзая.

Позиция муллы Омара, лидера Исламского Эмирата Афганистан (ИЭА) в 1996–2001 гг., была представлена Шахабуддином Дилаваром и Наимом Вардаком. В годы существования ИЭА Ш. Дилавар занимал пост заместителя главы Верховного суда. Для поездки во Францию ООН предоставило ему специальное разрешение, так как на него, как члена запрещенной исламистской группировки, распространяется запрет на поездки в рамках международных санкций.

На встрече в Шантильи речь не шла о каких-либо политических обязательствах. Представители талибов изложили свои политические требования. В частности, они отвергли электоральные инициативы, заявив, что выборы 2014 г. «не принесут никакой пользы для решения афганской проблемы», потому что они планируются «под иностранной оккупацией».

Вечером 21 декабря Ш. Дилавар и М. Наим распространили заявление, в котором подвергли резкой критике позицию официального Кабула. «Оккупанты и их друзья не имеют четкой “Дорожной карты мира”. Иногда они говорят, что мы хотим говорить с исламским эмиратом, но иногда они говорят, что мы будем говорить с Пакистаном. Такая расплывчатая позиция никогда не приведет к миру», — говорилось в заявлении.

Первым и основным условием представителей талибов по восстановлению мира в Афганистане является немедленный и полный вывод иностранных коалиционных войск из страны. Они оставили открытой возможность вступления в политическую борьбу после 2014 г. «Мулла Омар неоднократно подчеркивал, что мы не стремимся к монополии на политическую власть, мы хотим правительства всех афганцев в нашей любимой стране», — говорилось в декларации Шантильи. Талибы также поставили вопрос о будущем государственном устройстве Афганистана, выдвинули требование о разработке новой конституции страны в качестве предварительного условия процесса мирных переговоров. «Действующая конституция Афганистана не имеет для нас значения, так как она была принята под грохот бомбардировщиков B-52. Исламскому эмирату во имя блага своей мужественной нации необходима конституция, основанная на принципах священной религии ислама, национальных интересах, исторических достижениях и социальной справедливости».

В декларации ставился вопрос об уважении прав человека и политических свободах для афганцев. Конституция, по мнению талибов, гарантирует предоставление «гражданских, личных и политических прав», которые должны быть «одобрены народом». Новая конституция не должна содержать ни «одной статьи, подвергающей сомнению исламские ценности, национальные интересы и афганскую культуру».

Талибы выразили озабоченность отступлением от заявленного США/НАТО/МССБ графика вывода иностранных войск из Афганистана.

Западная пресса характеризовала встречу как значительный успех, прорыв в переговорах с талибами, возможный выход за рамки предварительных условий. В действительности каждая из сторон высказала свои требования, в которых общим ключевым словом является слово «Афганистан».

62.83MB | MySQL:102 | 0,478sec