Судан-ССАГПЗ: осложнение отношений

Заключительное коммюнике лидеров шести государств-членов ССАГПЗ, которое было выпущено по итогам только что завершившейся сессии этой организации, характеризует собой, по оценке ряда аналитиков, «новый этап» более четкого структурирования этой организации в условиях  растущего «градуса» противостояния аравийских монархий с шиитским Ираном. Отсюда попытка, прежде всего, усилить военный компонент организации, хотя даже при «ударных» темпах координации своих военных усилий, страны-члены ССАГПЗ  вряд ли в ближайшее обозримое время  смогут сравняться по уровню с военным потенциалом ИРИ Единственной гарантией безопасности суннитских монархий еще очень долгое время будет «зонтик» в лице США и их западных союзников. Да и глубинные противоречия между Саудовской Аравией и Катаром за лидерство в мусульманском мире тоже никто не отменял.

Но сейчас отметим еще один момент этого коммюнике. В нем нет никакого упоминания  о ситуации в Судане, что большинством аналитиков отмечается как индикатор крайней степени недовольства аравийских монархий степенью сближения между Хартумом и Тегераном.

ССАГПЗ традиционно во всех своих заключительных коммюнике в обязательном порядке касался темы межсуданского урегулирования и динамики развития ситуации в Дарфуре. Но в последнее время резко ухудшились отношения между Эр-Риядом и Хартумом, что, безусловно, отразилось и на тексте нынешнего итогового документа. Начиная с октября с.г., суданское руководство дважды позволяло кораблям иранских ВМФ заходить в Порт-Судан «с дружественными визитами». Однако, эти визиты вызывали в Эр-Рияде ярко выраженную нервозность, поскольку все это происходило в непосредственной близости от саудовского побережья.

Такая политика Хартума, которая, несомненно, санкционировалась лично президентом О.аль-Баширом, вызвала раскол в правящей Партии Национального конгресса (ПНК). Министр иностранных дел Судана А.Карти публично предостерег суданское руководство о последствиях усиления связей с Ираном. «Я не говорю, чтобы мы становились антагонистами Тегерана, но усиление степени контактов с Ираном очень нервозно воспринимается в странах Персидского залива, которые считают, что это угрожает их безопасности. Я знаю, что наши отношения с иранцами никоим образом не  вредят  странам Залива, но некоторые наши действия воспринимаются ими крайне негативно. И визиты военных иранских кораблей — одно из таких действий», — заявил А.Карти по национальному телевидению.

Последнее коммюнике ССАПГЗ выдержано в крайне резких тонах по отношению к тому, что предполагается обозначать как «шиитская экспансия»: «Совет выражает осуждение и неприятие продолжающихся попыток Ирана вмешиваться в дела Залива. И призывает положить этому конец». Нарочитое игнорирование «суданской темы» в этом контексте свидетельствует о том, что аравийские монархии требуют от Судана четко определиться в своих внешнеполитических симпатиях. «Суданская тема» вообще  никоим образом не звучала на последнем совете ССАПГЗ, но руководитель суданской разведки имел очень жесткий разговор со своим саудовским коллегой «на отдельной площадке» именно по теме «судано-иранского сближения».

При этом большинство аналитиков признают, что экономическая ситуация в Судане диктует необходимость выстраивания в первую очередь прочных отношений именно со странами-членами ССАГПЗ, а не с Ираном. Аравийские монархии являются на сегодняшний день крупнейшими инвесторами в суданскую экономику, особенно в области производства сельскохозяйственных продуктов и торговли. Они также являются основной надеждой Хартума для получения займов с целью ликвидации дефицита бюджета и пополнения запасов наличной валюты. Этот момент  особенно важен в условиях эмбарго со стороны Запада. И это не говоря уже о посреднической роли Дохи по вопросам межсуданского урегулирования и нормализации ситуации в Дарфуре, что сопровождается обещаниями крупных инвестиций в экономику этого региона.

Справедливости ради скажем, что пока эти обещания во многом остаются словами, если не считать катарские финансовые дотации «примирившимся» дарфурским партизанам. А с марта прошлого года фактически заморожены и все экономические контакты между Саудовской Аравией и Суданом. Иран, который сам испытывает дефицит наличной валюты, конечно вряд ли рассматривается суданским руководством как «генеральный спонсор». Но в отличие от тех же аравийских монархий, иранцы снабжают суданцев «в кредит» боеприпасами, что для них принципиально важно с точки зрения сдерживания активности повстанцев в проблемных штатах.

Это не означает, конечно, что Судан  окончательно переходит в орбиту влияния Ирана. Это невозможно по многим причинам, в том числе и конфессионального порядка. Скорее всего, Хартум таким образом просто пытается решить вопрос своей обороноспособности в условиях жесточайшего финансового кризиса. И такая ситуация скорее всего очень быстро изменится по мере возобновления транзита южносуданской нефти и экспорта углеводородов.

52.45MB | MySQL:103 | 0,455sec