Йемен: новый политический кризис

Недавние бои в йеменской провинции Мариб явились логичным продолжением серии диверсий, которые были произведены «неизвестными лицами»  на линиях ЛЭП и нефтепроводах. Версия ряда аналитиков о том, что возможно эти диверсии стали следствием недовольства племенной верхушки Мариба недостаточным размером «арендной платы» за транзит электричества и нефти, по нашим данным, не соответствует действительности. Собственно этим немаловажным обстоятельством и объясняется довольно жесткая реакция властей и армии, которая подвергла опорные пункты «неустановленных лиц» бомбардировкам и артобстрелам с последующим вводом в них воинских подразделений. В случае правильности такой версии племенного недовольства президент А.Хади три раза бы подумал, прежде чем предпринимать такие шаги, поскольку нет ничего хуже в Йемене, чем воевать с племенами на их территории. При таком сценарии бои идут до «последнего человека» без всяких преувеличений. Именно поэтому всегда любые власти страны старались с племенами договариваться полюбовно.

В случае с последними акциями саботажа в Марибе мы имеем дело с агонией клана бывшего президента А.А.Салеха, которого уже лишили основных «ручных» силовых структур в лице Республиканской гвардии и спецслужб, а теперь готовятся еще и сместить с руководящих постов в Всеобщий народный конгресс (ВНК). Именно агонии,  поскольку бывший командующий Республиканской гвардией и сын  бывшего президента А.А.Салеха Ахмед  уже находится в Швейцарии, племянник Салеха Яхья в Ливане, а сам Салех уже получил визу в Италию. Его сводный брат и бывший всесильный командующий Северным округом Мохсен аль-Ахмар скорее всего уедет послом в ОАЭ.

Попытка в этой связи дестабилизировать ситуацию и создать искусственный экономический кризис путем обесточивания половины страны (именно в Марибе сосредоточены основные ТЭС) и нарушения работы стратегического нефтепровода из Мариба на побережье Красного моря (порядка 330 млн долларов годовой выручки) натолкнулось на очень жесткую реакцию центральной власти, которая в очередной раз показала, кто в стране хозяин.

Фактор Салеха таким образом не является более для новой власти главной угрозой в среднесрочной перспективе. Гораздо опаснее противоречия, которые назревают среди основных политических сил, которые собственно Салеха и свергли. Президент А.Хади, напомним, являлся одним из руководящих кадров бывшего лидера НДРЙ Али Насера Мухаммеда и принимал активное участие на его стороне в гражданской войне 1986 года. Тогда, напомним, произошел глубочайший кризис в правящей в Южном Йемене Йеменской социалистической партии (ЙСП), в корне которого лежал все тот извечный конфликт между Севером и Югом. Если точнее, между «северянином» Абдель Фатахом Исмаилом и «южанином» А.Н.Мухаммедом. Последний проиграл и бежал в Саудовскую Аравию, а Хади перебрался на Север, где вскоре стал номинальным вице-президентом.

После ухода Салеха он стал при солидарном согласии оппозиции и аравийских монархий «техническим президентом»  на переходный двухгодичный период, и теперь активно насыщает государственные и армейские структуры своими сторонниками—южанами. Это вызывает закономерную реакцию «отторжения» со стороны руководства «Ислах». Как следствие, за последний период времени были убиты в результате покушений по меньшей мере шесть высокопоставленных офицеров-южан, которые были недавно назначены на руководящие посты в армии. Да и на самого министра обороны, также южанина, покушались уже три раза. За этим, по нашим данным стоят как ислаховцы, так и Мохсен аль-Ахмар.

Борьба за контроль над йеменской армией таким образом далеко не завершена. Но А.Хади пошел еще дальше. Ему необходимо создавать некую внутреннюю опору своей власти и здесь он естественно вновь обратил внимание на родной ему Юг. В самое  кратчайшее время им уже создано три т.н. «харакат» своих сторонников в Южном Йемене, которые начинают борьбу против открытого сепаратизма. Любопытно отметить, что на противоположной стороне «харакаты» других бывших южнойеменских руководителей, один из которых возглавляет бывший «покровитель» Хади Али Насер Мухаммед. Трансформация его позиции «от единой страны» до «минимум конфедерации» в данном случае объясняется не только ревностью к своему стороннику, но и трезвым расчетом сыграть на нынешнем настроении южан. Не исключен также вариант, что таким образом А.Хади и А.Н.Мухаммед согласовано действуют  по «выводу из игры» еще одного бывшего президента НДРЙ А.C. аль-Бейда.

В подтверждении этой версии говорят по-прежнему ровные и дружеские отношения между А.Хади и А.Н.Мухаммедом. Но самое главное, на столе у А.Хади уже лежит указ о инкорпорировании в йеменскую армию южнойеменских военнослужащих, оставшихся без работы после войны 1994 года , выплаты компенсаций за вынужденный простой военным пенсионерам с Юга, а также реквизиция у нынешних владельцев всей государственной собственности НДРЙ, которая попала в их руки после 1994 года. С учетом того, что новые владельцы  — это в основном  клан Салеха и верхушка «Ислах» в лице братьев Ахмаров, то крен нового руководства в сторону резкого ослабления их влияния в экономике и армии очевиден. И в этом кроется новый политический кризис, который может перерасти в широкомасштабную гражданскую войну.

52.23MB | MySQL:103 | 0,492sec