О влияния положения в Сирии на ситуацию в Ливане

Ситуация в Сирии имеет самое прямое отношение к событиям в Ливане. На прошлой неделе в Москву приезжал лидер ливанских друзов Валид Джумблат. Этот политик очень сильно менял свою позицию в прямой зависимости от изменений внутренней и внешней обстановки. А если еще точнее – в прямой зависимости от уровня сирийского влияния в стране. По мере его ослабления и нарастания катаклизмов внутри Сирии менялась и позиция В.Джумблата, который еще около года назад ходил в «записных союзниках» ливанской радикальной шиитской организации «Хизбалла». Правда до этого буквально за два месяца он был в альянсе  со злейшим противником Дамаска ливанским суннитским лидером Саадом Харири. Тем интереснее понять, чем  «дышит» патриарх ливанской политики сейчас.

Позиция В.Джумблата  в настоящее время в общем-то мало чем отличается от позиции большинства лидеров либеральной сирийской оппозиции. Это требование ухода сирийского президента Башара Асада с политической арены, возможно в добровольную эмиграцию, с дальнейшим переходом страны на рельсы демократического устройства. В противном случае, по прогнозам лидера ливанских друзов, Сирию ждут небывалые катаклизмы, которые приведут к фактическому распаду страны и разрастанию конфликта на весь регион. Эта ситуация не изменится даже в случае силового свержения режима Асада, поскольку в этом случае алавиты уйдут в горы в районе Латакии и продолжат сопротивление.

Отсюда единственной возможностью избежать самого худшего сценария развития событий, по версии В.Джумблата, является убеждение Тегерана через Москву содействовать добровольному уходу Б.Асада с поста президента и его отъезда в эмиграцию. Откровенно говоря, такой сценарий развития ситуации в Сирии представляется самым маловероятным из всех обсуждаемых сейчас. Совершенно очевидно, что с режим Асада если не удерживает стратегическую инициативу в своих руках, то, по крайней мере, сравнительно надежно контролирует крупные города и стратегические автомагистрали. Преимущество в авиации и тяжелой технике позволяют лояльным Асаду силам не допускать захвата боевиками стратегических военных баз. Уходить в этой ситуации было бы нелогично для сирийского президента, поскольку  настроения подавляющей части алавитской верхушки, христиан, черкесов и курдов свидетельствуют о нежелании идти на компромисс, в котором они оказываются заведомо в положении побежденных. Да  и Тегеран   не собирается «сдавать» Сирию просто так, поскольку там прекрасно отдают себе отчет в том, что следующей ареной битвы будет Ирак, а затем – Иран.

В самом Ливане в июне пройдут парламентские выборы. Это будет момент истины, поскольку по их результатам можно будет четко судить о степени сохранения сирийцами своего влияния в стране. Напомним, что ранее все результаты выборов четко укладывались в схему, которую предварительно все политические силы Ливана согласовывали с Дамаском. И, в свае время, победа того же заклятого недруга Дамаска С.Харири была предопределена договором между сирийцами и саудитами. Однозначно можно говорить о том, что «Хизбалла» остается самой весомой политической и военной силой в стране. Если к этому прибавить часть христианских групп и кланов, армянскую общину, а также шиитов из АМАЛЬ, то победа противников Харири кажется предопределенной. В этой ситуации от позиции В.Джумблата зависит многое, но он до конца в своих симпатиях еще не определился. Поэтому и приехал в Москву для того, чтобы понять для себя и своего поведения, насколько Россия «крепко» держится за Б.Асада, и не готова ли она пойти на компромисс. От того, что  он прочувствовал, будет зависеть его позиция на выборах. А вернее выбор будущих союзников по альянсу. И это необязательно будут сторонники Харири.

«Хизбалла» тем временем продолжает терять союзников среди палестинцев. На этот раз среди колеблющихся оказались отряды старого и верного союзника Дамаска организации Народный фронт освобождения Палестины-Главное гомандование (НФОП-ГК) Джебриля. Раскол в этой организации в Ливане достиг такого уровня, что руководство НФОП-ГК обратилось к руководству «Хизбаллы» с просьбой ввести свои отряды на территорию части лагерей и горных баз организации.

Но палестинский фактор будет мало влиять на ход выборов послевыборный пасьянс в Ливане. Он будет зависеть от устойчивости Дамаска и в какой-то мере от российской позиции.

52.2MB | MySQL:103 | 0,417sec