Россия-Ирак: кто пытается помешать военно-техническому сотрудничеству

Прошлогодний ноябрьский скандал с российско-иракским «оружейным»  контрактом на 4.2 млрд. долларов, который был приостановлен после окончания визита в Москву иракского премьер-министра Нури аль-Малики, получил различные трактовки экспертов. Кто-то обвинял во всем американцев, которые стремятся любыми способами не допустить Москву на очень перспективный иракский рынок, другие выдвигали тезис о всплывших на переговорах в российской столице  фактах коррупции  и т.п.

Скандал как бы сам по себе сошел на нет. Через некоторое время Багдад  без излишней помпы и шумихи подтвердил свое участие в сделке. Тем не менее, предыстория вопроса, по нашей информации, следующая. Факты коррупционной  составляющей действительно имели место, часть  членов иракского правительства и сотрудников его аппарата действительно работали за солидный процент. Посредниками при подготовке указанного контракта, как часто бывает в таких случаях, выступали бывшие иракские дипломаты в Москве и несколько иракских бизнесменов (один из них известен под именем Джабар). Вот их, по оценке ряда источников, действительно, что называется, «кинули». Естественно, что «пострадавшие» решили отомстить и довели до главы правительства Ирака всю известную им компрометирующую информацию, которую они на первом этапе «слили» представителям посольской резидентуры в Москве. Отсюда и раздражение Н.аль-Малики, который был явно не в курсе аппетитов своих сотрудников из комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Это ни в коей мере не меняет общей концепции нынешнего руководства Ирака по диверсификации источников получения  вооружения и укрепления контактов с Россией по всем направлениям, включая ВТС. Безусловно,  такая политика продиктована в первую очередь тесным союзом с Ираном на фоне событий в Сирии и ожесточенного суннитско-шиитского противостояния.

Скандал с «оружейным» контрактом также имеет прямое отношение к этим двум факторам. По нашим данным, к его инспирированию имеет прямое отношение бывший личный пилот иракского диктатора Саддама Хусейна генерал Аршад ан-Насери, который после недолгого ареста американцами был обвинен нынешним режимом в Багдаде в незаконном вывозе за границу предметов старины и культурных ценностей. Но это лишь предлог, поскольку у иракских властей к нему более серьезные претензии. А.ан-Насери играет роль связника между Катаром и Иззатом Ибрагимом ад-Дури, который негласно курирует весь сегмент суннитского сопротивления  в Ираке, в том числе и среди его исламистской составляющей. Через А.ан-Насери в том числе идут катарские финансы для инспирирования волнений в суннитской провинции Анбар и организации нападений на колонны с боеприпасами и топливом, которые направляются из Ирака в Сирию. На эти же деньги рекрутируются иракские боевики для участия в боях с сирийскими войсками.

Именно А.ан-Насери небезвозмездно организовал признание двух  вышеуказанных неудачных посредников. Цель – сорвать  контракт по поставкам российского оружия в Ирак или максимально затруднить его выполнение. «Заказ» Дохи в данном случае очевиден, как и «сирийский подтекст». Трудно сказать о роли американцев в данном инциденте, но представляется, что при любых вариантах в Вашингтоне не очень сильно огорчились.

Примечательно, что синхронно с «оружейным» скандалом как по команде «зашевелились» оппозиционные суннитские депутаты иракского парламента с требованием аннулировать контракт и перенаправить средства «на социальные проекты». А затем начались волнения в суннитской провинции Анбар. Рискнем утверждать, что все это звенья одной цепи, и речь идет о массированной операции Катара и Саудовской по созданию постоянного очага напряженности в суннитских районах Ирака.

62.83MB | MySQL:102 | 0,699sec