Образ России в арабском мире: от советско-арабской дружбы до проблемы поиска нового образа

Наша страна традиционно считалась другом арабского мира. Этот сложившийся за годы Советского Союза стереотип претерпел серьезные изменения за последние 20 лет. А с началом «арабской весны» образ нашей страны в арабском мире неожиданно для самой России приобрел новые, а зачастую и не очень привлекательные черты. Как же получилось, что Россия – наследница СССР, воспринимавшаяся как главный союзник арабов на международной арене и опора в экономическом развитии, утратила былую привлекательность своего образа в регионе?

Испытание временем

Советский Союз смог завоевать симпатии большинства арабских стран и сформировать образ друга арабского мира благодаря поддержке арабских национально-освободительных движений, содействию в создании современной промышленности и инфраструктуры после обретения независимости, финансово-экономической помощи. Наряду с этим, СССР выступал носителем альтернативной Западу общественно-политической и экономической модели и в этом качестве предлагал арабским странам уникальную парадигму развития. Этой парадигме, как и советам советских специалистов, следовали (на разных исторических этапах) в большей степени такие страны, как Египет, Сирия, Ирак и Алжир.

С начала 2000-х годов экономический рост, решение проблемы внешнего долга, увеличение золотовалютных резервов в России подпитывали надежды арабов на «возвращение» России в регион. Многие арабские страны рассчитывали на предоставление Россией финансово-экономической и гуманитарной помощи по аналогии с временами Советского Союза, а также по аналогии с другими ведущими державами, проводящими активную политику на Ближнем Востоке и Северной Африке (США, страны Западной Европы).

В течение 2000-х годов ряд факторов и позиция России по различным вопросам получили положительную оценку в арабском мире, другие же факторы и подходы способствовали ухудшению российского имиджа. В связи с тем что Россия не проводит в постсоветский период активную арабскую политику, ощутимое изменение российского имиджа происходило после значимых мировых или региональных событий.

В 2003 году твердая позиция России, осуждавшая вторжение в Ирак американцев и их союзников, способствовала росту авторитета нашей страны во многих арабских странах. Позиция Москвы воспринималась большинством арабов, среди которых преобладают антиамериканские и антизападные настроения (чего нельзя сказать о политических элитах арабских стран), как отстаивание норм и принципов международного права, а также как открытый вызов волюнтаристской политике США на Ближнем Востоке. Тем не менее, после начала операции в Ираке арабы почувствовали ослабление позиций России на международной арене, поскольку во времена СССР оккупация Ирака американцами и их союзниками была бы невозможна.

События «арабской  весны» стали серьезным испытанием в отношениях России с арабским миром. Если позиция Москвы по войне в Ираке была воспринята положительно и вступила в резонанс с настроениями «арабской улицы», то сдержанная реакция Москвы на «арабскую весну» навредила имиджу России в целом в арабском мире. Ситуацию усугубляет позиция Москвы по сирийскому кризису, которая однозначно воспринимается «арабской улицей» как твердая поддержка режима Б.Асада.

Несмотря на то что позиция Москвы по Сирии опирается на нормы международного права, недопущение внешнего вмешательства и призывы к межсирийскому диалогу, в общественном мнении арабских стран создается устойчивая ассоциация между диктатурой, насилием, Асадом и Россией.

Одна из характерных особенностей образа России заключается в том, что нашу страну арабы воспринимают в качестве государства, противостоящего Западу и США. Эта ассоциация, как правило, не имеет негативного оттенка. Ввиду распространенного убеждения среди арабов, что Запад враждебен исламу и арабскому миру («навязывает свои ценности», «пытается захватить ресурсы»), антизападная позиция России причудливым образом сближает (на эмоциональном уровне) Россию и арабский мир.  

 

Роль СМИ в формирования образа России

 

В течение 2000-х  годов ввиду достаточно стабильных отношений между Россией и арабскими странами освещение внешней политики нашей страны и событий внутриполитического характера носило в целом дружественный или нейтральный характер. В арабских СМИ о России писали регулярно, но не часто и преимущественно в контексте визитов официальных лиц в ту или иную страну, участия Москвы в международных встречах и конференциях, комментировались позиции России по ближневосточному урегулированию, иранской ядерной программе, отмечались проблемы присоединения к ВТО и в целом развития российского бизнеса. Зачастую эти материалы о России в местных газетах представляли собой перепечатку новостей ведущих мировых информационных агентств (AFP, AP, Reuters), а не собственные редакционные статьи или анализ.

Государственные или окологосударственные СМИ североафриканских и ближневосточных стран в 2000-е годы освещали события, связанные с Россией, в нейтрально-положительном ключе. Помимо тем, связанных с внешней политикой и экономикой России, в арабской прессе встречались упоминания о внутрироссийских событиях. С разной интенсивностью и в достаточно нейтральном ключе освещалось «дело Ходорковского», проблемы безопасности на Кавказе. Марокканская пресса в 2003 году писала о возрождении ислама в России и о более 7 тыс. мечетей, построенных после распада СССР. Ливанская газета «L’Orient le Jour» писала о праздновании президентом В.В. Путиным православного рождества в 2005 г. в Тверской области. По случаю визитов российских политиков в эти страны местные СМИ говорили о позитивной динамике двусторонних отношений, о подписании новых соглашений и контрактов. В частности, в 2008 году алжирская пресса с энтузиазмом писала о планах по созданию газовой ОПЕК и совместной роли, которую могут сыграть в этом проекте Москва и Алжир.

СМИ монархий Персидского Залива освещали российские события несколько иначе. Нельзя сказать, что освещение носило подчеркнуто недружелюбный или негативный характер. Однако традиционно нейтральная подача информации о России в таких странах, как Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ, имела зачастую негативные оттенки. СМИ этих стран обращали внимание на нестабильную ситуацию на Северном Кавказе, войну в Чечне, которая иногда трактовалась как война Кремля против мусульман Кавказа, проблемы коррупции. После убийства в Дохе в 2004 году предположительно российскими спецслужбами одного из чеченских лидеров Зелимхана Яндарбиева за Россией в Катаре закрепился имидж страны, в которой ущемляются права мусульман.

После начала «арабской весны» тональность подачи арабскими СМИ информации, связанной с Россией, стала меняться. Практически все арабские СМИ североафриканских и ближневосточных стран от Марокко до Ливана (за исключением Сирии и Алжира) заняли сдержанно-критическую позицию в отношении России. Газеты и телеканалы Саудовской Аравии и Катара («Аш-Шарк аль-Асуат», «Аль-Хайят», «Аль-Джазира») заняли открытую антироссийскую позицию, проводя политику по дискредитации России. В июле 2012 года «Аль-Джазира» — ведущий информационный ресурс всего арабского мира, в одной из передач задавался вопросом: «Находится ли демократия в России в опасности?». Суть этой 25-минутной передачи сводилась к тому, чтобы представить президента России В.В.Путина «диктатором XXI века», который устанавливает «фасадную демократию» для создания благоприятного имиджа страны.

По мере эскалации  сирийского кризиса, тон прессы государств Персидского Залива становился все более враждебным. Так, статья от 29 сентября 2012 года Тарика аль-Хомайеда, главного редактора ведущей саудовской газеты «Аш-Шарк аль-Асуат», называлась «Выдумки Лаврова» («Lavrov’s fabrications»).

В качестве еще одного примера политики арабских СМИ по дискредитации России в связи  с ее позицией по Сирии можно привести высказывания одного из авторитетных мусульманских духовных лидеров шейха Юсуфа Кардауи. 12 октября 2012, выступая в эфире государственного телеканала «Qatar TV», Кардауи назвал Россию «врагом номер один для ислама и мусульман, потому что она поддерживает режим Асада… Больше 30 тысяч сирийцев были убиты оружием, которым Россия снабжает сирийский режим»[i].

Таким образом, освещение России в СМИ четко отражает позицию того или иного государства в отношении нашей страны. Негативное освещение России, событий и фактов, связанных с нашей страной, ведущими арабскими СМИ в последнее время, безусловно, связано с ее позицией по Сирии и свидетельствует о серьезном политическом кризисе в отношениях между Россией, Саудовской Аравией и Катаром. Эти две страны в настоящее время расширяют свое влияние в арабском мире, что обуславливает определенную  «подстройку» государственных и окологосударственных СМИ многих других арабских стран под саудовско-катарскую внешнеполитическую установку.

 

 

Слабости «мягкой силы»

 

С середины 2000-х годов российские власти пытаются проводить политику, направленную на формирование положительного образа России в мире. Основными инструментами этой политики служат федеральное агентство Россотрудничество, телеканал «Русия аль-Яум» («Russia Today») и радиовещательная компания «Голос России».

В семи арабских странах (Марокко, Тунис, Египет, ПНА, Сирия, Ливан, Иордания) под эгидой Россотрудничества работают Российские центры науки и культуры (РЦНК). Особое внимание агентство уделяет гуманитарной сфере, программам по изучению русского языка и культуры, научному сотрудничеству, а также работе с соотечественниками за рубежом и укреплению связей с российской диаспорой.

Мероприятия, проводимые РЦНК в арабских странах, делятся  на несколько категорий: общественные мероприятия, работа с соотечественниками, продвижение русского языка и российской культуры, продвижение услуг по образованию в России.

Несмотря на то что приоритетным направлением деятельности Россотрудничества являются страны СНГ, работа его загранучреждений в арабских странах также, согласно общим принципам агентства, «направлена на утверждение за рубежом объективного представления о современной России, ее материальном и духовном потенциале, о содержании внутри- и внешнеполитического курса страны»[ii].

Однако общественные  мероприятия, проводимые РЦНК в арабских странах,  имеют преимущественно национально-патриотическую направленность и слабо учитывают специфику и интерес местной арабской аудитории. Например, вызывает вопрос, насколько интересными для египетской или иорданской аудитории могут быть мероприятия, посвященные 770-летию «Ледового побоища» на Чудском озере, 200-летию Бородинской битвы или вечер к 210-летию со дня рождения П.С.Нахимова? Подход к проведению общественных мероприятий выглядит устаревшим и по-советски пропагандистским. Темы многих мероприятий связаны с советской/русской историей и былыми достижениями культуры, науки и искусства.

Если проведение подобных мероприятий в странах СНГ объясняется проживанием там значительной русскоязычной диаспоры, то в арабских странах целесообразнее делать акцент на знакомство с современными научными и культурными достижениями России. Потенциал для формирования позитивного образа современной России в арабском мире содержится в таких сферах, как современное отечественное кино, театр и литература.

Арабоязычный телевизионный канал «Русия аль-Яум», работающий с мая 2007 года, пытается представить Россию в образе современного и динамичного государства. Каналу, вещающему на арабский мир, удалось завоевать популярность и обогнать по рейтингу аналогичные европейские и американский арабоязычные каналы. По данным исследования «Nielsen» – аналитической компании, специализирующейся на медиа-измерениях, только в 7 арабских странах канал смотрят  более 5 миллионов человек[iii]. Данный показатель превышает число зрителей ведущих арабоязычных европейских телеканалов «Deutsche Welle Arabic», «France 24 Arabic» и китайского «CCTV Arabic» вместе взятых. Канал «Русия аль-Яум» по просмотру на YouTube почти в 4 раза обгоняет американский арабоязычный канал «Al-Hurra», в 2,5 раза – британский канал «BBC Arabic», и более чем в 3 раза – канал «Euronews» на арабском языке. Всего аудитория «Русия аль-Яум» составляет около 350 миллионов человек в  Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Европе.

Помимо воздействия официальных инструментов продвижения образа России впечатления о нашей стране, ее сильных и слабых сторонах формируются у арабов и благодаря непосредственным контактам с нашими соотечественниками. В отсутствие активной политики РФ в арабском мире уменьшается значение «официальных», «государственных» каналов формирования образа (через активную внешнюю политику, инвестиции или создание крупных промышленных объектов), и возрастает значение неофициальных и даже бытовых контактов. Если до начала 2000-х годов представители российской диаспоры вносили наибольший вклад в формирование на неофициальном уровне образа России в арабских странах, то в последние 10 лет роль «главных неофициальных представителей России» перешла к туристам. Вследствие туристического бума и массового наплыва россиян на курорты Египта, Туниса, Марокко и ОАЭ образ современной России все чаще ассоциируется с российскими туристами. Именно они формируют среду «близкого» социального контакта и играют возрастающую роль в восприятии арабами России и всего «российского».

К сожалению, собирательный  образ российского туриста (человек с деньгами, со средним уровнем культуры и воспитания, вечно недовольный, практически не владеющий иностранными языками, любитель спиртных напитков) не способствует формированию в арабском мире привлекательного образа России.

Рост националистических и расистских настроений, «русские марши», нападения на лиц «неславянской внешности» также способствуют ухудшению российского образа в глазах арабов.

Положительное воздействие на восприятие России в  арабском мире оказывают успехи наших спортсменов на международных соревнованиях и чемпионатах. Так, выход России в полуфинал Чемпионата Европы по футболу в 2008 году вызвал подъем интереса к нашей стране. Фамилии российских футболистов (Аршавина, Жиркова, Павлюченко) стали узнаваемыми. Всплеск интереса к России в арабском мире произошел в 2010 году в связи с решением FIFA предоставить России право проведения Чемпионата мира-2018. Это событие, совпавшее с объявлением о том, что право на проведение Чемпионата мира по футболу в 2022 году получил Катар, стало хорошим информационным поводом для более близкого знакомства с Россией в тех арабских странах, где о нашей стране знали не очень много, в частности в монархиях Персидского Залива.

 

В поисках нового образа

 

В настоящее  время образ России в арабском мире состоит из разных и противоречивых элементов. Страна с великим прошлым, освоение космоса, перестройка, рыночные реформы, новые русские, Р.Абрамович, В.Путин, спортивные успехи, ограничение свобод, коррупция, поддержка Б.Асада, все это составляет в понимании арабов «лоскутный» образ современной России.

Деятельность  Россотрудничества, телеканала «Русия аль-Яум» и других инструментов продвижения образа России имеет ограниченный потенциал в связи с проблемой определения ключевых параметров самого образа. Речь идет о выдвижении основных ценностей, идеалов и культурных установок, которые могли бы продвигаться Россией на мировой арене.

Так, «мягкая сила» США построена вокруг таких идей, как свобода и демократия, права человека, «американская мечта», культ успешного делового человека, нацеленность на инновации и развитие технологий. Страны Западной Европы помимо демократии, либерализма и прав человека делают ставку на толерантность, солидарность, уважение культурного и религиозного многообразия. Европа и США прочно ассоциируются во всем мире с достижениями в области науки, гуманитарного знания и культуры.

Основа «мягкой силы» состоит в привлекательности явлений, процессов и фактов, которые реально существуют внутри страны и продвигаются во внешнее пространство. Рекламная картинка, приукрашивающая реальность, не способна сегодня выполнять эту функцию.

В современном  мире быстрой циркуляции информации и множественности ее источников возрастает актуальность трансляции по различным каналам не ностальгических воспоминаний о «великом прошлом» или оторванной от действительности картинки, а положительного опыта России в решении многочисленных проблем. В первую очередь речь идет о проблемах экономики, правового государства, межнациональных отношений, здравоохранения, образования и экологии. Если внутри России произойдут качественные сдвиги в решении этих проблем и эти перемены будут восприняты положительно большинством россиян, то образ России изменится, прежде всего, в наших собственных глазах. В таком случае новый образ, ставший результатом позитивных перемен, сможет стать привлекательным и интересным для арабов в качестве образца для заимствования, а России не придется преодолевать массу трудностей с его продвижением.

 


[i]               http://www.youtube.com/watch?v=C7RloRV-KnM

[ii]              http://rs.gov.ru/node/28132

[iii]              http://ria.ru/media/20100607/243626308.html

32.21MB | MySQL:67 | 0,797sec