Нефть Иракского Курдистана: иностранные игроки и самостоятельный экспорт

Доказанные запасы нефти в Ираке составляют 143,1 млрд баррелей, что позволяет стране занять шестую строчку в мире по этому показателю[i]. Что касается Иракского Курдистана, расположенного на севере Ирака, то этот район обладает солидными потенциальными запасами «черного золота» — около 45 млрд баррелей[ii]. Кроме того, бурение новых скважин способно повысить этот объем до 115 млрд баррелей.

Согласно ст.113 Конституции Ирака, Курдистан получил статус федерального района и очень широкие полномочия даже для субъекта федеративного государства:

—                   право на собственное законодательство (при условии не противоречия федеральной Конституции);

—                   собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти;

—                   собственные силы безопасности, собственные представительства при иракских посольствах за рубежом.

К исключительной сфере полномочий федерации относятся только такие основные вопросы, как внешние сношения, оборона, финансовая и фискальная политика, торговля между регионами Ирака и управление водными ресурсами, поступающими из-за пределов страны.

Все остальное относится к сфере совместной компетенции или к исключительной компетенции регионов. При этом даже в вопросах, относящихся к совместной компетенции, законы регионов имеют приоритет перед федеральными.

Положения Конституции Ирака, касающиеся эксплуатации богатейших нефтяных ресурсов страны, намеренно сделаны предельно расплывчатыми. Нефть и газ признаются собственностью всего иракского народа (ст.108 Конституции), а управление добычей нефти из существующих на данный момент месторождений будет осуществляться федеральным правительством совместно c добывающими регионами и провинциями.

Доходы от экспорта нефти будут справедливо делиться между частями страны в соответствии с демографическим распределением населения (ст.109 Конституции).

Следует особо подчеркнуть, что, согласно Конституции Ирака, федеральное правительство и правительства производящих районов и провинций вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного сектора с целью получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.

Примечательно, что Иракский Курдистан, носящий конституционно закрепленный статус федерального района, принял в 2006 г. региональный закон «Об иностранных инвестициях», ст. 19 которого гласит, что «иностранный инвестор не имеет прав собственности на земельные участки, в недрах которых находятся залежи газа, нефти и других минеральных ресурсов».

Важно заметить, что в действующем законодательстве Ирака отсутствует четкое определение порядка разработки вновь открытых месторождений. Он, по всей видимости, должен быть определен иракским рамочным законом об углеводородах, проект которого вот уже шесть лет активно обсуждается в парламенте страны.

Стоит отметить, что споры различных этнических и конфессиональных групп Ирака по поводу нефтяных запасов месторождения Киркук явились одним из факторов, который до сих пор не позволил принять долгожданный закон. Притязания на это богатейшее месторождение имеют помимо курдов, еще и сунниты, на территории которых в настоящее время отсутствуют действующие нефтяные месторождения.

Как представляется, в ближайшей перспективе «битва за Киркук» не позволит иракскому парламенту договориться и принять закон, который так ждут потенциальные иностранные инвесторы.

Тем не менее, работа в этом направлении все-таки ведется. Комитет по пересмотру Конституции Ирака официально назвал свои долгожданные рекомендации относительно конституционных поправок. Однако он оставил решение многих вопросов, включая распределение доходов от экспорта энергоносителей, на усмотрение политических лидеров, которые разрешат их в интересах государства и смогут гарантировать соблюдение прав всех сторон.

По имеющимся сообщениям, представители курдов в Комитете выступали за право региональных властей заниматься вопросом распределения нефтедолларов. Сунниты и шииты, в свою очередь, поддерживали идею контроля над получением и распределением доходов со стороны центрального правительства.

Становится понятным, что принципы и механизмы, посредством и при помощи которых должны собираться и распределяться доходы, все еще остаются спорными. Тем не менее, большинство зарубежных обозревателей сходятся во мнении, что юридическая форма справедливого распределения нефтедолларов решающе важна для экономического развития и политической стабильности Ирака в будущем.

Однако в Иракском Курдистане уже несколько лет функционирует Министерство природных ресурсов, заключающее контракты с зарубежными компаниями о разведке и добыче нефти на основе местного законодательства.

7 августа 2007 г. Региональное правительство Курдистана утвердило региональный закон об углеводородах, не дожидаясь принятия аналогичного федерального закона. Принятый нормативно-правовой акт открывает путь для иностранных инвестиций в углеводородную отрасль трех провинций — Эрбиль, Сулеймания и Дохук, а также на «спорных территориях» в районе Киркука.

Этот юридически грамотный ход сразу дал положительные результаты: в 2007 г. состоялось подписание договора с компанией «Дана газ» из ОАЭ на разработку месторождений и получение австрийской нефтегазовой группой OMВ контракта на разведку и разработку нефти на курдских участках Мала Омар и Шориш.

Примечательно, что, если несколько лет назад желающих попытать счастье в курдских недрах было немного, то сегодня, по заявлению министра природных ресурсов Регионального правительства Курдистана А.Хаврами, на территории курдской автономии ведут свою деятельность 50 иностранных компаний, занятых в углеводородной сфере.

По словам министра, они инвестируют от 15 до 20 млрд долларов в разведку нефти и природного газ. Чем же объясняет А.Хаврами столь высокий интерес зарубежного бизнеса к курдской нефти?

Во-первых, заявления центрального иракского правительства являются неконституционными и плохо влияющими на репутацию Багдада за рубежом.

Стоит напомнить, что федеральное правительство не признает нефтяные контракты, заключенные Региональным правительством Курдистана с иностранными нефтяными компаниями, указывая на то, что подписание подобных договоров является суверенным правом лишь иракского правительства, в то время как Эрбиль утверждает, что эти контракты являются законными на основе конституционных пунктов, связанных с добычей нефти в Курдистане и на спорных территориях.

Во-вторых, по мнению курдской стороны, региональные законы Иракского Курдистана не противоречат Конституции Ирака, которая гарантирует значительные полномочия провинциям в управлении их собственными делами. Эрбиль придерживается мнения, что разработка им регионального закона о добыче нефти базируется на положении Конституции Ирака о том, что нефть принадлежит иракскому народу.

Однако широкие полномочия курдской автономии воспринимаются крайне негативно представителями других этно-конфессиональных групп Ирака. Многие видят в них подготовку к созданию независимого курдского государства.

Иракские шииты сначала выступали против излишнего усиления курдов, однако теперь они, видимо, все в большей степени пытаются осуществить идею создания собственного самоуправляемого региона на юге Ирака.

Такой сценарий вызывает недовольство со стороны иракских суннитов, живущих в центральной и восточной частях страны. B особенности это связано с тем, что суннитская часть населения Ирака практически лишена нефтяных ресурсов.

Справедливости ради необходимо отметить, что ввиду децентрализации Багдад пытается контролировать нефть, не позволяя местным властям проявлять самостоятельность в этом вопросе под угрозой жестких санкций. Однако если вспомнить, что Эрбиль уже на протяжении более пяти лет заключает с иностраными компаниями двусторонние договоры, предусматривающие иностранное инвестирование в топливно-энергетический сектор  экономики, то опасения курдских властей по поводу «немилости Багдада» не настолько уж серьезные.

Таким образом, можно прийти к выводу, что инвестиционный климат Иракского Курдистана вполне благоприятный для вложения инвестиционных средств. Степень различных рисков, с которыми могут столкнуться потенциальные инвесторы, гораздо ниже, чем в других районах и провинциях государства, особенно учитывая высокий уровень безопасности в Иракском Курдистане.

Этот факт доказала одна из крупнейших в мире нефтяных компаний «ЭксонМобил», которая начала сотрудничество с курдской стороной, при этом лишившись права на работу с Багдадом.

Несмотря на влияние США на политико-экономическую жизнь Ирака, Багдад наложил определенные санкции на «ЭксонМобил», сначала отстранив компанию от участия в четвертом аукционе по лицензированию иракских недр (май 2012 г.), а затем исключив американского тяжеловеса от проекта «Западная Курна-1».

Причиной стали двусторонние сделки с Иракским Курдистаном, заключенные «ЭксонМобил» в обход центральной власти Ирака. Багдад также заявил, что не признает соглашение между «ЭксонМобил» и курдской стороной легитимным и в ответ на подобные действия может разорвать контракт с компанией на разработку «Западной Курны-1». В итоге, несмотря на предостережения центральных властей, американская корпорация  все же сообщила  о намерении продать свою долю в этом проекте.

Напомним, что в конце 2011 г. компания подписала контракт на разведку и разделение продукции в шести углеводородных блоках, расположенных в Иракском Курдистане. В настоящее время сторонами подписаны дополнительное соглашение по строительству базового лагеря для работ в Иракском Курдистане. По заявлениям источников, бурение скважин на курдских участках может начаться уже в этом году.

Примеру «ЭксонМобил» последовали другие крупные зарубежные нефтяные компании, среди которых следует назвать «Тоталь» и «Шеврон», подписавшие контракты на разработку курдских месторождений.

Кроме того, официальный представитель одной британской сервисной компании заявил, что доволен работой в Иракском Курдистане, которая заключается в предоставлении услуг компаниям, ведущим бурение, добычу, экспорт и транспортировку «черного золота».

В ответ на это «своеволие» Эрбиля Багдад отреагировал следующим образом: Ирак может выдать компании «БиПи» разрешение на добычу нефти на месторождении Киркук для увеличения объемов нефтепроизводства в стране. В этой связи в скором времени ожидаются переговоры с британской нефтяной компанией о заключении соответствующей многомиллиардной  сделки.

В свою очередь, курдское руководство, считает спорными территории где находится данное месторождение и выступило против этого решения центральных властей, мотивировав свою позицию тем, что Багдад нарушает закон, поскольку не позволяет курдской стороне расширить мощности добычи нефти до 500 тыс. баррелей в сутки с текущих 260 тыс. баррелей в сутки.

Стоит заметить, что подобная позиция Багдада стала ответом на недавний вызов со стороны Эрбиля. Несколько месяцев назад Региональное правительство Курдистана возобновило самостоятельный экспорт нефти на внешние рынки в обход Ирака. Поставки сырья осуществляются через Турцию.

Первая партия курдской нефти была поставлена в турецкий порт Мерсин. Согласно источникам в нефтегазовой отрасли Иракского Курдистана, объем поставок пока довольно незначительный, но это один из первых символических шагов в стремлении курдской автономии к большей финансовой независимости от Ирака.

Как удалось выяснить из достоверных источников, объем этой поставки составил более 12 тыс. т. При этом курдская сторона заявила, что рассчитывает ежесуточно отправлять порядка 1,5 тыс. т нефти.

По мнению экспертов, если опыт окажется удачным, то курды в перспективе могут стать самостоятельным игроком на мировом рынке углеводородов и полученные средства использовать в том числе для поддержки движения за автономию в составе Ирака.

С этим стоит согласиться, добавив один ключевой момент: это станет возможным лишь при помощи крупных зарубежных нефтяных компаний, имеющих уникальные технологии и не стесненных в финансовых средствах.

Реакция Багдада на  действия Эрбиля была ожидаемо жесткой. В частности, представитель иракского правительства А.Даббах заявил, что любой экспорт углеводородов по заключенным независимо от Багдада соглашениям с курдами считается контрабандой и расхищением собственности иракского народа.

Однако это не смутило курдское руководство, а, скорее, наоборот подстегнуло к дальнейшим действиям. Так, по заявлению Министерства природных ресурсов Курдистана, курдской стороной самостоятельно, без поддержки Багдада, ведется строительство нефтепровода  в Турцию.

Стоит напомнить, что впервые курды начали самостоятельный экспорт нефти со своей территории задолго до 2012 г. Однако в течение последних нескольких лет Эрбиль постоянно спорил с Багдадом по поводу своей доли в рамках общего объема доходов от нефтяного экспорта.

В мае 2010 г. центральное правительство Ирака подписало соглашение с курдскими властями, позволяющее экспорт нефти на внешний рынок. Годом ранее Багдад уже пошел на уступки Эрбилю. По причине экономических трудностей, вызванных снижением цен на нефть и, как следствие, падения доходов, курдам было разрешено экспортировать 60 тыс. баррелей нефти ежесуточно.

Однако ситуация кардинальным образом не поменялась, так как курдская сторона самовольно осуществляла поставку энергоносителей, не дожидаясь юридического разрешения от федеральной власти.

Совершенно очевидно, что в сложившейся обстановке, когда де-факто Эрбиль экспортирует топливо в обход запретам Багдада, для иностранного бизнеса представляется возможным начать вести полномасштабную деятельность на севере Ирака.

Для активизации развития двусторонних отношений предложим собственные соображения относительно механизмов сотрудничества.

Прежде всего, иностранным компаниям следует начать вести переговоры не только с региональной властью Иракского Курдистана, но и с представителями крупного курдского бизнеса. Сейчас очень важно налаживать двустороннее сотрудничество как на политическом, так и на предпринимательском уровне.

Весьма конструктивный разговор с представителями курдской бизнес-элиты мог бы получиться по поводу будущего использования не только нефтяных, но и газовых ресурсов, которыми также богат регион.

По мнению автора, зарубежным компаниям уже в ближайшее время следует наиболее продуктивным образом осуществить демонстрацию своих технологических разработок, оборудования и услуг, а также завязать необходимые контакты с курдскими правительственными организациями и наладить связи с потенциальными партнерами по бизнесу.

Однако для полноценного и эффективного двустороннего сотрудничества крайне необходима консолидация бизнес-кругов самого Иракского Курдистана с тем, чтобы они стали партнерами в реализации совместных будущих проектов с иностранной стороной. Сделать это будет нелегко, поскольку инфраструктура Иракского Курдистана находится в ранней стадии развития, поэтому требует солидных вложений на протяжении нескольких лет.

Примечательно, что «Газпром нефть» первоначально планировала принять участие в 4-м раунде лицензирования иракских недр (май 2012 г.), поскольку изучала два иракских блока, но впоследствии отказалась.

Однако в августе прошлого года поступила официальная информация, что «Газпром нефть» через свою дочернюю структуру вошла в новые проекты по разведке и разработке запасов углеводородов на территории Ирака. Компания подписала с Региональным правительством Курдистана  два соглашения о разделе продукции (СРП) в отношении блоков Гарманиан (площадь – 1,78 тыс. кв. км) и Шакал (474 кв. км), расположенных на юге Иракского Курдистана. На обоих участках продолжаются геологоразведочные работы, по завершении которых не позднее 2015 г. планируется начать нефтедобычу.

Режим СРП предусматривает компенсацию понесенных инвестором затрат после начала добычи сырья на месторождениях.

По заявлению российской компании, в проекте разработки более крупного по площади блока Шакал «Газпром нефть» и канадская компания WesternZagros получат по 40%. Что касается блока Гарманиан, то здесь уже «Газпром нефть» будет наделена статусом оператора, получив 80% в проекте. Доля Регионального правительства Курдистана в обеих сделках составляет 20%.

Согласно оценкам «Газпром нефти», ресурсный потенциал двух новых месторождений превышает 500 млн т нефтяного эквивалента. Суммарные выплаты за вхождение в проекты, включая компенсацию понесенных исторических затрат, составят порядка 260 млн долл. Приходящиеся на долю «Газпром нефти» инвестиции в проведение геологоразведочных работ в рамках обоих проектов до 2015 г. предварительно оцениваются не менее чем в 150 млн долл.

Комментируя получение «Газпром нефтью» новых участков в Ираке, первый заместитель гендиректора компании В.В.Яковлев отметил, что анализ экономических параметров проектов показал их высокую эффективность. Более того, по его словам, их реализация позволит компании увеличить свой вклад в планы Ирака по наращиванию нефтедобычи, получить дополнительный опыт работы в этой стране и расширить свое присутствие за рубежом.

Звучит многообещающе, но в Багдаде думают по-другому. Ирак планирует применить санкции против «Газпром нефти» в случае ее сотрудничества с курдами. Федеральное правительство неоднократно заявляло о том, что в отношении всех международных компаний, сотрудничающих с Иракским Курдистаном без разрешения Багдада, будут применяться санкции, и российские компании не исключение.

По одним данным, «Газпром нефть», не желая портить отношения с Багдадом, приостановила работу по курдским проектам, по другим – нет. Руководство компании не комментирует эту ситуацию.

Примечательно, что эти заявления отнюдь не беспочвенны, поскольку подобные прецеденты уже имели место в иракской практике. Достаточно вспомнить описанный выше прецедент с американским концерном «Эксон Мобил».

Чем же обусловлен интерес инвесторов к Иракскому Курдистану?

Во-первых, курдские участки содержат весьма солидные объемы сырья, что говорит о высоком потенциале добычи. Например, суммарные запасы двух участков, которые достались «Газпром нефти», — 3,5 млрд баррелей нефти, что лишь на 500 млн баррелей меньше залежей Бадры.

Во-вторых, в Иракском Курдистане весьма малы риски не найти нефть при бурении: примерно в трех случаях из четырех пробивка скважины дает возможность начать добычу. В силу этого выход на нефть после коммерческого открытия месторождения происходит гораздо быстрее, чем в других частях Ирака, иногда лишь через 2–3 года вместо обычных 5-7 лет.

В-третьих, в Иракском Курдистане, в отличие от Ирака, принят региональный закон, поощряющий иностранное инвестирование в нефтегазовый сектор экономики, а также обеспечивающий юридические гарантии зарубежному инвестору, что существенно снижает степень его правовых рисков.

В-четвертых,Эрбиль предоставляет международным компаниям более выгодные условия сотрудничества, нежели федеральное правительство: СРП гарантирует получение прибыли, более мягкий налоговый режим и более взвешенные и оцененные риски.

Однако в любом деле есть свои «за» и «против». В частности, в Иракском Курдистане высоки политические риски, поскольку сепаратистские настроения курдского этноса вполне могут вылиться в гражданскую войну, причем противоборствующими сторонами станут не только Багдад и Эрбиль, но, вероятно, Турция, Иран и Сирия, в которых курдская проблема также остро стоит на повестке дня.

Таким образом, при осуществлении экспорта нефти из Иракского Курдистана потенциальным инвесторам следует учитывать тот факт, что их ожидают меньшие правовые риски на этапе создания и запуска своих проектов, чем при сотрудничестве с Багдадом. Дело в том, что правовая система последнего все еще серьезно запутана и не кодифицирована.

Серьезно усугубляют ситуацию еще два обстоятельства. Во-первых, в Ираке не сформировано единое правовое пространство. Во-вторых, сегодня Ирак и многие государства не связывают какие-либо действующие юридические договоренности по защите капиталовложений.

В пользу инвестиционной привлекательности Иракского Курдистана отчетливо свидетельствует тот факт, что ведущие международные нефтяные компании начали активно сотрудничать с экурдской автономией, потеряв при этом возможность вести соответствующую деятельность на юге страны.

Это если хотите, важный аргумент, ведь не для кого не секрет, что американские и европейские нефтяные компании, имеющие большой опыт работы за рубежом, умеют здраво оценивать степень различных рисков и подсчитывать возможные дивиденды при участии в том или ином новом проекте.

Что касается российского сотрудничества с курской автономией, то здесь необходимо выбирать: с одной стороны, сохранить и упрочить имеющиеся позиции в лице Багдада, но отказаться от заманчивых курдских условий; с другой – сделать ставку на Иракский Курдистан и в погоне за большей прибылью потерять уважение центральной власти.

Что из этого выбрать? Решать российской компании. В любом случае необходимо руководствоваться не только западным опытом и щедрыми посулами курдов, но и здравым смыслом, ведь за неверный шаг можно дорого поплатиться.


[i]CIA World Factbook. 2012.

[ii]The Kurdish opening //The Economist, 3.11.2012.

55.52MB | MySQL:108 | 0,555sec