Иран: новый коррупционный скандал

Президент  Ирана Махмуд  Ахмадинежад, вскоре завершающий свою вторую каденцию на посту  главы исполнительной власти страны, продолжает  будоражить ее политическую жизнь. Немногим  менее месяца назад он выступил с нашумевшей и наделавшей много шума речью в парламенте,  где изложил свою точку зрения на переживаемые Ираном экономические проблемы и трудности.  Он впервые   откровенно заявил, что основная масса переживаемых страной экономических  и социальных бед вызвана санкционным бременем, всерьез осложняющим ее развитие.  «Нас душат  разнообразные  санкции, инициированными Советом Безопасности ООН, ЕС, США, рядом других стран».  На этот раз, прибыв в парламент в воскресенье 3 февраля на обсуждение вопроса о деятельности правительства в целом, и, в частности, министерства труда и социальных дел, он решил, как видно, всерьез поквитаться со своим давним политическим оппонентом, спикером парламента Али Лариджани.   Ахмадинежад  ранее не раз говорил о засилье в политической жизни страны братьев Лариджани, которые руководят двумя из трех ветвей власти.  Младший из них  – аятолла Садек Амоли-Лариджани – руководит судебными инстанциями Ирана.

Острая перепалка  между Ахмадинежадом и Али Лариджани как раз и произошла на слушаниях по поводу деятельности министра труда и социальных дел  Абд-ор-Резы Шейхолэслами. Ахмадинежад  неожиданно обрушился на Лариджани с личными обвинениями и продемонстрировал ошарашенным парламентариям  обличающие старшего брата спикера Фазела  видеоматериалы, словно забыв об истинной цели визита в законодательный орган. На этих видео брат руководителей судебной и законодательной ветвей власти ИРИ

заснят во время переговоров с судьей Саидом Мортазави – достаточно известной в Иране публичной фигурой. На одном из них Фазел Лариджани требует в оплату своей деятельности виллу в Тегеране или Хазаршахре и ежемесячной зарплаты в 15  тысяч долларов.  Со своей стороны он дает Мортазави слово  поспособствовать решению финансовых и юридических  проблем, используя авторитет и влияние своих братьев. Он дает понять Мортазави, что подобные сделки для него не новы. На другом видеоклипе указанные персонажи  обсуждают передачу Фазелу  Лариджани  взятки в 30 миллиардов туманов.

Комментируя видео, Ахмадинежад назвал  Лариджани-спикера членом мафиозной семьи.  Кстати, для тех, кто следит за перипетиями взаимоотношений руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти Исламской республики, произошедшее на заседании парламента не было неожиданным. Ахмадинежад не раз заявлял, что в случае обострения взаимоотношений между правительством и парламентариями, он готов привести в действие свои козыри,  выражающиеся в предании огласки случает коррупции, напрямую связанных с высшими религиозно-политическими элитами страны, и привести факты, способные вызвать политическое землетрясение в стране. И это действительно свершилось, ибо обнародованные президентом факты обострили и без того острые  противоречия между элитами и обнажили  существующую в иранском обществе коррупцию,  разъедающую местный Олимп власти. Как считают аналитики, духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи всерьез опасается расширения скандала и дискредитации основ режима, особенно накануне празднования очередной годовщины победы исламской революции. И именно он рекомендовал максимально снизить  информационное освещение скандала и отменил ранее намеченные пресс-конференции глав двух ветвей власти. Соответствующую команду СМИ дали Министерство исламской ориентации и правительственные структуры безопасности.  Между тем, информация проникла в Интернет и ныне широко циркулирует в его фарсиязычном сегменте. Спустя короткое время после «бомбы» Ахмадинежада  на интернетовском портале You tube были выложены видеоролики  о встрече Саида Мортазави с Фазелом Лариджани.

Тем временем,  парламент игнорировал  просьбу Хаменеи «спустить на тормозах» вопрос отставки министра труда и большинством голосов  — 192 из 290 — поддержал это решение, что, несомненно, вызвало раздражение как президента, так и духовного лидера.  Да и пресса поспешила высказать свое мнение. «Произошедшее в парламенте – предательство и играет на руку лишь врагам, которых такое только радует», — так оценила это в  своей передовой статье ведущая вечерняя газета «Кейхан».  При этом газета цитирует высказывание аятоллы Али Хаменеи, произнесенное 2 недели назад, но не имевшее своим эффектом отмену  обсуждения и последовавшую отставку министра труда, что в конечном счете вынудило президента прибегнуть к своему верному и давно обещанному козырю — разоблачению: «Всякий, кто использует  чувства народа для создания противоречий, предает страну».

А вот что написал сайт «Данешджу»: « То, чего боится Хаменеи и что он пытался любой ценой отдалить, все же свершилось вчерашним днем в иранском парламента. Маловероятно, чтобы Хаменеи  мог помешать начавшейся цепной реакции со всеми вытекающими отсюда последствиями…Из гранаты  вытащили  чеку и взрыв неминуем». Газета «Мардомсалари»  расценивает поступок Ахмадинежада положительным образом, считая, что он не был чем-то беспрецедентным: « Ахмадинежад остается самим собой. Он осуждает других на потеху публике, он занимался этим все годы своего президентства, и сие отнюдь не красит главу правительства исламской республики. Он пытается все обратить в свою пользу… С одной стороны, он постоянно  заявляет о себе как поборнике справедливости, однако не хочет расследований в неблаговидной деятельности своих приближенных».

Что же последовало за выступлением президента?  Сразу же после скандального акта  Ахмадинежада, аятолла Садек Амоли-Лариджани – глава судебной власти Ирана и младший брат Фазеля Лариджани – отправился в резиденцию аятоллы Али Хаменеи и попросил аудиенции у духовного лидера. Видимо, в резиденции  Хаменеи обсуждался вопрос обострения противоречий между президентом и братьями Лариджани.

На следующий день был арестован  Саид Мортазави, занимавший в свое время пост столичного прокурора. Причиной его  ареста  иранские СМИ назвали «незаконное присвоение государственного имущества во время руководства Организацией социального страхования». Но иранское радио и телевидение объявили, что он был арестован по нашумевшему в свое время  делу об изоляторе временного содержания Кяхризак, который на деле был местом пыток и убийств молодежи, участвовавшей в послевыборных протестах 2009-2011г. Как  фигурант по делу о Кяхризак,  Мортазави  был  временно отстранен от судебной деятельности. Однако Ахмадинежад  назначил его на руководящую должность в системе социального страхования, что стало причиной  очередного грандиозного скандала в структурах власти. Депутаты парламента, видя, что им не удается снять Мортазави с руководящего поста, начали процедуру вынесения вотума недоверия и отстранения от работы министра труда Абд-ор-Резы Шейхолэслами, которому непосредственно подчинялось ведомства социального страхования. На это раз заседание по вынесению ему вотума недоверия и снятию с должности  как раз и завершилось показом ролика, где был запечатлен и Саид Мортазави. Это вызвало большой скандал и убедило в том, что Саид Мортазави и Фазел Лариджани замешаны в крупных взятках и других коррупционных скандалах. Али Лариджани, признав к вину своего брата, одновременно обвинил Ахмадинежада в причастности в мафиозной деятельности.

После ареста   Мортазави был помещен в печально известную столичную тюрьму Эвин. Выяснилось, что это было сделано без ведома аятоллы Али Хаменеи. Вот почему, как сообщила прокуратура Тегерана,  6 февраля он был освобожден из-под стражи при условии выплаты денежного залога.  В Службе социального страхования подтвердили, что он продолжает исполнять свои обязанности. Учтем, что освобождение Саида Мортазави, у которого реноме близкого друга Ахмадинежада, произошло в отсутствие президента, который в это время находился с визитом в Каире. Без сомнения,  такое можно считать успехом президента. Как и то, что после всех злоключений последних дней решением Хаменеи основным докладчиком на празднествах по случаю 34-годовщины победы исламской революции в Иране утвержден президент М.Ахмадинежад.

Как считают аналитики, у Ахмадинежада и его команды имеются компроматы и  обличающие материалы  на сына духовного лидера – Моджтабу Хаменеи, который замешан также в коррупции, причем – в огромных размерах.  Если это так, то это объясняет многое во взаимоотношениях между Хаменеи и Ахмадинежадом, и дает ключ к пониманию того, почему был освобожден из-под стражи Саид Мортазави.

Как сообщила тегеранская прокуратура, на  обоих «героев» видеороликов – Фазела  Лариджани и Саида   Мортазави – открыты уголовные дела и начато следствие. По сведениям информационного агентства «Мехр», братьям Фазела –  Али Лариджани – спикеру парламента и  Садеку – главе судебной власти, столь неожиданное обвинение их брата не доставило неудобств, они продолжают показываться на публике и отнюдь не выглядят  обеспокоенными или обескураженными.

Аятолла Садек Амоли-Лариджани, вернувшись после аудиенции у духовного лидера страны, сказал в интервью прессе, что в целях тайны следствия и следуя указаниям Хаменеи, предпочитает пока молчать, но в удобное время подробно выскажется по всем вопросам. Воскресное заседание парламента он оценил как «горькое». Что касается его брата Али – спикера парламента,  давшего жесткий отпор президенту и по сути выдворившего Ахмадинежада из здания,  то он, продолжая «воевать» с правительством,  выступил на следующий день с жесткими нападками на США, хотя правительство и сам Ахмадинежад приветствовали стремление Вашингтона к продолжению переговоров в ядерной сфере. Америку Али Лариджани назвал на этот раз «антихристом» . В высказываниях Лариджани  досталось   и Ахмадинежаду, которого тот окрестил «нерадивым и беспечным», насаждающим в обществе бескультурье.

Публичные атаки на Лариджани предпринял и президент. Перед тем, как отправиться в Каир на саммит Организации исламского сотрудничества, М.Ахмадинежад устроил пресс-конференцию, на которой  заявил, что  судебная власть не является семейной организацией Лариджани. «Эта власть принадлежит государств, а не определенному семейству…Такое  очень скверно и не подобающе ни для нашего народа, ни для Исламской республики, ни для ее юридической структуры. Думаю, после моего возвращения в этом деле должна быть поставлена точка».

Предпринятая  Ахмадинежадом акция в парламенте  вызвала, естественно, шквал критики со стороны иранских политиков. Разумеется, все ждали реакции духовного лидера страны, которая, как всегда, запаздывала, однако в ее отсутствие  высказывались различные мнения.  Командующий соединениями  Басидж генерал Мохаммад –Реза Нагди  назвал день появления Ахмадинежада с разоблачающими роликами в парламенте «черным днем». Официальный представитель аятоллы Хаменеи в Корпусе стражей исламской революции (КСИР) аятолла Моджтаба Зуннур сказал, что и президент, и братья Лариджани «заставили истекать кровью сердце Рахбара (религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи – В.М.)».

По мнению известного журналиста и политолога  Мохаммада  Нуризада , главное, что страшит нынешнего президента – это осознание того, что назавтра после завершения президентской каденции он подвергнется самой настоящей травле. На смягчение этого «завтра» и направлены его сегодняшние действия.  Выступая в программе  французского международного радио, Нуризад  посетовал на то, что Хаменеи более не может всерьез влиять на борьбу политических элит в стране, не может предотвратить дальнейшее  сползание страны в полосу жесткого политического кризиса. Поэтому, заключает Нуризад, впереди – сильнейшие политические бури. Другой известный политик, председатель Комиссии иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике Алаотдин Боруджержиди  назвал поступок Ахмадинежада «очень странным», не имеющим никакого отношения к обсуждавшемуся на заседании парламента вопросу и не приличествующим статусу и положению президента. Единственное, чего добился Ахмадинежад, считает Боруджерди – богатого обличающего  пропагандистского материала для западных СМИ.  У парламентариев добавилось чувство сожаления и неудовольствия по отношению к главе исполнительной ветви власти. Говоря о причине этого скандала, другой парламентарий, Мохаммад-Саид Ансари выразил такую точку зрения: «В сфере экономики, политики и социальных вопросов Ахмадинежад оказался в глухом тупике, естественно, в конце своей каденции он не хочет признаться в фиаско, для этого ему и понадобились такие громкие разоблачения». Экс-парламентарий Эмад Афруг назвал произошедшее реальной отставкой президента, а не министра труда.

Что касается отношения к этому инциденту в иранском обществе, то один из опубликованных в последние дни опросов общественного мнения свидетельствует о том, что 80% респондентов считают, что победа принадлежит Ахмадинежаду, ибо именно он «защищает права иранского народа. Ахмадинежад. Он раскрыл коррупционные схемы  среди сильных мира сего, показал, как у нас злоупотребляют родственными отношениями и на этом жиреют».

Главный адресат скандала — духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи – почти неделю хранил молчание и не высказывал своего отношения к этому серьезному внутреннему кризису, максимально обострившему отношения между ветвями власти ИРИ.

Однако в четверг 7 февраля молчание было нарушено и Хаменеи  сказал, что то, что произошло, это – «разнузданность и безнравственность, позорящая  страну исламский строй и вредящая нашим интересам». «Мы должны сберечь наше единство. Наши руководители должны хранить и уважать наши интересы. То плохое, что мы видим тут и там, мы готовы изжить. Наш народ полон решимости постоять за свою революцию, преодолеть все разногласия и быть твердыми и сплоченными  перед лицом врага». Этим духовный лидер и ограничился, пообещав в скором времени вернуться к вопросу качества и чистоты власти  и подробно высказаться по всем его аспектам.

52.26MB | MySQL:106 | 0,697sec