О развитии ситуации в Сирии

Из Сирии приходят противоречивые сведения о характере боев в пригородах Дамаска. По данным ряда информационных агентств, повстанцы блокировали основную кольцевую автомагистраль  и трассу, которая соединяет столицу с Алеппо. Указанное событие было распропагандировано СМИ с подачи повстанцев как новое «генеральное наступление, целью которого должно стать свержение Б.Асада».

В реальности все обстоит несколько иначе. В конце января с.г. сирийская армия начала крупномасштабную операцию по освобождению суннитских пригородов Дамаска от инфильтровавшихся боевиков. Кульминация операции после зачистки палестинского лагеря Ярмук наступила 7 февраля с.г., когда спецназ и тяжелая техника начали продвигаться внутрь суннитских пригородов Джобар, Кадам  и Кодун. С учетом множества опорных пунктов повстанцев там развернулись тяжелые бои с применением авиации и танков. При этом указанные пригороды были предварительно блокированы сирийской армией.

Ситуация осажденных к 10 февраля стала критической, у боевиков ощущается нехватка продовольствия, боеприпасов и медикаментов. В условиях подавляющего превосходства правительственных войск в тяжелой технике и авиации сопротивление в опорных пунктах стало выдыхаться. В этих условиях повстанцы решились на отвлекающую операцию в районе основных автомагистралей.

Сразу отметим, что в обоих случаях основной ударной силой оппозиции выступают исламисты из «Джабхат-ан-нусра».  Ситуация в пригородах Дамаска вынудила отряды боевиков выдвинуться из сельской местности и занять ряд населенных пунктов на шоссе Алеппо-Дамаск.  При этом повстанцы еще толком не успели перегруппироваться и восстановить в полном объеме боеготовность после не менее затратного в плане человеческих потерь «генерального наступления» в декабре 2012 г. Цель отвлекающего маневра  — попытаться разблокировать суннитские районы и вывести из них отряды оппозиции. Косвенным подтверждением этому являются появившиеся сообщения о том, что боевики овладели КПП на выезде из Джобара. Таким образом, они атаковали внешний периметр блокады с двух сторон.

Речь в данном случае, повторим, идет не о «генеральном наступлении», а о выходе из окружения, что есть не одно и то же.

Но есть и еще одна причина  неожиданного и во многом жертвенного наступления боевиков. Это инициатива руководителя НКОРС А.М.аль-Хатыба о «готовности выйти на мирные переговоры с правительством». Дамаск отреагировал на эту инициативу поначалу нервно, отвергнув ее «с порога». Но затем изменил свое решение и также объявил о готовности к переговорам, но «без всяких предварительных условий». Под ними  имеются в виду требования НКОРС об освобождении  политзаключенных. Сомнительно, что стороны в настоящее время смогут выйти на такой диалог, но главное здесь заключается в том, что они начинают уставать от беспрерывной войны и предпринимают попытки прозондировать почву на предмет организации таких переговоров. Для политического сегмента НКОРС это единственная возможность перехватить инициативу у военного крыла оппозиции и заявить о себе как о влиятельной силе.

Не будем забывать, что сам А.М.аль-Хатыб близок к сирийским «Братьям-мусульманам», и ситуацию с призывом к диалогу с режимом необходимо оценивать еще и с точки зрения нарастающего недовольства именно сирийских «братьев» активностью «пришельцев» (прежде всего в лице «Джабхат ан-нусра»), которые пытаются играть главные роли, пользуясь тем, что они представляют наиболее боеспособное крыло оппозиционных сил. В этой связи уместно обратить внимание на вооруженные столкновения в Алеппо между боевиками «Джабхат ан-нусра»  и ополченцами, близкими к сирийским «братьям». И дело здесь не в «дележе награбленного», как это пытается представить официальная сирийская пропаганда, а в претензиях на главное командование. Напомним, что еще ранее те же исламисты расстреливали и посланных в их лагерь эмиссаров Сирийской свободной армии (ССА).

Это, кстати, обычная история для всех отрядов «Аль-Каиды», которые воевали в разное время в Ираке, Боснии или Чечне. Рано или поздно они начинали командовать местными полевыми командирами, диктуя им, что надо делать. И всегда это приводило к конфликту и отторжению «чужаков», как это было в Чечне или Ираке.

И Сирия в данном случае не будет исключением. А это означает, что все более и более будут нарастать противоречия в вооруженном крыле оппонентов Асада с обособлением трех основных групп: ССА  с ориентацией на Анкару, салафитских групп под условным названием «Джабхат ан-нусра» с орентацией на Эр-Рияд, сирийских «Братьев-мусульман» с ориентацией на Доху. Мы позволим предложить такую схему, исходя из того, что на всем «послереволюционном пространстве» существует именно такое «разделение труда».

62.9MB | MySQL:102 | 0,580sec