О развитии строительной промышленности Катара

Катар активно финансирует различные внутренние проекты, связанные с развитием инфраструктуры, в которую за последние годы вложены десятки миллиардов долларов. Приоритетное внимание уделяется жилищному строительству, объектам транспорта,  спортивным сооружениям.

За развитие строительного сектора Катара отвечают Министерство муниципальных дел и городского планирования, а также Министерство энергетики и промышленности. Внутригородским благоустройством занимается Управление по общественным работам «Ашгаль», созданное в 2004 г. Ему приданы функции контроля за реализацией государственных инфраструктурных проектов и за соответствие сооруженных объектов международным стандартам.

Стоит подчеркнуть, что мегапроекты, в том числе инфраструктурные, остаются главной темой инвестиционных программ и основной статьей бюджета государства (см. Диаграмму), причем оно не стремится сокращать расходы по ней. Тем более что сооружение промышленных и строительных объектов требует долгосрочных ассигнований, которые в перспективе окажут серьезное влияние на характеристики роста, создав весомые стимулы для сохранения активного, подвижного и поступательного состояния экономики.

Об этом свидетельствует тот факт, что примерно 50% реализуемых и фигурирующих в тендерных списках строительных проектов, по состоянию на начало второго квартала 2011 г., относилось именно к категории инфраструктурных, особенно имеющих энергетическую природу.

Диаграмма

 image001

Как видно из диаграммы, Катар не скупится на развитие крупных проектов в различных областях. По всей видимости, заданный тренд будет сохранен и при планировании государственного бюджета на будущие финансовые периоды, поскольку эмират всерьез принялся реализовывать масштабные инвестиционные планы на своей территории.

В течение последних лет в стране сохраняется «строительный бум», характерный как для промышленного, так и для гражданского секторов отрасли. Ставится задача изменить сам облик Катара.

Стоит напомнить, что высокий темп строительства в эмирате помог вовремя возвести основные действующие спортивные сооружения, необходимые для проведения на территории Катара Азиатских игр 2006 г.

Сегодня в стране развернулась широкая реконструкция сети дорог. Буквально повсюду сооружаются дорожные эстакады и развязки, подземные переходы. Особенно впечатляет строящаяся авторазвязка в районе Аль‑Гараффа, которая обеспечит удобный въезд в Доху из северных городов Аль Хор, Рас Лаффан, Шамаль и Забара. Развязка состоит из трехуровневой эстакады с тремя полосами наземного движения по каждому направлению длиной 900 м.,  а также с тремя полосами подземного движения такой же длины.

Еще одна развязка в Аль-Асири, включающая в себя три полосы с двусторонним движением длиной 2 тыс. м и мост над ними длиной 1,35 тыс. м, была построена, чтобы снизить плотность транспортного потока между городами западного направления и столицей Катара Дохой.

Проложенная по международным стандартам скоростная автомагистраль «Сальва» протянулась на 81 км от Дохи до района Абу Самра, граничащего с Саудовской Аравией. На шоссе имеется много парковочных мест, во избежание возникновения пробок проложены параллельные дороги. Активно идет модернизация «Сальвы». Магистраль будет оснащена телекоммуникационной системой, дренажом, а в ночное время освещаться. Власти Катара намерены максимально повысить безопасность движения на автомобильных дорогах страны.

Большие перспективы имеет строительство сборочных предприятий. Здесь уже, помимо «Ашгаль», активно ведет свою работу Министерство энергетики и промышленности Катара, которое через отраслевые департаменты и вспомогательные структуры пытается привлечь зарубежные компании.

При сооружении подобных объектов государство стремится выиграть на более дешевых строительных материалах и расценках для того, чтобы за счет масштаба операций возводить больше новых промышленных предприятий и расширять мощности уже существующих.

В этом смысле Катар вполне может получить крупные выгоды от успешной реализации инвестиционных программ. По имеющимся оценкам, расходы государства на строительном рынке могут расти на 20% ежегодно для ускорения реализации поставленных целей.

Особое внимание уделяется сооружению объектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу 2022 г.

В апреле 2011 г. тремя указами эмира Катара были созданы специальные органы, ответственные за подготовку и проведение этого мероприятия. Первым решением был сформирован Высший комитет Катара 2022 г., который будет регулировать всю подготовительную работу, последующими двумя актами эмир официально назначил персональный состав данного органа.

За жилищное строительство и сооружение спортивных и социальных объектов отвечает Катарское управление по инвестициям (КУИ). В 2004 г. оно создало дочернюю компанию «Катари Диар», в функции которой входит регулирование рынка недвижимости.

«Катари Диар» участвует в финансировании не только непосредственно катарских, но также и иностранные проектов, принимает участие в возведении самых разных объектов во многих арабских и азиатских странах, а также в ряде европейских государств и в США.

Наиболее крупный и амбициозный строительный проект на всем Ближнем Востоке, осуществляемым специально созданной «Катари Диар» дочерней компанией «Лусайл Риал Истейт Дивелопмент Компани», — это возведение города-спутника Дохи под названием Лусайл, площадь которого составит около 38 кв. км.

Лусайл растянется вдоль побережья Персидского залива на 28 км. В новом городе смогут постоянно проживать около 190 тыс. человек. Кроме того, Лусайл будет готов вместить 170 тыс. временных приезжих (например, строителей-мигрантов из многих стран) и ежегодно принять порядка 90 тыс. туристов, а также других посетителей развлекательных центров и различных мест отдыха — суммарно около 400 тыс. чел.

В Лусайле, «городе будущего», как его называют в Катаре, планируется проложить 30-километровое шоссе, легкое метро протяженностью 22 км (4 ветки, 34 станции, включая 7 подземных), которое свяжет между собой районы Лусайла, а сам город – с международным аэропортом Дохи. К услугам жителей будет также водное такси.

Всего в Лусайле запланировано строительство 17 различных районов: район пристани, Фокс Хиллс, жилой район, бизнес-район, район для игры в гольф, район башен Аль-Харадж, северный и западный районы жилых вилл, Развлекательный центр, Развлекательный остров, Энергетические районы № 1 и № 2, район Катар Петролеум, бизнес-район Болевард,  район башен Лусайла, Аль-Эркиа, медицинский и образовательный район.

В городе будут сооружены 3 пирса для 100 яхт и катеров, 22 отеля, 19 торговых и финансовых центров, 36 школ, 35 мечетей, дипломатический городок, госпиталь, 5 стадионов, 3 поля для игры в гольф, а также множество развлекательных объектов. Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в 7,4 млрд долл.

Начальный этап сооружения Лусайла предусматривает строительство района пристани и Фокс Хиллс. Планируется, что после сдачи «под ключ» здесь будут жить до 130 тыс. чел. (80 тыс. в первом, 50 тыс. во втором соответственно). В районе пристани появятся 96 плавающих причалов, которые смогут обслуживать яхты длиной от 10 до 40 м. Для посетителей «на воде» будут сооружены кафе, бары, кальянные, оснащенные суперсовременными кондиционерами уникальной технологии.

Район Фокс Хиллс будет отличаться от других живописными парками, а также элегантными жилыми зданиями и бизнес-центрами, представляющими собой предметы классической архитектуры в современной интерпретации.

В жилом районе в основном разместятся объекты, предназначенные для отдыха и развлечений: бары, кафе, бутики, — которые смогут одновременно обслуживать до 17 тыс. человек.

Район для игры в гольф, рассчитанный на 22 тыс. человек, будет знаменит не только игровыми полями, но и виллами класса «лакшари», а также Академией тенниса и Международной школой.

Одиннадцать тысяч человек смогут жить в 42-х высотных домах района башен Аль-Харадж. Северный и западный районы жилых вилл примут на своей территории до 7 тыс. жителей. Развлекательный центр и остров, где разместятся основные культурные сооружения города, рассчитаны на 67 тыс. и 4 тыс. человек соответственно.

Энергетические районы № 1 и № 2, район Катар Петролеум и бизнес-район Болевард совокупно смогут вместить более 80 тыс. человек и будут представлять собой гармонию крупных деловых центров, магазинов и уютных жилых комплексов для лиц, работающих в Лусайле.

Район башен Лусайла будет застроен для 19 тыс. жителей, район Аль-Эркиах – для 12 тыс., медицинский и образовательный район – для 11 тыс. человек.

Большинство зданий и сооружений города-спутника будут представлять собой конструкции из монолитного железобетона на основе стальных каркасов. Для этих целей стране понадобится огромное количество стального проката. В этой связи принято решение об ускоренном развитии металлургической промышленности, прежде всего производства стали. Как следствие, соответствующий импульс получит производство многих строительных материалов.

Стоит особо подчеркнуть, что импортировать огромное количество металла и стройматериалов не по карману даже такому богатому государству, как Катар, за несколько лет превратившемуся в одного из крупнейших потребителей металла в регионе.

В 2010 г. интенсификация строительства обусловила рост душевого потребления стали в стране до 400 кг. Вот почему, в соответствии с пятилетним планом производство стали в стране всего за три года — с 2012 по 2014 гг. — более чем утроится и вырастет с нынешних 700 тыс. до 2,5 млн т в год.

Помимо этого, Катару предстоит многое сделать для развития производства цемента, которого тоже не хватает для реализации столь объемных строительных планов, ведь в эмирате одновременно сооружается около 700 крупных объектов.

Как следствие, на катарском рынке реальна активизация иностранных компаний, которые, возможно, скупят местные промышленные предприятия, чтобы добиться консолидации отрасли, и будут влиять на соотношение спроса и предложения посредством закрытия неэффективных производителей.

Подобную эволюцию можно оценить как предтечу некоего «снабженческого шока» в связи с ростом спроса. Такого рода ситуация может, хотя и в разной степени, затронуть сферу строительства, если в стране не будут предприниматься упреждающие меры.

Таким образом, строительный комплекс Катара представляет собой дееспособный механизм, который выполняет большой объем сложных работ, обеспечивающих эмирату высокие места в различных международных рейтингах, учитывающих достижения в диапазоне от степени защищенности экосферы до креативности инженерной мысли в области строительства, что полностью соответствует задачам, поставленным экономической стратегией долгосрочного национального развития.

По всей видимости, в течение 10 лет эмирату понадобятся зарубежные инвесторы для финансирования части строительных проектов, а также подрядчики для выполнения соответствующих работ, поскольку денежные средства эмирата отнюдь не безграничны, и в стране имеется дефицит рабочих рук.

Для решения логистических проблем, которые могут возникнуть в результате возведения множества новых объектов, Катар заранее начал совершенствовать действующие транспортные магистрали и развязки, а также сооружение дополнительных, ибо в будущем ожидается не только прогнозируемое увеличение численности населения страны, но и большой поток туристов и футбольных болельщиков со всего мира.

52.39MB | MySQL:106 | 0,505sec