Об отношениях Франции с исламом в контексте операции в Мали

Начав в январе 2013 г. военную операцию в Мали против захвативших крупные города на севере страны джихадистов, Франция, страна с наибольшим в Европе мусульманским сообществом, приобрела немало новых недругов в исламском мире и ещё больше врагов из числа исламистов. Пятая республика оказалась под градом обвинений в развязывании «очередного крестового похода против мусульман». Одним из тех, кто выступил с заявлениями подобного рода, стал младший брат нынешнего лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири Мухаммед, одно из первых лиц группировки «Египетский исламский джихад».

«Франция стала виновницей в оккупации мусульманской страны, она объявила войну исламу. Это незаконное нападение и неприемлемое вмешательство во внутренние дела мусульман. Действующие на севере Мали группы имели цель применить шариат, и это было их правом. Франция же вмешалась в стремлении завладеть ресурсами этой страны», — так аз-Завахири-младший прокомментировал военную операцию в Мали в интервью французскому изданию «Журналь дю диманш». К слову, именно Мухаммед аз-Завахири полгода назад выступил с инициативой о перемирии между Западом и исламистами. Это случилось как раз в тот момент, когда исламисты, захватывая город за городом, наращивали  своё присутствие и активность в Мали, отказавшись от сотрудничества с национальными движениями туарегов, борющимися за создание независимого государства Азавад на северных территориях Мали. Тогда М.аз-Завахири, провозгласив себя посредником между «Аль-Каидой» и Западом, предложил последнему принять политику невмешательства в дела исламских государств в обмен на «защиту законных интересов».

Ни США, ни государства Европы тогда не стали всерьёз рассматривать это предложение, и вот, теперь брат лидера «Аль-Каиды» вновь использует любимую риторику о «войне Запада против мусульман». Здесь, правда, есть одна неувязка. Уничтожающие всемирное наследие ислама в виде мечетей Тимбукту и древних манускриптов на арабском об истории религии и права исламисты истинными мусульманами не являются при всём своём желании таковыми казаться. Но у Мухаммеда аз-Завахири нет другого выбора. Да он ему и не нужен. Ведь только слова об очередной «войне Запада против ислама» позволят ему и таким, как он (например, британскому исламисту Анжему Чоудари), пополнить списки сторонников. М.аз-Завахири говорит о том, что мир в настоящее время «оказался в условиях столкновения цивилизаций, но агрессию ведёт именно Запад». Но разве это Запад на протяжении предыдущего года разрушал исторические исламские памятники в Тимбукту? И разве это Запад по всему миру осуществляет теракты против мусульман-шиитов?

Вместе с тем, у действий Франции в рамках военной операции в Мали есть и критики из числа т.н. умеренных мусульман. К ним относится швейцарский профессор Тарик Рамадан, опубликовавший статью под заголовком «Мали, Франция и экстремисты. Ничего нового под солнцем колониализма» (Mali, France and the extremists. Nothing new under the colonial sun). «Президент Франции Франсуа Олланд, потерявшийся на фоне бесконтрольного правительства, повысил свой престиж и освежил имидж государственного деятеля и военного лидера, готового «уничтожить врага». Таким образом, северу Мали, кажется, суждено стать тем зеркалом, в котором Франция будет любоваться образом своего сильного и решительного президента», — пишет Рамадан.

Хотя Рамадан, в отличие от многих журналистов, не склонен недооценивать угрозу со стороны экстремистов в регионе Сахель, действия Франции он готов считать едва ли не меньшим злом: «Оппозиция джихадистам не означает принятие французской политики в регионе. За «благородными» инициативами Франции по защите подвергающихся опасности граждан Мали скрывается ряд не отвеченных вопросов. Запад в целом и Франция в частности десятилетиями не обращали внимания на страдания людей от диктатур в Тунисе, Египте и Ливии, прежде чем воспеть «революцию» и арабскую весну, а гуманитарное вмешательство в Ливии продемонстрировало своё уродливое лицо посредством открытого подтверждения заинтересованности в нефтяных ресурсах и экономических преимуществах. Несколько месяцев спустя Франция вторгается в Мали, якобы для блага народа страны, а единственной целью операции является защита «дружественного» государства от угрозы, исходящей со стороны экстремистов. Само собой, кровь, свободу и достоинство дружественного народа Мали стоит защищать, когда известно, что под её песками скрыты огромные нефтяные и газовые месторождения. Минеральные богатства севера Мали – это не мираж. Миражом является только реальность деколонизации».

Кроме того, Рамадан задаётся вопросом, почему именно  Сахель в последнее время стал полем наиболее активной деятельности исламистов. И предлагает свою версию ответа: «Катар подписал с французской нефтегазовой компанией «Тоталь» соглашение о разведке месторождений в регионе Сахель. В то же время, именно эта страна обеспечивает материально-техническую и финансовую поддержку многих радикальных группировок, таких, как «Аль-Каида в странах исламского Магриба» или «Ансар ад-Дин». Является ли это противоречием или поощрением, в данном случае экстремистов, побуждая их к действию для оправдания необходимости французского военного вмешательства? Удобное распределение ролей, что является сколь эффективным, столь и циничным… Американцы, британцы, норвежцы и граждане других европейских стран находились в заложниках на территории Алжира – внезапно не только интересы Франции оказались под угрозой…»

Что касается финансирования террористов, то всё может быть ещё проще, чем представляет Рамадан. Джихадистов финансируют… европейские государства. Правда, любителям теорий заговоров вряд ли удастся чем-нибудь поживиться, поскольку та же Франция и другие страны делают это вынужденно. Заявления об этом в интервью Би-Би-си сделала в начале февраля бывший посол США в Мали Вики Хадлстон (Vicki Huddleston). Согласно её информации, Франция в 2010 г. заплатила порядка 17 млн долларов за освобождение заложников, удерживавшихся на урановой шахте в Нигере. Другие страны, включая Германию, в совокупности также внесли выкуп в размере 90 млн. Тогда на официальном уровне правительства отрицали выплаты, но Хадлстон считает, что у них могли быть на то причины: «Все европейские страны, которые заплатили выкуп, отрицали, что они сделали это, потому что средства пошли косвенными путями, через различные каналы в правительстве Мали». Как бы то ни было, если выплаты действительно имели место, то говорят они, прежде всего, о том, как высоко Запад ценит жизни своих граждан. Кроме того, это является ещё одной серьёзной причиной для вмешательства в конфликт в Мали – при грамотной стратегии зачистка страны от джихадистов может обойтись существенно дешевле, чем постоянная выплата выкупа за заложников.

Вместе с тем, Рамадан чётко заявляет о том, что «идеология и методы салафитских и джихадистских вооружённых групп заслуживают только осуждения». «Их интерпретация ислама и их эксплуатация религии, навязывающая самые унизительные телесные наказания, являются совершенно неприемлемыми. Совесть современного международного сообщества мусульман должна заставить услышать себя и донести чёткое послание: подобное толкование и применение ислама являются предательством, ужасом и позором. Первыми заявить об этом должны сами мусульмане и страны с мусульманским большинством». Но, увы для Рамадана и для ислама, в странах с мусульманским большинством исламисты продолжают массовые экзекуции мусульман-шиитов (речь, прежде всего, идёт о Пакистане, Ираке и Индонезии). Да и в Европе представители исламского сообщества не спешат выступать с осуждением деятельности экстремистов, искажающих саму суть ислама.

В таких условиях заниматься этим приходится почти исключительно европейским правительствам. В последнее время, в том числе и в связи с событиями в Мали, особенно активизировалась на этом направлении та же Франция. Толчком к ужесточению антитеррористического законодательства и мер противодействия религиозному экстремизму стали действия исламиста Мухаммеда Мера, совершившего весной 2012 г. семь убийств. Одной из таких мер стала высылка из страны всех проповедников, замеченных в пропаганде радикальных идей. Первым из них осенью прошлого года стал тунисец Мухаммед Хаммами. В конце января Франция депортировала марокканца Али Бенхамму (Ali Benhammou), который был связан с запрещённой в стране группой «Рыцари гордости» (Forsane Alizza), согласно заявлению МВД, «сделавшей Францию приоритетной целью».

А недавно министр внутренних дел французского правительства Мануэль Валь заявил о том, что в ближайшее время за ним последуют и другие проповедники, уличённые в продвижении экстремизма. Вслед за этим в ходе спецоперации были арестованы четверо исламистов осуществлявших рекрутирование боевиков для «Аль-Каиды» с целью их последующей отправки в Африку. По данным полиции, трое из задержанных являются франко-конголезцами, а четвёртый малийцем. Кроме того, было объявлено о задержании нескольких человек, пытавшихся из Франции отправиться в регион Сахель для участия в военных действиях. Эти аресты стали первыми с начала французского вмешательства в ситуацию в Мали.

Несмотря на это, по словам самого Мануэля Валя, некоторому количеству экстремистов уже удалось выехать из страны для участия в конфликте: «Есть горстка людей, я не могу назвать точного числа, которые уже находятся в Сахеле и могут сражаться с французской армией». В этих условиях во Франции снова стала актуальной идея создания «европейского ислама», проводником которой когда-то называли того же Тарика Рамадана. «Это важная задача, как для ислама, так и для Франции: построить ислам французский, европейский, западный», — прямо заявил на встрече с авторитетными имамами Валь. Конечно, министр выбрал не самую удачную формулировку, ведь даже многие из т.н. умеренных мусульман без раздумий отвергнут подобное предложение, как не соответствующее духу Корана. Но очевидно, что что-то необходимо менять. И большим шагом вперёд здесь стало бы уже одно лишь однозначное и громкое осуждение идей и деятельности экстремистов, искажающих ислам, о чём пишет Рамадан.

Тем временем, всё больше французов считают ислам нетерпимой религией, несовместимой с ценностями французского общества. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведённого в начале года французским изданием «Ле Монд». Опрос под заголовком «Франция 2013: новые противоречия» также показал, что «8 из 10 французов полагают, что религия мусульман навязывает своё видение мира другим». В этих условиях заявления вроде тех, что делает Мухаммед аз-Завахири, только укрепляют граждан Пятой республики в их мнении, а поводов сомневаться в подоплёке французской «спасительной» интервенции в Мали практически не остаётся.

Правительства стран Запада вполне могут быть заинтересованы в ресурсах, скрытых в недрах африканских стран, однако те, кто критикует военную операцию европейских государств в Мали, забывают об одном важном факте. В большинстве стран Запада сегодня есть весьма значительные и постоянно растущие мусульманские сообщества, немалая часть которых очень восприимчива к идеям, высказываемым таким людьми, как Мухаммед аз-Завахири или представителями «Аль-Каиды». При этом, часть исламистов (например, Анжем Чоудари) открыто признаёт, что если джихадисты закрепятся в Северной Африке и смогут основать там халифат, Европу уже ничто не сможет уберечь от массового экспорта радикальной идеологии и применения её на практике. Европейские же мусульмане в массе своей до сих пор так и не смогли определиться, с кем же они хотят дружить больше: с правительствами своих стран, которые регулярно выплачивают им разнообразные пособия или с экстремистами, призывающими отправиться воевать против этих стран под весьма сомнительными предлогами?

Сознательных мусульман, тех, кто подобно Тарику Рамадану, открыто выражает своё неприятие любых радикальных идеологий, искажающих ислам, сегодня в Европе меньшинство. Большинство же проявляет лишь инфантилизм и неспособность сделать выбор, следствием которых становится образование комфортной и безопасной ниши для экстремистов внутри исламских сообществ Старого Света. Няньками при инфантильных европейских мусульманах вынуждены выступать правительства, пытающиеся предотвратить радикализацию значительной части граждан. На это постоянно тратятся силы и средства. А ведь правительства почти никогда не делают что-то бесплатно.

52.29MB | MySQL:103 | 0,608sec