Ливан:«Хизбалла» и палестинцы

Мы уже писали о  том, что палестинские организации (НФОП-ГК, ХАМАС), которые долгий период времени являлись ближайшими сторонниками  сирийского режима на фоне продолжающейся гражданской войны в Сирии начинают менять ориентиры и искать новых внешнеполитических кураторов и спонсоров. Сейчас основными претендентами на эту роль являются Саудовская Аравия и Катар, которые активно используют «палестинский фактор» не только для решения своих задач в Сирии, но и для усиления своего влияния на треке Ближневосточного урегулирования (БВУ).

Ближайший союзник Дамаска ливанская шиитская «Хизбалла» в этой связи вынуждена пересматривать круг своих союзников внутри Ливана. Если говорить еще проще, то палестинские организации, которые ранее находились в сирийской и иранской орбитах влияния, начинают покидать своих кураторов. И дело здесь не только в перебоях с финансированием. Мы  ранее уже замечали, что палестинские организации, будучи суннитскими по природе, в конечном счете в рамках глобального противостояния между суннитами и шиитами,  примкнут все-таки к суннитским центрам силы. А таковыми в настоящее время являются Эр-Рияд и Доха, которые действуют в Ливане через целую сеть салафитских имамов.

«Хизбалла» была вынуждена ввести недавно свои подразделения в лагеря отступников из НФОП-ГК на ливанской территории. Это было обусловлено участием боевиков в отрытой попытке восстания в палестинском лагере Ярмук в декабре прошлого года. Еще ранее ливанская палестинская группировка «Ансар Алла», которая насчитывает в своих рядах около 200 бойцов, официально  объявила о разрыве с «Хизбаллой» именно по причине расхождения во взглядах на ситуацию в Сирии. Это была последняя радикальная исламистская палестинская группа. которая воевала на стороне режима Асада.  Возможно, что немаловажную роль сыграло и недавнее сокращение вдвое суммы спонсорской помощи (250 тыс. долларов США), которая «Хизбалла» ежемесячно направляла руководству «Ансар Алла».

Указанная группировка, которая  возглавляется выходцем из ФАТХа Джамалем Сулейманом и его племянником Махером Куайдом, выполняла в Ливане роль основного разведподразделения «Хизбаллы» практически во всех палестинских лагерях на территории страны. Особенно позиции «Ансар Алла» были сильны в лагерях  Айн аль-Хильва и Миу-Миу. Вообще палестинский фактор имеет важное значение для развития всей внутриполитической ситуации в Ливане, и потеря такого союзника для шиитской «Хизбаллы» является болезненным ударом.

Установление доверительных контактов с суннитскими радикальными группами является для «Хизбаллы» приоритетной задачей на протяжении долго периода времени. И в данном контексте «Хизбалла» выполняла через палестинских союзников и задачи, которые ставились руководству группировки через командование иранского КСИР. При этом иранцы прятали «свои уши» при помощи ливанских союзников. Одновременно Тегеран финансировал и широкую благотворительную программу помощи «дружественным» палестинским группировкам. Так, например, через «Хизбаллу» было профинансировано строительство госпиталя в лагере Айн аль-Хильва, который был передан на баланс той же «Ансар Алла». Это позволило серьезно поднять престиж этой организации.  Теперь «Ансар Алла» перешла «под крыло» заклятого врага «Хизбаллы» салафитского имама Ахмада аль-Ассира в Сайде, который в последнее время резко активизировал свою антишиитскую кампанию. Как предполагает ряд экспертов, в данном случае он является еще и связующим звеном по передаче палестинцам денег от саудовских спонсоров.

«Хизбалла» сейчас активно пытается восполнить существующий вакуум. Сейчас проходят закрытые консультации с руководством еще одной палестинской радикальной группой «Асбат аль-Ансар» (после боев с ливанской армией она сменила название на «Лигу партизан») и лидером «Движения исламских моджахедов» шейхом Джамалем Хаттабом, которые имеют влияние вне лагеря Айн аль-Хильва.

Одновременно руководство «Хизбаллы» разрабатывает  и планы сохранения логистических каналов по бесперебойному получению оружия и боеприпасов из Ирана в случае падения  режима Асада. Создано несколько групп по планированию. Которые отрабатывают различные схемы таких поставок в случае ликвидации «сирийского направления».  Самым приоритетным остается при этом вариант использования аэропорта Бейрута, который контролируется Главным управлением  безопасности (ГУБ) Ливана. ГУБ является «шиитской вотчиной» и в настоящее время его сотрудники заняты оборудованием новых постов на трассе между аэропортом и южными пригородами ливанской столицы в целях создания надежного логистического коридора. Одновременно усиливается присутствие ГУБ в морском порту Бейрута с целью создания на его базе «запасного аэродрома» и для противодействия переправке через порт оружия суннитским боевикам в Сирии.

52.2MB | MySQL:103 | 0,465sec