Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11-17 февраля 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и на Кипре. В Сирии увеличиваются масштабы и усиливается ожесточенность боевых действий между правительственными войсками и силами вооруженных противников режима президента страны Б. Асада. В Республике Кипр 17 февраля прошли выборы президента страны.

В различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и силами вооруженной оппозиции, причем их масштабы и ожесточенность заметно возросли. На прошедшей неделе наиболее крупные бои происходили в районе Алеппо, где армия и мятежники с переменным успехом вели борьбу за военные аэродромы к востоку от города. В северо-восточных провинциях Ракка, Хасеке и Дейр-эз-Зор мятежники расширили зоны своего контроля, захватив крупнейшую ГЭС Сирии вблизи города Табка и сам город, а также ряд аграрных районов и важных нефтепромыслов. Действия противников режима направлены создание «изолированной зоны» на всем протяжении границы с Турцией и Ираком. Кроме того, они стремятся отрезать центральные области Сирии от нефтяных и газовых месторождений, каскада ГЭС на реке Евфрат и основных житниц. Ожесточенные бои продолжаются в предместьях Дамаска и некоторых районах столицы. Боевые действия велись также в провинциях Хама, Хомс и Идлиб.

Госминистр по национальному примирению Сирии А. Хейдар назвал озвученную 30 января инициативу лидера головной организации сирийской оппозиции — Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) М. аль-Хатыба о диалоге с властью «шагом в правильном направлении», однако сирийское правительство отвергает любые предварительные условия к вступлению в контакты с оппозицией. А. Хейдар допустил возможность обсуждения с М. аль-Хатыбом «механизма проведения свободных парламентских выборов на многопартийной основе и президентских выборов в 2014 г., когда истечет срок полномочий Башара Асада». Одновременно министр подчеркнул неприемлемость переговоров, которые будут сводиться только к вопросу «передачи власти». Тем временем руководство НКОРС на своем заседании в Каире 16 февраля подтвердило свою жесткую позицию, приняв заявление, в котором подчеркивается, что президент САР Б. Асад и руководители силовых структур, «ответственные за нынешнее разрушение страны», исключаются из политического процесса и должны «понести ответственность за свои преступления». При этом переговоры могут вестись лишь с теми представителями режима, которые не участвовали в подавлении народных выступлений. У инициативы главы НКОРС, которая получила широкую международную и региональную поддержку, имеется немало противников в лагере непримиримых сил. Так, сирийские «Братья-мусульмане», базирующиеся в Стамбуле, заявили, что предложение М. аль-Хатыба о начале диалога с властями с целью прекращения конфликта «наносит ущерб интересам народной революции», а «у сирийского народа нет другого выбора, кроме вооруженной борьбы против правящего режима».

МИД России 13 февраля подтвердил, что наша страна готова предоставить сирийцам площадку для переговоров, если они захотят встретиться в Москве. В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что ситуация в Сирии с каждым днем ухудшается и сегодня важно, чтобы конфликтующие стороны поддерживали диалог.

Генеральный директор госкомпании «Рособоронэкспорт» А. Исайкин заявил 13 февраля, что Россия продолжает выполнять контракты военных поставок в Сирию, поскольку эта страна не находится под санкциями Совета Безопасности ООН. Глава «Рособоронэкспорта» подчеркнул, что поставки в САР не включают технику наступательного характера, а только оборонительного.

В Вашингтоне считают наиболее рациональным политическое решение сирийской проблемы, заявил 14 февраля госсекретарь США Дж. Керри, но при этом американцы не намерены вести диалог с Б. Асадом. Керри высоко оценил предложение М. аль-Хатыба о переговорах с властями.

13 февраля правительство Катара приняло решение передать здание посольства САР в Дохе представителям НКОРС.

Спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими 17 февраля предложил провести переговоры представителей властей и оппозиции Сирии в одном из офисов ООН.

17 февраля в Республике Кипр прошли очередные президентские выборы. Свои кандидатуры на пост главы государства выдвинули 11 претендентов. После подсчета 95% голосов лидирует председатель оппозиционной правоцентристской партии Демократический сбор Н. Анастасиадис, за которого проголосовали 45,3% избирателей, пришедших на выборы. На втором месте (27,1% голосов) представитель левых сил С. Малас. Второй тур голосования состоится 24 февраля.

Нынешние выборы проходят в очень сложный для республики период. Страна находится на грани дефолта в результате глубокого финансового кризиса, спровоцированного долговыми проблемами Греции, на которую оказался слишком тесно завязан банковский сектор Кипра. В настоящее время киприоты ожидают решения своих партнеров по Евросоюзу о предоставлении программы финансового содействия. Новому главе государства придется решать исключительно сложные и масштабные задачи: не допустить банкротства республики, вести сложные переговоры с ЕС и МВФ о предоставлении финансовой помощи, провести глубокие структурные реформы и вернуть экономику на рельсы устойчивого развития.

Нестабильная ситуация сохранялась на минувшей неделе в Египте. В стране продолжалось противостояние между оппозицией и исламистскими властями. Вторая годовщина свержения режима Х. Мубарака была отмечена 11 февраля многотысячными демонстрациями в различных городах страны, участники которых протестовали против политики нынешних исламистских властей. Сотни египетских полицейских 12 февраля объявили забастовку и вышли на акции протеста, требуя от властей защиты от нападений со стороны демонстрантов, участвующих в антиправительственных акциях. Массовую акцию в поддержку президента Египта М. Мурси провели в Каире и некоторых других городах страны его сторонники. Манифестанты осудили насилие, имевшее место в стране в последние недели, обвинили руководство оппозиции в организации беспорядков. В этот же день оппозиционеры провели свои акции протеста в Каире, в том числе в районе президентского дворца «Аль-Кубба», где произошли столкновения с полицией. Кроме того, акции протеста оппозиционных сил прошли 15 февраля в Александрии, Порт-Саиде, Суэце и некоторых других городах Египта. Наиболее крупные акции протеста прошли 17февраля в Порт-Саиде, где власти были вынуждены временно закрыть многие государственные учреждения и промышленные предприятия.

По сообщениям из Каира, 16 февраля здесь впервые с начала нынешнего кризиса в стране состоялась встреча одного из лидеров оппозиционного Фронта национального спасения М. аль-Барадеи с главой Партии свободы и справедливости (политическое крыло «Братьев-мусульман») С. аль-Кататни.

Начальник генштаба ВС АРЕ генерал С. Субхи заявил 17 января, что армия будет избегать вмешательства в политику, но сможет сыграть роль, если ситуация станет сложной. Генерал призвал соперничающие политические группировки решать свои разногласия путем диалога.

Безрезультатно завершился 13 февраля в Тегеране восьмой раунд переговоров между Ираном и МАГАТЭ по иранской ядерной программе. Делегация международного агентства вновь не была допущена на иранский военный объект в Парчине, который, как предполагает МАГАЭ, может использоваться в процессе создания атомного оружия. Иранцы категорически отрицают это. Как заявили в МАГАТЭ, агентство готово продолжить переговоры, но ему требуется время для обсуждения дальнейших шагов, необходимых для подвижек в решении проблемы. Тем временем Иран объявил о начале самостоятельного изготовления топлива для исследовательского реактора в Тегеране из части обогащенного до 20 процентов урана, а также подтвердил начало установки центрифуг нового поколения в Центре ядерных исследований в Натанзе. Верховный руководитель ИРИ А. Хаменеи 16 февраля заявил, что Иран не намерен создавать атомную бомбу, однако если бы он захотел ее получить, ни одна сила не смогла бы помешать этому. Со своей стороны президент США Б. Обама 12 февраля подтвердил, что Америка по-прежнему привержена дипломатическому пути решения ядерной проблемы ИРИ, однако сделает все, чтобы не допустить разработки Тегераном ядерного оружия.

Президент Пакистана А. А. Зардари заявил 11 февраля, что его страна полностью поддержит Иран в случае агрессии со стороны других государств. По словам Зардари, Исламабад не позволит давлению со стороны западных стран сказаться на отношениях между Ираном и Пакистаном. Он подчеркнул важность, которую придает Пакистан совместному с Ираном проекту строительства газопровода.

На минувшей неделе Пакистан провел два успешных испытания баллистических ракет («Хатф-9» с дальностью пуска до 60 км и «Хатаф- II» — до 180 км), способных нести как обычную, так и ядерную боеголовку.

16 февраля крупнейший теракт был совершен в городе Кветта – административном центре юго-западной провинции Белуджистан. Погибли 84 и пострадали свыше 160 человек. Сообщается, что ответственность за теракт взяла на себя суннитская экстремистская группировка «Лашкар-е-Джангви», ранее неоднократно совершавшая теракты против шиитов.

Президент Обама 12 февраля объявил, что США в течение года выведут из Афганистана 34 тыс. военнослужащих, т. е. их число будет сокращено в два раза, а к концу 2014 г. «война в Афганистане будет завершена». Одновременно Обама пообещал, что приверженность США «объединенному и суверенному Афганистану» сохранится и после 2014 г. В то же время конкретного решения о параметрах американского военного присутствия в Афганистане после 2014 г. пока не принято. Афганское правительство поддержало заявление Б. Обамы. Тем временем президент Афганистана Х. Карзай запретил местным силам безопасности использовать авиационную поддержку со стороны сил НАТО. Это было сделано после многочисленных случаев ошибочных бомбардировок мирного населения.

Вновь обострилась ситуация в Бахрейне. На прошедшей неделе в стране прошли массовые антиправительственные демонстрации, организованные шиитской оппозицией по случаю второй годовщины начала народных протестов. Выступления оппозиции перерастали в столкновения с полицией. Произведены аресты. Один демонстрант и полицейский погибли. Отметим, что осложнение обстановки произошло на фоне начавшегося 10 февраля Диалога национального согласия, созванного по инициативе короля Х. Аль Халифы с целью урегулирования внутриполитического конфликта.

15 февраля в ряде городов Ирака с преимущественно арабским суннитским населением прошли многотысячные демонстрации, участники которых требовали отставки премьер-министра страны Н. аль-Малики. В районе городов Эль-Фаллуджа и Рамади демонстранты вновь перекрыли шоссе, соединяющее Ирак с Иорданией и Сирией.

Переговоры между основными политическими силами Туниса о формировании нового правительства «внепартийных технократов» не привели к успеху и продолжатся 18 февраля. В столице Туниса 16 февраля прошла многотысячная демонстрация сторонников правящей исламистской партии «Ан-Нахда». Ее участники поддержали руководство «Ан-Нахды» и возглавляемое исламистами правительство, выступили против создания «технократического» кабинета.

Правительство Судана и одна из самых влиятельных дарфурских повстанческих группировок Движение за справедливость и равноправие подписали в столице Катара Дохе соглашение о прекращении огня, которое вступило в силу в полночь с 10 на 11 февраля. Стороны договорились о создании совместного комитета, который будет контролировать выполнение соглашения о перемирии.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах турецко-американских отношений

 

 

Союзнические отношения между Турцией и США были установлены вскоре после Второй мировой войны. На протяжении нескольких десятилетий Турция, являлась надежным военно-политическим партнером США в противостоянии с Советским Союзом и его союзниками. На современном этапе турецко-американские отношения продолжают оставаться важной составляющей внешней политики двух стран, которой придают большое значение как в Анкаре, так и в Вашингтоне. Эти отношения можно назвать прочным стратегическим союзом, для которого характерны широкий диалог и координация действий по многим направлениям международной и ближневосточной политики.

В то же время действия турецкого руководства не всегда вписываются в амбиции, планы и дела американской администрации в регионе. Как подчеркивают эксперты, «несмотря на свой стратегический характер, отношения между Турцией и США не всегда развиваются по нарастающей. И в международных отношениях это нормальное явление. Турецко-американские отношения необходимо рассматривать, прежде всего, как отношения между двумя независимыми государствами. Более того, со временем позиции сторон по определенным вопросам могут меняться. Турецко-американские отношения развиваются по волновой кривой, где есть и рост, и падение». Но в целом Турция продолжает рассматривать Соединенные Штаты в качестве главного стратегического партнера в политической, экономической, военной областях, а также в сфере безопасности. Это обусловлено зависимостью Анкары от американских поставок вооружений и военной техники, поддержки Вашингтона при получении кредитов от МВФ и Всемирного банка, лоббирования администрацией США интересов Турции для ее интеграции в Евросоюз. Анкара тесно связана с Вашингтоном обязательствами в рамках НАТО, который турки считают единственным отлаженным механизмом обеспечения глобальной и региональной безопасности с реальной возможностью применения силы в случае необходимости.

Турция граничит или находится в непосредственной близости со странами, занимающими важное место во внешней политике Вашингтона (Израиль, Иран, Сирия, Ливан, Армения, Грузия и Азербайджан). В силу своего географического положения Турция контролирует или имеет доступ к морским маршрутам, являющимися каналами торговли и транзита энергетических ресурсов на мировые рынки (проливы Босфор и Дарданеллы, Черное, Средиземное и Каспийское море). Вашингтон, понимая важность геополитического положения Турции, а также ее особую политическую модель, сочетающую умеренный исламизм и лаицизм, видит в Турции особого партнера, способного играть важную роль в американской ближневосточной политике. Немаловажно и то, что альянс с Турцией, единственной в регионе светской демократической страной с преобладающим мусульманским населением, помогает демонстрировать Вашингтону его возможность поддерживать эффективные дружеские связи с мусульманскими государствами, подчеркивать, что Америка противостоит не исламу как таковому, а экстремистам, прикрывающимися религией. В то же время следует отметить, что в американском Конгрессе Турция «крайне не популярна».

Происходящее ныне расширение сотрудничества между двумя странами во многом связано с президентом США Б. Обамой. Характерно, что свой первый заокеанский визит в качестве главы Белого Дома в апреле 2009 г. Б. Обама совершил именно в Турцию, продемонстрировав тем самым значение этой страны для Америки. В Анкаре позитивно восприняли избрание Обамы в ноябре 2012 г. на второй президентский срок. Здесь считают, что Б. Обама, который обращается к премьер-министру Турции Р. Т. Эрдогану «мой друг», и «официально не признает «геноцида армян» и не обращает внимания на призывы лоббистов, в т. ч. сторонников Израиля, более активно давить на Анкару, близок Турции по духу».

Повышенную заинтересованность в развитии связей с Турцией проявляет Пентагон, которому необходимо выполнять ряд важных задач в регионе, что предусматривает тесное сотрудничество с Турцией. Так, большое значение американцы придают возможности использования военно-воздушной базы Инджирлик на юго-востоке Турции и ряду других турецких военных баз. Напомним, что США разместили на базе Инджирлик ядерное оружие. США удовлетворены активной позицией Турции в вопросе развертывания системы ЕвроПРО. В провинции Малатья на военной базе Кюреджик американцы разместили РЛС ПРО, что вызвало противодействие России и Ирана. В Средиземном море вблизи турецких берегов будут находиться корабли ВМС США, оснащенные ракетами ПРО системы «Иджис». По мнению Анкары, размещение элементов ПРО на территории страны гарантируют «безопасность Турции и применение принципа коллективной обороны НАТО».

Подчеркнем важность визита в США в мае 2012 г. начальника генштаба ВС Турции генерала Н. Озеля, в ходе которого турецкий генерал впервые был допущен к некоторым наиболее секретным сферам деятельности американских вооруженных сил.

Особую значимость для Турции имеет военно-техническое сотрудничество с США, которое позволяет Анкаре реализовывать планы по модернизации национальных ВС и развитию собственной военной промышленности. Вместе с тем, курс на сотрудничество с США сочетается у турок с линией на диверсификацию военного импорта.

США рассматривают Турцию в качестве региональной силы, которая содействует Вашингтону на Ближнем Востоке. В настоящее время это особо проявляется в связи с событиями в Сирии. Анкара и Вашингтон постоянно консультируются по сирийской проблеме, созданы совместные группы для координации действий по Сирии. Две страны занимают жесткую позицию в отношении режима президента САР Б. Асада, настаивая на его немедленной отставке. Территория Турции превратилась в главную базу сирийской оппозиции, ведущей вооруженную борьбу против дамасских властей. Часть помощи сирийским оппозиционерам передается американцами через Турцию. В начале 2013 г. США наряду с ФРГ и Нидерландами разместили ЗРК «Пэтриот» на турецкой территории вблизи от границы с Сирией. В целом, по мнению американских экспертов, сирийские события являются проверкой для «потенциального стратегического партнерства» между Турцией и США.

Отметим, что ранее, в 2011 г. Анкара и Вашингтон совместно действовали в интересах свержения режима М. Каддафи в Ливии. Да и в целом Турция и США во многом координируют свои действия в событиях, связанных с «арабской весной». На протяжении длительного периода времени Турция и США плодотворно сотрудничают в Афганистане.

В то же время администрация Обамы испытывает беспокойство в отношении позиции правительства Эрдогана к Ирану и его ядерной программы. Так, в 2010 г. Турция была среди тех стран, которые воспрепятствовали принятию новых санкций против Ирана. Анкара, несмотря на недовольство со стороны Вашингтона, продолжает поддерживать экономическое сотрудничество с Тегераном, в том числе в газовой сфере. Неодобрительно относится Турция и к возможному военному решению иранской ядерной проблемы. Однако, «чтобы не потерять Турцию», американцы демонстрируют «более прагматичное и конструктивное поведение» в отношении этой страны.

В трудном положении оказалась американская администрация после произошедшего в 2009-2010 гг. резкого ухудшения отношений Турции с Израилем – другим важнейшим союзником США в регионе. В создавшейся ситуации Вашингтон пытается «смягчить» турецко-израильский конфликт. Вместе с тем, США ограничили возможности Турции в вопросе привлечения к ответственности Израиля в связи с конфликтом с так называемой «Флотилией свободы» в 2010 г. Негативной была и реакция США и на критику Р. Т. Эрдоганом политики Израиля по отношению к палестинцам и его призывы к введению против санкций против еврейского государства.

Различие подходов имеет место по очень чувствительной и болезненной для Турции курдской проблеме. Анкара указывает Вашингтону на непоследовательность его линии в этом вопросе. Несмотря на признание американцами террористической организацией Рабочей партии Курдистана (РПК), США, по мнению Турции, по сути, занял примиренческую позицию в отношении курдских экстремистов. Более того, по данным турецких спецслужб, уполномоченные американской стороной представители вели с руководителями РПК переговоры, о содержании и результатах которых турецкая сторона не информировалась. В то же время Б. Обама заявил о поддержке Вашингтоном мирных инициатив Анкары и переговоров с лидером PПK А. Оджаланом в интересах урегулирования курдской проблемы в Турции.

В целом, учитывая взаимную заинтересованность в дальнейшем развитии многопланового сотрудничества и стратегического партнерства, Турция и США стремятся преодолевать возникающие между ними разногласия, поскольку «уже не могут обходиться друг без друга».

52.22MB | MySQL:103 | 0,536sec