Эфиопия: проблема исламистской угрозы

Эфиопские силовики 9 февраля с.г. собрались на секретное заседание в Аддис-Абебе. На повестке дня стоял один вопрос – минимизация последствий исламистской угрозы в стране и выработка контрмер, которые были бы способны эту угрозу купировать. Заметим, что мусульманское население сейчас составляет порядка 50% населения Эфиопии. В условиях повальной бедности среди указаннойкатегории населения активно работают различного рода проповедники из Катара и Саудовской Аравии, которые подкрепляют свои проповеди значительными по эфиопским меркам пожертвованиями. Причем эта ситуация наблюдается не только в сельской местности, но и крупных городах, где в крупных мечетях наблюдается засилье ваххабитских имамов. Попытка правительства ограничить деятельность проповедников-салафитов путем приглашения альтернативных ученых и имамов вызвали в прошлом году серьезные уличные беспорядки в столице.

Тогда эфиопские власти пригласили прочитать курс лекций с одновременным основанием соответствующего центра представителей ливанской общины «Ахбаш», которая имеет репутацию ярого антагониста ваххабитской ветви ислама, и соответственно считаются в КСА «врагом номер один». Отметим, что во время расследования убийства бывшего премьер-министра Ливана Р.Харири именно на «Ахбаш» был направлен основной удар. Позже эти обвинения развалились, а за всей этой попыткой ликвидировать под благовидным предлогом секту и ее филиалы не только в Ливане, но и во многих странах Европы явно проглядывалось стремление Эр-Рияда, который действовал через свою креатуру сына погибшего ливанского лидера Саада Харири. Кроме того, «Ахбаш» очень пристально следит за деятельностью в Ливане таких радикальных групп как «ФАТХ аль-ислам» и «Джунуд ислам», что, безусловно, нервирует саудовцев, которые использует  боевиков из этих организаций для борьбы с режимом Б.Асада.

Начало работы «Ахбаш» в Эфиопии таким образом натолкнулось на скрытое, на первых порах, противодействие салафитских имамов, а после того как некоторых из зарубежных проповедников власти выслали, начались массовые протесты на улицах. Их жесткое подавление было обусловлено наличием информации о том, что эти волнения  не являлись стихийными, а были инспирированы конкретными лицами. Если называть вещи своими именами – в том числе и из Саудовской Аравии. После высылки саудовских проповедников были предприняты и меры экономического давления. Было заморожено строительство большой части объектов в столице, в частности комплексов социального жилья. Это, безусловно, очень больно ударило по планам правительства по улучшению социального климата. С учетом того, что крупнейшим инвестором в данные проекты является саудовский  миллиардер, уроженец Эфиопии Амуди, такая ситуация тоже не объясняется исключительно экономическими мотивами.

В этой связи было созвано вышеуказанное совещание, на котором председательствовал Кума Демеска, который является «вторым человеком» в Национальной службе безопасности и разведки (НСБР) Эфиопии. Особую пикантность ситуации придает и то, что он представляет в спецслужбах Народно-демократическую организацию оромо (НДОО). НДОО входит в тройственную правящую коалицию. При этом оромо, будучи мусульманами, являются одной «из головных болей» эфиопского руководства, поскольку именно среди них наиболее плотно работают салафитские проповедники. Кроме того, в рядах оромо действует несколько сепаратистских групп, которые ведут вооруженную борьбу с правительством при поддержке Эритреи.

На совещании было констатировано, что ситуация в стране остается очень непростой, а жесткие меры властей не способны в значительной степени снизить напряжение. Более того, сама ситуация в правящей  коалиции в связи с этим остается весьма сложной. Например, бывший министр Дж.Садо и его жена были открыто обвинены в потворстве религиозным экстремистам.  По признанию еще одного участника совещания руководителя столичных спецслужб Тсегае (представитель группы тиграе) руководители различного уровня из НДОО буквально терроризируют его просьбами о смягчении наказания или освобождению своих родственников, задержанных по обвинению в религиозном экстремизме. Он также признал, что через них идет массовая утечка секретной информации своим близким связям в салафитских группах, а от них – в Саудовскую Аравию и Катар.

В этой связи уместно заметить, что Эр-Рияд рассматривает Эфиопию как «зону своих стратегических интересов» в связи с имеющимися планами по строительству новой трансафриканской железнодорожной магистрали  и моста через Баб-эль-Мандебский пролив. Кроме того, истоки Голубого Нила в Эфиопии стратегически важны для продовольственной безопасности Судана и Египта. Последний является традиционным конкурентом саудовцев в борьбе за влияние в мусульманском мире, и в Эр-Риаде тем самым получают очень весомый рычаг оказания влияния на Каир.

62.83MB | MySQL:102 | 0,486sec