Основные направления торгового и инвестиционного взаимодействия России и Марокко

О российско-мароканских отношениях на современном этапе в научной литературе написано немного, что вовсе не позволяет считать эту проблематику «пресной» для изучения.

Как справедливо отмечает российский востоковед А.Б.Подцероб, «второе дыхание» двусторонние отношения названных стран обрели после назначения Е.М.Примакова министром иностранных дел России и, особенно, после избрания В.В.Путина президентом России[i].

В частности, стоит отметить визиты в Москву короля Мухаммеда VI в 2002 г. и В.В.Путина в Рабат в 2006 г., а также встречу глав двух государств на полях саммита Организации исламская конференция в 2003 г.

Важным итогом этих контактов на высшем уровне стало подписание двусторонней Декларации о стратегическом партнерстве.

Помимо глав государств, активный политический диалог ведут внешнеполитические ведомства обоих государств. Так, в 2002 г. и 2005 г. Марокко посетили министры иностранных дел России И.С.Иванов и С.В.Лавров. В свою очередь, марокканский министр иностранных дел и сотрудничества М.бен Иса находился в России в 2002 г. и в 2006 г. Помимо этого, регулярные встречи и переговоры между сторонами проводятся в ходе заседания сессий Генеральной Ассамблеи ООН[ii].

Интенсивный политический диалог государств позволяет убедиться в том, что они рассматривают друг друга в качестве стратегического партнера. В этой связи вполне закономерно, что обе стороны постоянно «сверяют часы» по основным вопросам, входящим в зону совместных интересов: ситуация в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также в Средиземноморье, поскольку дипломатия Рабата выполняет там важную роль[iii].

Плавно переходя от внешнеполитических связей к экономическим, следует сразу сказать, что торговые связи между двумя странами регулируются важными нормативно-правовыми актами, позволяющими минимизировать возможные риски при партнерстве.

Речь идет о двустороннем соглашении о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования и расчетах в конвертируемой валюте 1994 г., а также о соглашении об избежании двойного налогообложения 1997 г.

Говоря о взаимной торговли, следует заметить, что с учетом территории и численности населения, российский рынок является весьма перспективным для Марокко.

Тем не менее, пока Россия находится лишь в середине второго десятка внешнеторговых партнеров Марокко (статистику об основных торговых партнерах см. в таблице 1), а ее удельный вес во внешнеторговом обороте королевства составляет менее 1%.

Таблица 1

Основные торговые партнеры Марокко в 2007- 2010 гг.

Страна

2007

2008

2009

2010

млн долл.

Доля, %

млн долл.

Доля,  %

млн долл.

Доля, %

млн. долл.

Доля, %

Всего, млн долл.

47 961,0

100,0

60 222,8

100,0

47144,4

100,0

55 041,1

100,0

Франция

9 463,9

19,8

10 041,7

16,7

8 631,0

18,3

9361,2

17,0

Испания

6 591,0

13,7

8 038,7

13,3

6 959,7

14,8

7447,2

13,5

США

2 304,6

4,8

2 838,7

4,7

2 815,3

6,0

3165,6

5,8

Италия

2 896,9

6,0

3 625,3

6,0

2 811,0

6,0

3002,4

5,5

Китай

2 009,1

4,2

2 473,4

4,1

2 740,1

5,8

3454,8

6,3

Германия

2 060,1

4,3

2 404,6

4,0

2 234,7

4,7

2193,6

4,0

Саудовская Аравия

1 865,8

3,9

2 895,8

4,8

1 467,3

3,1

2139,3

3,9

Нидерланды

1 354,9

2,8

1 314,8

2,2

1 169,3

2,5

1147,2

2,1

 

Источник: Управление валютного контроля Минфина Марокко

 

Как видно из таблицы 1, прочные торговые связи Марокко в основном направлены на Францию и Испанию, которые в силу исторических событий издавна занимали привилегированное положение на местном рынке. Доля США заметно уступает долям названных стран, но, тем не менее, год от года набирает обороты. Из региональных партнеров Марокко стоит выделить Саудовскую Аравию, которая на протяжении нескольких лет поддерживает стабильный уровень товарооборота с африканским государством.

Доля Марокко во внешнеторговом обороте России составляет лишь 0,1%, что обусловлено статусом марокканского рынка в качестве периферийного с невысоким платежеспособным спросом.

Несмотря на столь невысокие показатели, марокканский рынок  вполне можно охарактеризовать как потенциально емкий и стабильный для нашего государства, особенно в вопросах сбыта и получения продовольствия, продукции легкой промышленности, а в перспективе и фосфоросодержащей продукции[iv].

По данным российской таможенной службы, в 2010 г.товарооборот России с Марокко увеличился на 22% и составил 937,4 млн долларов, при этом российский экспорт вырос на 37% до 563,4 млн долларов, российский импорт — на 4,5% до 374 млн долларов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Товарооборот между Россией и Марокко в 2006-2010 гг.,

млн долларов

Год

2006

2007

2008

2009

2010

Товарооборот  

492,7

861,4

1 340,7

767,8

937,4

Рост, %

98,4

174,8

155,6

57,3

122,1

Экспорт

262,4

527,6

891

410,1

563,4

Рост, %

73,5

201,1

168,9

46,0

137,4

Импорт

230,3

333,8

449,7

357,7

374,0

Рост, %

160,6

144,9

134,7

79,5

104,5

 

Источник: ФТС России

 

Как видно из таблицы 2, наивысшего показателя взаимная торговля достигла в 2008 г., а затем стал наблюдаться спад. Причина следующая – влияние мирового финансово-экономического кризиса не обошло стороной объем российско-мароканского товарооборота.

Однако в 2011 г. рост российско-марокканской торговли продолжился. В январе российский экспорт в Марокко увеличился на  22%  и составил 20,9 млн долларов, российский импорт из Марокко – на 49% до 63,8 млн долларов.

Основная часть российского экспорта в Марокко приходится на нефть и нефтепродукты (46%), каменный уголь (12%), серу (10%), продукцию металлургической (13%) и химической (7%) промышленности. В российском импорте из Марокко преобладают цитрусовые (68%), рыбная мука (17%), оцинкованный металлопрокат (6%) и  свежие овощи (5%).

Вслед за торговлей постепенно набирает ход двусторонние финансовые отношения.

Здесь наблюдается картина схожая с тенденциями во внешней торговле: основными инвесторами в экономику королевства являются те же игроки (см. таблицу 3).

Таблица 3

Иностранные инвестиции в Марокко в 2007-2009 гг.

Страна

2007

2008

2009

млн долл.

Доля, %

млн долл.

Доля, %

млн долл.

Доля, %

Франция

1 835,3

35,5

1 531,3

34,7

954,1

28,7

Испания

772,4

14,9

336,3

7,6

585,3

17,6

США

357,3

6,9

609,4

13,8

392,3

11,8

Кувейт

197,8

3,8

14,7

0,3

378,5

11,4

ОАЭ

563,6

10,9

670,3

15,2

163,5

4,9

Швейцария

175,7

3,4

219,7

5,0

156,2

4,7

Великобритания

325,4

6,3

212,3

4,8

146,3

4,4

Бельгия

131,7

3,9

Германия

213,7

4,1

167,8

3,8

101,3

3,0

Италия

113,6

2,2

96,9

2,2

75,0

2,3

Всего, млн долл.

5 172,4

100,0

4 411,3

100,0

3 328,5

100,0

 

Источник: Управление валютного контроля Минфина Марокко

 

Как видно из таблицы 3, отставание США от Франции и Испании в вопросе инвестирования в марокканское хозяйство не такое значительное, как в суммарных показателях импорта и экспорта.

В частности, по итогам 2009 г. доля американских капиталовложений в экономику королевства составила 11,8%, что лишь на 6,8% уступает показателю Испании.

В свою очередь, проявили себя и региональные игроки. Так, Кувейту почти удалось сравняться с США и попасть в тройку основных инвесторов. Вложив почти 380 млн долларов в 2009 г., эта монархия Персидского залива обеспечила себе 4-е место в списке. Замкнули пятерку лидеров Объединенные Арабские эмираты, оставив позади крупные европейские державы.

Российские инвестиции, как и марокканские, находятся на крайне низком уровне (см. таблицы 4 и 5), который, как представляется, не соответствуют степени политического диалога между государствами, о котором говорилось в начале статьи.

Таблица 4

Динамика инвестиций из России в Марокко в 2009-2010 гг.,

 тыс. долларов

2009

9 месяцев 2010

Накоплено на начало отчетного периода

2329,98

Поступило инвестиций

233,80

195,20

 

Источник: ФТС России, Минэкономразвития России

 

Таблица 5

Динамика инвестиций из Марокко в Россию в 2009-2010 гг.,

тыс. долларов

 

2009

9 месяцев 2010

Накоплено на начало отчетного периода

72,88

98,81

Поступило инвестиций

20,67

Источник: ФТС России, Минэкономразвития России

 

Для того чтобы привлечь внимание потенциальных российских инвесторов к Марокко, далее охарактеризуем инвестиционную привлекательность этого государства.

Во-первых, там активно развивается рынок недвижимости, причем цены на нее невысоки, но в перспективе они будут расти, так набирает обороты процесс усовершенствования сопутствующая инфраструктура.

Пока цены на недвижимость Марокко на 50% ниже, чем в Европе. Прирост капитала составляет около 15-30 % годовых, а прибыль от арендной платы находится в пределах 7-15%.

Налоговый режим для покупателей зарубежной недвижимости предполагает освобождение от уплаты некоторых налогов на несколько лет и значительно сокращение выплат по другим налогам.

Для инвесторов из России налог уплачивается лишь единожды согласно подписанному государствами соглашению об избежании двойного налогооблажения, о котором упоминалось ранее.

Во-вторых, поставленные марокканской стороной планы в области туризма выполнены: в 2010 г. количество туристов составило более 10 млн человек. В 2011 г. этот показатель был увеличен еще на 3,5%.

Правительством Марокко уже  потрачено около 10 млрд евро на инфраструктуру и индустрию туризма.

В обозримой перспективе следует ожидать дальнейшего роста числа туристов, так как марокканской стороной было подписано соглашение, основанное на принципах открытого воздушного пространства и гарантирующее, что марокканские аэропорты будут соответствовать мировым стандартам. Это, в свою очередь, поможет выполнению бюджетных перелетов от недорогих авиалиний, что сделает королевство доступней для большего количества людей.

Примечательно, что в 2010 г.  была отмечена активизация российско-марокканского инвестиционного сотрудничества в сфере туризма.

Так, компания «Интеко» приобрела 47 гектаров марокканского побережья за 147 млн евро под курортный проект «Paradise Golf Resort». Были начаты планировочные работы под строительство отеля и других туристических объектов.

Общий объем инвестиций оценивался специалистами в 500 млн евро. Однако, в связи с  возникновением в декабре 2010 г. проблем у «Интеко» дальнейшие перспективы проекта не ясны.

Проект строительства туристического комплекса в г. Темара на атлантическом побережье. Реализация проекта осуществляется по линии архитектурно-строительного предприятия «М-Стар». Приобретено два земельных участка общей площадью 3,5 гектара. Планируемый объем инвестиций составляет порядка 10 млн долларов.

По инициативе марокканской авиакомпании было открыто прямое регулярное воздушное сообщение Москва — Касабланка (три раза в неделю) и чартерные рейсы Москва — Агадир и Санкт-Петербург – Агадир.

Ведутся также переговоры по открытию чартерных программ из Екатеринбурга и Новосибирска.

В-третьих, в стране политическая обстановка в стране многие десятилетия отличается стабильностью. Более того, в последнее время произошла либерализация политической системы и для привлечения прямых иностранных инвестиций в страну были предприняты конкретные шаги.

В частности, Марокко было признано на международном уровне за проведение свободных и демократических выборов. Либеральное модернистское правительство настроено на содействие экономическому росту и туризму.

При этом постоянно совершенствуются законы, защищающие интересы иностранных инвесторов, уделяется значительное внимание развитию международных экономических связей с ВТО, Евросоюзом и признанными мировыми производителями телекоммуникационного оборудования.

Подписаны и вступили в силу важные соглашениями о свободной торговле: Европейско-Средиземноморское соглашение с Европейским Союзом и Соглашение о свободной торговле между США и Марокко.

Результат начатого процесса либерализации рынка не заставил себя долго ждать: такие известные компании как Nokia, Dell, Intel, Dubai’s Nakheel и Emaar ведут свою деятельность бизнес в Марокко.

Новое строительство планируется начать по всей территории Марокко. Все мероприятия по строительству подвергаются строгому экологическому контролю, который предполагает, что чрезмерная застройка, которая имела место, например, в Испании, не должна стать проблемой, и все виды загрязнения окружающей среды должны быть сведены до минимума.

В-четвертых, в 2010 г. начато строительство 39-ти километрового железнодорожного туннеля, который пройдет от Испании до Танжера.

Гибралтарским туннелем — будут впервые соединены Европа и Африка.

С вводом его в строй, инвестиции, вложенные в марокканскую экономику, вырастут в цене.

Стоит напомнить, что предметом гордости Марокко являются береговая линия протяженностью более 1100 миль, большая часть которой еще не освоена.

Было бы вполне логичным и эффективным обсудить возможное российское участие в развитии наиболее перспективных сфер экономики Марокко на заседаниях Межправительственной смешанной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

Председателем российской части Комиссии является министр юстиции России А.В.Коновалов. Марокканскую часть Комиссии возглавляет министр иностранных дел и сотрудничества Марокко Т.Фасси Фихри.

В ходе  IV заседания Комиссии, прошедшего в 2010 г. стороны  рассмотрели состояние и перспективы сотрудничества в таких областях, как энергетика и горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и морское рыболовство, водные ресурсы и защита окружающей среды, строительство, здравоохранение, телемедицина, космос и т.д.

Кроме того, стороны констатировали наличие благоприятных предпосылок для  дальнейшего развития торгово-экономического взаимодействия в указанных областях на взаимовыгодных условиях.

На рабочей встрече сопредседателей МПК отмечались

—       динамичный рост взаимной и торговли между Россией и Марокко;

—       позитивное для России решение марокканцев о платежах за  лов рыбы в прибрежной экономической зоне Марокко. Промысловую квоту будут оплачивать непосредственно российские судовладельцы;

—       намерение марокканцев представить свой проект меморандума о сотрудничестве в области ветеринарии и фитосанитарного контроля;

—       выполнение двух третьих решений и рекомендаций, зафиксированных в  Протоколе IV заседания Межправительственной смешанной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Со своей стороны, марокканская сторона предложила:

—       провести консультации экспертов  по   разработке межправительственного российско-марокканского соглашения о беспошлинной торговле товарами, экспорт которых в Марокко  для России представляет интерес и наоборот;

—       рассмотреть возможность заключения межправительственного российско-марокканского соглашения, которое бы предусматривало  взаимодействие во всех областях энергетики, имея в виду, что соглашение позволит  российской стороне использовать Марокко как стратегического партнера в связи с интеграцией африканских стран в схему энергетических интересов России. В этой связи марокканцы просили направить им российский проект соглашения.

Установлению прямых связей между российскими и марокканскими предприятиями и фирмами также содействует Российско-Марокканский Деловой Совет, созданный в 2006 г.

В число перспективных российских  проектов в области экономического сотрудничества с Марокко входят:

—       строительство атомной электростанции в г.Сиди Булебра. «Атомстройэкспорт» прошел предквалификационный отбор по международному тендеру на строительство АЭС. Предполагается участие в акционерном капитале АЭС и в ее последующей эксплуатации;

—       строительство пилотной ТЭС «Тарфая» на горючих сланцах. Консорциум российских компаний прошел предквалификационный отбор по международному тендеру на строительство ТЭС;

—       Строительство терминала по приемке и хранению сжиженного природного газа. «Газпром» планирует участвовать в акционерном капитале и строительстве предприятия;

—       строительство ТЭС «Джерада» мощностью 300 МВт. Консорциум российских компаний  (лидер — «Атомэнергомаш») рассматривает возможность участия в строительстве объекта;

—       строительство электростанций с использованием солнечной энергии. Компания «Avelar Energy Group» (дочернее предприятие «Реновы») намерена участвовать в строительстве и эксплуатации электростанций с использованием солнечной энергии.

Следует отдельно остановиться на перспективах сторон в развитии нефтегазового сотрудничества, которое рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений двустороннего экономического взаимодействия.

Национальное агентство углеводородного сырья и горнодобывающей промышленности Мароккоготово принять российские нефтяные частные и государственные компании и организации, желающие инвестировать в разведку нефтяных бассейнов африканского государства, обменяться опытом и информацией и участвовать в региональных и международных конгрессах по углеводородам, проходящим в Марокко или в России.

В ответ на это российская сторона информировала о готовности ведущих российских компаний «Газпром», «Роснефть, «Зарубежнефть», «Газпром нефть», «Зарубежнефтегаз», «Нефтегазэкспорт» рассмотреть предложения по развитию совместных проектов в углеводородной сфере.

Кроме того, компания «ИНТЕР РАО ЕЭС» проявляет интерес к реализации  проектов на территории Марокко в области освоения сланцевых месторождений «Тимахдит», «Тарфая» и «Танжер» в части геологического исследования образцов и проектирования, заканчивая промышленной эксплуатацией построенного объекта (на основе запатентованных российских разработок), проектов, связанных с поставками электроэнергии в пустынные районы Марокко и использованием возобновляемых источников энергии.

«Зарубежуголь» готово рассмотреть предложения марокканцев по предоставлению технического содействия в реализации пилотного проекта сланцевых месторождений.

В свою очередь, марокканская сторона заявила о готовности принять российские специализированные компании для изучения любых предложений по освоению месторождения битуминозных сланцев.

Набирает ход развитие сотрудничества в области морского рыболовства. В 2006 г. между правительствами двух стран было подписано соответствующее, в соответствии с которым была учреждена Российско-Марокканской Смешанной комиссии по рыболовству.

Постоянные консультации сторон с целью реализации облегчения экспорта рыбопродуктов из Марокко на российский рынок не так давно увенчались серьезным успехом.

В феврале 2013 г. Россия и Марокко заключили новое соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства сроком на 4 года.

Согласно подписанному документу, обеспечено присутствие российского флота в экономической зоне Марокко, и марокканцы выделяют россиянам квоту в размере 100 тыс т. рыб. В этой экономической зоне одновременно смогут находиться 10 российских кораблей, при этом Россия будет платить за право лова 5 млн долларов[v].

По соглашению, на каждом российском корабле, работающем у берегов Марокко, будет находиться по 16 марокканских рыбаков, входящих в состав экипажа, что обеспечивает марокканцам дополнительные рабочие места.

Таким образом, проанализировав динамику и развитие российско-мароканских экономических связей, можно прийти к выводу, что год от года они все более оправдывают статус стратегически важных для обеих сторон, пусть и с не всегда стабильными макроэкономическими показателями.

Учитывая имеющиеся договоренности и совместно реализуемые проекты, в перспективе следует ожидать видимого прогресса в динамике развития двусторонних торговых и инвестиционных связях.


[i]           Ближний Восток и современность. М.:, 2012. Вып. 46. С. 104.

[ii]           Данные МИД России.

[iii]          Ближний Восток и современность. С. 105.

[iv]          Там же. С. 108.

[v]           Данные Федерального агентства по рыболовству, 15.02.2013.

52.88MB | MySQL:103 | 0,456sec