Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 февраля – 3 марта 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Египте. На прошедшей 28 февраля в Риме очередной встрече «Группы друзей Сирии» страны Запада обещали усилить политическую и материальную поддержку сирийской оппозиции. В Египте продолжается противостояние между исламистскими властями и оппозиционными силами.

26 февраля на территории Кувейта завершились проходившие в течение 17 дней учения объединенных вооруженных сил аравийских монархий «Щит полуострова». В ходе учений отрабатывались вопросы организации взаимодействия между союзными армиями и элементы «совместной оборонительной стратегии». По заявлению руководства учений, их проведение «посылает ясный сигнал, что государства-члены ССАГПЗ готовы защищать свою безопасность, стабильность, суверенитет и активизировать концепцию совместной обороны».

В Сирии продолжается вооруженное противостояние между правящим режимом и его противниками. На прошедшей неделе наиболее ожесточенные бои велись в Дамаске, Алеппо и прилегающих к этим городам районах, а также на северо-востоке страны в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор. Правительственные войска отбили очередную попытку «штурма» Дамаска. По информации СМИ, иракская армия оказывает помощь войскам президента САР Б. Асада в приграничных районах, что министерство обороны Ирака опровергает. Израильские СМИ сообщили, что сирийская зона, прилегающая к линии прекращения огня на Голанских высотах, за исключением города Эль-Кунейтра, находится под контролем вооруженной оппозиции.

Б. Асад заявил о готовности вступить в диалог с оппозицией, если она сложит оружие. Глава МИД САР В. Муаллем, посетил 25 февраля Москву, где провел переговоры с министром иностранных дел РФ С. Лавровым. Москва вновь подчеркнула безальтернативность диалога между правительством и оппозицией. С. Лавров также отметил рост экстремистских настроений в среде сирийской оппозиции, что уменьшает шансы на близкое начало межсирийских переговоров.

Сирийская вооруженная оппозиция отвергает предложения Дамаска о начале диалога с правительством, указывая на безусловную необходимость предварительной отставки Асада. Сам же Асад на минувшей неделе подтвердил, что не собирается покидать страну и свой пост, и будет участвовать в президентских выборах в 2014 г.

28 февраля в Риме прошла очередная встреча «Группы друзей Сирии», участники которой пообещали всемерно усилить политическую и материальную поддержку сирийской оппозиции, а также потребовали от сирийских властей немедленно прекратить наносить «беспорядочные» удары по населенным районам страны. Решения «Группы друзей Сирии», принятые в Риме, поощряют экстремистов на силовой захват власти в САР, заявили в МИД России.

Госсекретарь США Дж. Керри объявил в Риме, что Вашингтон предоставит сирийским повстанцам «нелетальную помощь» на сумму 60 млн долларов. Кроме того, американцы начнут поставлять оппозиционерам продовольствие и медикаменты, оказывать помощь в восстановлении инфраструктуры на территориях, подконтрольных повстанцам. Представители повстанцев заявили, что одобряют этот шаг, но считают его недостаточным, поскольку лишь поставки современного оружия могли бы изменить баланс сил и довести войну против режима Асада до быстрого завершения. Новый глава Пентагона Ч. Хейгел подтвердил 1 марта, что США расширят помощь сирийской оппозиции, но не будут предоставлять ей оружие и боеприпасы.

Евросоюз 28 февраля продлил все свои ранее введенные санкции против Сирии еще на три месяца, но при этом разрешил поставки нелетальной военной техники боевикам оппозиции, отметив, что повстанцы «должны использовать ее только для защиты гражданского населения».

Представители оппозиции отложили на неопределенный срок планировавшееся на 2 марта в Стамбуле заседание, на котором Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) должна была принять решение о составе временного правительства и кандидатуре премьер-министра. По информации СМИ, 3 марта лидер НКОРС М. аль-Хатыб побывал на севере Сирии на территории, контролируемой мятежниками.

1 марта президенты России и США В. Путин и Б. Обама в ходе телефонного разговора поручили С. Лаврову и Дж. Керри разработку новых инициатив, направленных на политическое урегулирование конфликта  в Сирии. Ранее, 26 февраля во время встречи в Берлине С. Лавров и Дж. Керри подтвердили общую позицию своих стран по Сирии, отметив, что сделают  все возможное, чтобы сирийские власти и оппозиция пришли к диалогу.

Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется в Египте, где продолжается противостояние между исламистскими властями и оппозиционными силами. Главная организация оппозиции – Фронт национального спасения (ФНС) 25 февраля отвергла призыв президента страны М. Мурси о начале диалога заявив, что в условиях, когда «Братья-мусульмане» пытаются контролировать все аспекты жизни государства и общества, ни о каком диалоге не может быть и речи. ФНС также отказывается участвовать в выборах в нижнюю палату египетского парламента. Один из лидеров Фронта М. аль-Барадеи заявил 27 февраля, что оппозиция приступила «к разработке конкретного плана по бойкоту предстоящих выборов и определению альтернатив этому процессу». Между тем, по информации СМИ, стороны все же поддерживают закрытые контакты, пытаясь найти выход из кризиса, охватившего Египет. Тем временем в стране все громче раздаются призывы к активизации роли армии, которая, по мнению ряда политических сил, единственная способна противостоять процессу полной исламизации Египта.

В некоторых городах страны происходят массовые антиправительственные выступлении, переросшие в беспорядки с человеческими жертвами. Так, в городе Эль-Мансура к северу от Каира произошли жесткие столкновения между сторонниками и противниками исламистов. 2 марта сотни протестующих, выступающих против политики исламистских властей, попытались взять штурмом здание местной администрации. Полиция с трудом справляется с ситуацией в городе. 28 февраля Порт-Саиду вернули статус зоны свободной торговли, которого город был лишен более 10 лет назад. Тем не менее, ситуация здесь вновь обострилась. В городе 2 марта вспыхнули массовые беспорядки. Столкновения полиции с демонстрантами произошли 26 февраля и 3 марта в центральной части Каира.

США пытаются воздействовать на развитие ситуации в Египте с целью ее стабилизации. 26 февраля президент США Б. Обама в телефонном разговоре с М. Мурси призвал его отстаивать принципы демократии и работать над достижением политического консенсуса в Египте. В ответ М. Мурси заявил о «решительности египтян завершить демократические преобразования и двигаться вперед в построении современного сильного и стабильного государства». В Каир 2 марта с «ознакомительным» визитом прибыл госсекретарь США Дж. Керри. Он провел переговоры с президентом АРЕ М. Мурси, главой МИДа М. Амром и министром обороны генералом А. Ф. ас-Сисси. В то же время египетская оппозиция отказалась от встречи с госсекретарем США. Керри в своих высказываниях до и после прибытия в Каир настойчиво рекомендовал правительству и оппозиции вступить в диалог. Он также предложил властям АРЕ провести в стране необходимые, хотя и непопулярные реформы, чтобы получить от МВФ кредит на сумму 4,8 млрд долларов. Госсекретарь обещал АРЕ американскую помощь в размере 250 млн долларов.

26-27 января в Алматы (Казахстан) состоялись переговоры по иранской ядерной программе между делегациями ИРИ и «шестерки» международных посредников (Великобритания, КНР, РФ, США, ФРГ, Франция). Участники встречи дали ей в целом позитивную оценку. Так, госсекретарь США Дж. Керри считает переговоры в Алматы полезными. В то же время он заявил: «Иран знает, что нужно делать», и подчеркнул решимость США «не допустить появления у Ирана ядерного оружия». Керри подчеркнул, что только принятие Тегераном серьезных обязательств может привести к достижению «долгосрочного и всеобъемлющего соглашения». Глава делегации ИРИ С. Джалили заявил, что Иран и «шестерка» все еще далеки от договоренностей, отметив одновременно намерение Ирана продолжать развивать свою ядерную программу в мирных целях. Стороны договорились провести новую встречу на уровне экспертов в марте в Стамбуле, а 5 апреля возобновить политические переговоры в Казахстане.

На минувшей неделе Иран с визитом посетил президент Пакистана А. А. Зардари. В числе главных вопросов, обсуждавшихся в Тегеране, были поставки иранского газа в Пакистан по трубопроводу «Мир». Было заявлено, что две страны реализуют этот проект, несмотря на противодействие США. На иранской территории уже построено более 900 км газопровода. Пакистан сообщил, что начнет работы на своей территории в середине марта. Завершение прокладки газопровода намечено на 2015 г.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху не уложился в четырехнедельный срок, отведенный законом на формирование нового правительства после выборов в Кнессет. Президент страны Ш. Перес 2 марта предоставил Б. Нетаньяху дополнительные две недели (до 16 марта) для формирования кабинета. Главным препятствием для создания устойчивой коалиции в Кнессете для Нетаньяху является слабый результат блока «Ликуд-НДИ», получившей 31 депутатский мандат из 120. При этом потенциальные союзники премьера из правоцентристского и религиозного лагерей пока не могут прийти к согласию по составу возможной коалиции.

25 февраля Израиль совместно с США провели первый испытательный пуск ракеты нового комплекса ПРО «Эрроу-3». По своим ТТХ этот комплекс будет существенно превышать своих предшественников, прежде всего, по дальности и точности перехвата.

Лидер сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) А. Оджалан, отбывающий пожизненный срок тюремного заключения в Турции, заявил, что выступает за вывод боевиков РПК из этой страны в рамках предложенного им мирного плана. Оджалан с октября 2012 г. ведет переговоры с представителями турецкого правительства по вопросу окончания турецко-курдского вооруженного конфликта. Согласно выдвигаемому плану, повстанцы прекратят боевые действия к 21 марта — началу курдского Нового года, а вывод боевиков с территории Турции должен завершиться к 15 августа — 29-й годовщине начала конфликта. Сообщается, что план Оджалана предполагает сохранение унитарного устройства турецкого государства, без претензий на создание курдской автономии. При этом лидер РПК «ждет реакции на указанное соглашение со стороны полевых командиров с севера Ирака и эмиссаров РПК в Европе». В руководстве сепаратистов считают, что разоружение боевиков должно быть последним вопросом в процессе диалога.

Заявления премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана, сделанные в Вене на форуме Альянса цивилизаций ООН, когда он сравнил сионизм с фашизмом, антисемитизмом и исламофобией, вызвали недовольство в США и возмущение в Израиле. Госсекретарь США Дж. Керри назвал их оскорбительными, отметив, что такие высказывания «наносят вред турецко-американским отношениям».

1 марта в столице Йемена Сане прошла массовая демонстрация с требованием суда над экс-президентом страны А. А. Салехом. Участники протеста считают, что Салех препятствует установлению в Йемене демократического режима. 2 марта в главном городе йеменского юга Адене вновь произошли столкновения между сторонниками сепаратистов, требующих восстановления независимости юга, и полицией. Имеются человеческие жертвы.

В Тунисе лидер исламистской партии «Ан-Нахда» Р. Ганнуши заявил 27 февраля, что его сторонники отказываются от руководства ключевыми министерствами в новом правительстве, включая МВД, и готовы передать их независимым кандидатам-технократам. Тем временем 2 марта президент Туниса М. Марзуки в очередной раз продлил на три месяца действие в стране режима чрезвычайного положения.

Приложение

 

 

О развитии политической ситуации в Бахрейне

 

 

Обстановка в Королевстве Бахрейн характеризуется глубоким политическим кризисом, принявшим затяжной характер. В стране с февраля 2011 г. не прекращается противостояние между оппозицией, представляющей шиитское большинство населения архипелага, и правящим суннитским монархическим режимом. Причем периодически это противостояние принимает острые формы.

В Бахрейне практически постоянно происходят массовые протестные выступления, зачастую перерастающие в жесткие столкновения с полицией и силами безопасности. Во многих случаях полиция и силы безопасности открывали огонь по демонстрантам. Десятки человек были убиты, сотни получили ранения. Причем в последние месяцы отмечается увеличение доли радикальных элементов среди участников антиправительственных выступлений. Отметим, что массовость и организованность акций протеста во многом обусловлена тем, что местные оппозиционные силы имеют богатый многолетний борьбы против правящего режима. В то же время протестные акции, начавшиеся в феврале-марте 2011 г., по своему размаху и накалу противоборства являются самыми крупными в истории страны. Ситуация осложняется ухудшением экономического и социального положения в Бахрейне.

Во главе протестного движения стоит наиболее крупная и влиятельная шиитская политическая организация – Исламское общество национального согласия («Аль-Вифак», лидер А. Сальман). Главными требованиями оппозиции остаются: проведение коренных демократических изменений политической системы страны, ликвидация политической и экономической дискриминации шиитов (примерно 70 процентов населения королевства), введение серьезных изменений в деятельности правительства и парламента, формирование кабинета министров, подотчетного парламенту, создание выборного однопалатного парламента, обладающего всеми полномочиями, и ликвидация назначаемого королем Маджлиса Шуры, создание справедливой избирательной системы на основе равноправия граждан, отказ от практики «натурализации» т. е. предоставления бахрейнского подданства суннитам, выходцам из других стран (пакистанцам, саудовцам и др.). При этом оппозиционеры заявляют, что все эти требования появились не в феврале 2011 г., а «у них длительная предыстория».

Движение «Аль-Вифак» выступает за превращение Бахрейна в конституционную монархию. Вместе с тем, в ходе акций протеста все более настойчиво звучат призывы к ликвидации монархического режима во главе с династией Аль Халифа.

Лидеры шиитской оппозиции всячески отвергают, что причиной нынешних протестных выступлений стали межконфессиональные противоречия. Они заявляют, что ведут борьбу за демократию и права человека в стране. При этом некоторые представители оппозиции считают, что бахрейнских суннитов можно разделить на две группы. «Первая — те, кто одурманен правительственной пропагандой». Но «есть и другие сунниты, которые не верят этой пропаганде». «Это честные люди, они сочувствуют нам. Однако на этих суннитов оказывают такое жесткое полицейское давление, что они быстро ломаются и в нашу поддержку высказываться перестают».

Противники режима решительно осуждает «методы террора и репрессий», применяемые силами безопасности против «мирных демонстрантов, требующих равноправия всех граждан страны и проведения демократических преобразований». Факты чрезмерного применения силы против участников акций протеста вынуждено признать и правительство.

Власти, оказавшись не в состоянии справиться с масштабным протестным движением, прибегли к помощи аравийских соседей. В марте 2011 г. в Бахрейн были введены воинские и полицейские контингенты Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта, что несколько стабилизировало ситуацию в стране.

В мае 2012 г. король Хамад, пытаясь снизить напряженность в стране, одобрил конституционные поправки, которые расширили полномочия парламента. В частности, депутаты получили возможность обращаться к монарху с просьбой о снятии с постов главы правительства и министров, выражать вотум недоверия правительству, контролировать его деятельность на предмет «соответствия национальным интересам» страны. Оппозиция назвала эти поправки «формальными», заявив, что настаивает на том, что правительство должно формироваться на основе итогов парламентских выборов. Антиправительственные выступления в Бахрейне продолжились.

На фоне нараставшего в стране насилия власти пытались остановить массовые акции протеста путем введения жестких административных запретов. Так, 30 октября 2012 г. в Бахрейне был введен запрет на проведение любых публичных собраний и митингов «до улучшения ситуации в сфере безопасности и до восстановления национального единства». Однако это не остановили оппозиционеров. Руководство «Аль-Вифак» заявило, что «граждане вправе устраивать манифестации, а их запрет является недопустимым».

В условиях нарастания политического противостояния, сопровождавшегося постоянными массовыми акциями протеста, у правящей династии сужалось пространства для манёвров. В руководстве страны отдавали себе отчет в том, что ситуация в любой момент может выйти из-под контроля властей.

Желая снизить накал противостояния, король Хамад 21 января 2013 г. предложил провести Диалог национального согласия (ДНС) с участием различных политических сил страны с целью найти мирный выход из политического тупика, в котором оказался Бахрейн. О своем согласии участвовать в ДНС заявили основные оппозиционные движения и организации: «Аль-Вифак», Общество национального демократического действия, Национальное юнионистское демократическое общество, Демократическое национальное общество, Прогрессивная демократическая трибуна и Общество национального содружества. При этом оппозиционеры заявили, что они приветствуют диалог и выражают надежду на «всеобъемлющее и справедливое политическое решение, которое позволит достичь долгосрочной стабильности и спокойствия». В диалоге решили участвовать и различные суннитские политические организации.

Перед началом переговоров власти по решению короля Хамада заявили о выплате 2,6 млн долларов в качестве компенсаций родственникам 17 погибших во время протестов. Кроме того, Верховный суд страны ужесточил обвинения против трех полицейских, постановив, что их будут судить за убийство членов оппозиции. Был принят ряд решений, направленных на улучшение экономической и социальной ситуации в стране. В частности, будет рассмотрена программа по уменьшению числа иностранных работников в стране и созданию новых рабочих мест для граждан Бахрейна. Король приказал восстановить ранее разрушенные мечети. Власти объявили, что люди, ранее уволенные по политическим мотивам, будут восстановлены на работе.

Первая сессия ДНС начала свою работу 10 февраля. В ней принимают участие три министра правительства, в том числе министр юстиции (координатор диалога), восемь делегатов от оппозиции, восемь представителей проправительственных организаций, и восемь независимых депутатов верхней и нижней палат парламента. Работа сессии проходит в закрытом режиме. Сообщается лишь о том, что участники встречи обсуждают политические аспекты достижения национального примирения в стране.

По информации СМИ, диалог проходит трудно. Оппозиция настаивает на необходимости четкого определения его рамок, освобождении из тюрем политических заключенных, создания переходного правительства и прекращения «непрерывных репрессий и кампании в СМИ против оппозиции». Кроме того, оппозиция настаивает на непосредственном участии в ДНС короля, так как его отсутствие не позволяет предметно решать многие серьезные вопросы. В ответ министр юстиции Х. Аль Халифа категорически отверг это требование, заявив, что ранее участники диалога согласились с тем, что министры правительства будут официально представлять власть. Сообщается, что переговоры покинули две суннитские исламистские группировки – Исламская трибуна и Исламский строй.

Тем временем в Бахрейне состоялись новые массовые антиправительственные выступления шиитской оппозиции, часто проходившие под лозунгом «Долой короля Хамада!» Их участники также требовали предоставления народу больших политических свобод, улучшения социального и экономического положения страны. В ходе столкновений с полицией вновь имелись человеческие жертвы. Отметим, что лидеры оппозиции отказались осудить эти протестные выступления и насильственные действия их участников.

В целом, учитывая глубокие, принципиальные разногласия между властью и оппозицией, достижение национального примирения в Бахрейне вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Тем не менее, сам факт начала диалога между конфликтующими сторонами свидетельствует об их стремлении не допустить дальнейшего углубления политического кризиса в стране.

52.26MB | MySQL:106 | 2,096sec