«Газпром» в Израиле — первый успех или очередная пиар-акция

26 февраля с.г., как сообщало израильское экономическое издание Globes, партнеры по концерну «Тамар», созданному для разработки одноименного газового месторождения в территориальных водах Израиля, объявили о подписании соглашения о намерениях по экспорту сжиженного газа со швейцарским подразделением российского «Газпрома». Третьим участником соглашения стала компания Levant LNG Marketing Corporation, которой поручено строительство и эксплуатация будущего комплекса по сжижению газа.

Компания Levant LNG Marketing Corporation создана корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. Ltd., норвежской D&H Solutions AS и Next Decade LLC. В состав консорциума «Тамар» входят  — американская компания Noble Energy (36%) и израильские компании –две дочерние структуры Delek Group (владелец ИцхакТшува) — Avner Oil & Gas и Delek Drilling (по 15,625%), Isramco Ltd (28,7%) и Gas Exploration Ltd (4%), располагающие опциями на партнерство на участке «Тамар».

Соглашение о намерениях предусматривает пока только эксклюзивные переговоры ее участников в ближайшие полгода о возможном заключении договора по экспорту израильского газа в Азию. Речь идет о поставках 4,2 млрд куб. м сжиженного газа в год по цене, привязанной к цене  нефти эталонной марки Brent. Как предполагается, «Газпром» в основном инвестирует необходимые средства в  строительство плавучего комплекса по сжижению газа.

Подписанное соглашение, это еще не договор о поставках газа с месторождения «Тамар», это, скорее всего пожелание начать переговоры, касающиеся финансирования создающейся инфраструктуры для будущего экспорта израильского газа. Согласно меморандуму, «Газпром» может получить эксклюзивное право торговать израильским газом на рынках Азии. Предполагаемый срок действия соглашения — двадцать лет.

И хотя как сказано выше, это ещё не договор, а только протокол о намерениях, он уже вызвал неоднозначную реакцию, как в Израиле, так и за рубежом. В Израиле его подписание вызвало волну протеста местных «зеленых». Объединение ряда организаций по охране окружающей среды тут же направило резкое письмо министру энергетики Узи Ландау с требованием не допустить эту сделку, а также начало устраивать пикеты перед домом Ицхака Тшувы, мажоритарного акционера компании Delek Group, владеющей третью  акций консорциума «Тамар».

Как отмечалось в письме министру, сделка с «Газпромом» была заключена вопреки обещанию гендиректор министерства энергетики Шауля Цемаха. Последний заявлял, что на данном этапе продажа газа за рубеж с участка  «Тамар» разрешена не будет, так как это единственное месторождение, на котором, в отличие от других, обнаруженных недавно, разведаны крупные запасы газа. Также «зеленые» утверждают, что компания Ицхака Тшувы торопится заключить соглашение с «Газпромом» до того, как правительство приступит к рассмотрению правомочности сделок такого рода.

Представители «Тамар» заявили, что поставки газа на экспорт не повлияют на снабжение израильского рынка, ведь для этого  будет создана якобы особая система шельфовых скважин. Однако эксперты говорят, что Тшува, испытывающий определенные финансовые проблемы, даже намерен продать «Газпрому» всю свою долю в месторождении. Поэтому не особо доверяя заявлениям «заинтересованных» лиц, участники протеста провели демонстрацию перед домом Ицхака Тшувы в Нетании, требуя отмены сделки с «Газпромом». По их мнению, газ с «Тамар» должен в первую очередь быть использован на благо государства — для производства экологически чистой и дешевой электроэнергии, а также топлива для автотранспорта, что должно сократить затраты жителей Израиля.

В тоже время, по мнению российских экспертов, подписание соглашения между «Газпромом» и  «Тамар» является «самым важным», так как укрепляет позиции России в Азии, параллельно не дав европейцам возможности отказаться от российских поставок. Ведь за право стать эксклюзивным продавцом сжиженного природного газа (СПГ), добытого на израильском шельфе, сражались многие международные компании, в том числе и французский нефтегазовый гигант Total. А французы не скрывали своих намерений экспортировать в Европу израильский газ. Если бы это произошло, то по мнению российских экспертов, «Газпром» якобы  утратил бы свою монополию на поставку газа европейским странам. Хотя это несколько спорное мнение, ведь сегодня  «Газпром» суммарно поставляет в 28 европейских стран порядка 150 млрд куб. м газа природного газа, а это почти треть всего европейского потребления газа. И хотя в 2011 году произошло снижение поставок на 9%, весь израильский газ мог бы теоретически понизить газпромовские поставки еще на максимум на пару процентов. И хотя это и потери, но далеко не тотальные, но тем не менее «Газпром» всеми силами пытается защитить свою монополию и не только от зарубежных конкурентов, но и российских «партнеров».

В принципе, это уже не первая попытка «Газпрома», обезопасить свою европейскую монополию от поставок израильского газа. Как сообщалось ранее (см. публикацию за 6 декабря 2012г. «Очередная неудача «Газпрома» в Израиле. Кто в проигрыше?»), Газпром уже предпринимал попытки войти в израильский газовый бизнес, путем покупки доли в  крупнейшем газовом месторождении «Левиафан». И несмотря на то, что один из основных партнеров консорциума  владелец Delek Energy Ицхак Тшува выступал за союз с «Газпромом», Noble Energy сделал все, чтобы отклонить, столь серьезного партнера, а возможно и конкурента. В результате длительных переговоров, так же сопровождавшихся различными протоколами о намерениях, треть акций «Левиафана» получила  австралийская компания Woodside Petroleum, заплатив за нее 2.5 млрд долларов, что значительно превысило прогнозируемую цену.

По мнению экспертов, утешительным призом для «Газпрома», станет то, что компания Woodside Petroleum, имеющая сильные позиции на Дальнем Востоке, как и заявляла, направит поток израильского газа именно в этот регион, оставив Европу россиянам.

В ближайшие десятилетия спрос на сжиженный газ в азиатско-тихоокеанском регионе будет только расти. У «Газпрома» уже работает завод по сжижению газа на Сахалине, который  ориентирован на азиатских потребителей. Но пока это единственный подобный проект «Газпрома» и  поэтому  соглашение по продаже израильского сжиженного газа выглядит весьма перспективным. Собственных мощностей по производству СПГ и постоянных его потребителей у «Газпрома» явно недостаточно, и чтобы наладить партнерские отношения с будущими потенциальными потребителями своего собственного газа, когда такие мощности будут созданы, он и пытается сделать долгосрочные вложения в перспективный бизнес СПГ.

Возможно именно поэтому, многих в Израиле — да и не только в Израиле, не радует то, что «Газпром» получит не только право на добычу и транспортировку газа с «Тамар», но и станет совладельцем единственного завода СПГ в Израиле. Ведь это большая экономика, а значит и большая политика, а «Газпром» всегда был инструментом продвижения политических интересов России.

Хотя возможно у Израиля — свои интересы. Если учесть, что Россию многие считают основным поставщиком военного вооружения, в том числе и в не дружественные Израилю страны, то этот носит чисто меркантильный интерес, ведь экономика – это основа политики. По мнению ряда аналитиков, если до сих пор Израилю не удалось при помощи стран Запада заручиться стоящей поддержкой в области национальной безопасности, то отчего не попробовать сменить партнера? Что выгодно «Газпрому», то выгодно и России. И есть повод предположить, что, получив право добывать и продавать израильский газ, Россия сто раз подумает, нужно ли ей продавать оружие Сирии или  Ирану. Хотя данная версия не особенно выдерживает критику и не учитывает особенности российско-арабских взаимоотношений, но почему бы отдельным политологам не помечтать о том, что задобрив Россию газом, можно будет влиять на ее имперские амбиции, на Ближнем Востоке.

В тоже время, если Россия вынуждает Европу «дружить», подпитывая ее ценами на газ, то почему бы Израилю не сделать то же самое с российской «дружбой»?  При этом видимо забывают, что под российским газом, находиться примерно пол Европы, а вот израильского газа хватит, чтобы удовлетворить лишь считанные проценты восточно-азиатских потребностей.

Ряд израильских аналитиков, почему-то решило, что в договоре  «Газпрома» с консорциумом «Тамар» задействовано израильское правительство, заинтересованное якобы в желании восстановить отношения с Москвой, «подпорченные» после отказа «Газпрому» в доле в проекте «Левиафан». Подразумевается, что ИцхакТшува самолично не решает столь глобальные вопросы и вряд ли он мог бы поставить подпись под соглашением, не получи на это «добро» сверху, от политического руководства Израиля. Однако сегодня, в Израиле просто нет реального руководства, старый Кнессет уже канул в лета, а новое правительство уже целый месяц и пока безуспешно, пытается сформировать, еще «неутверждённый» премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Так что, скорее всего ИцхакТшува, воспользовался этим политическим вакуумом, чтобы протащить выгодное для себя решение.

Так или иначе, «Газпром» сделал очередной ход. Возникает только вопрос, это на самом деле успешный проект или просто пиар-акция, доказывающий возможности «Газпрома» в мире. Ведь не для кого ни секрет, что в последнее время в России происходят события призванные поколебать монопольные возможности «Газпрома» по экспорту газа.

Идея демонополизации экспорта российского газа в части поставок сжиженного природного газа (СПГ), выдвинутая еще НОВАТЭКом, стала обретать реальные черты. Ведь сейчас в борьбу с монополией «Газпрома» открыто вступил президент «Роснефти» Игорь Сечин, к которому присоединился глава «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов.

Как сообщал сайт Накануне.RU  совсем недавно президент  «Роснефти» Игорь Сечин на заседании президентской комиссии по ТЭКу обратился к президенту Владимиру Путину с предложением о либерализации экспорта газа

52.21MB | MySQL:103 | 0,555sec