Йемен: накануне конференции «Национального диалога»

С 14 марта с.г. в Йемене должна заработать конференция «Национального диалога». Напомним, что в ее работе должны принять участие делегаты от всех основных политических сил страны с пропорциональным представительством всех регионов Йемена. Цель глобальная – выработка и принятие основ будущего государственного устройства страны, включая конституционную, административную, военную и выборную реформы. Работе этой конференции придается огромное значение, и все основные события (а вернее, столкновения как явные, так и подковерные) в политической жизни связаны именно с этим моментом. Дело в том, что участники будущего системообразующего для страны действа выдвинули массу условий уже на этапе подготовки мероприятия. Другими словами, стороны выдвигают массу предварительных условий уже на этапе решения о своем участии в конференции, по сути, еще не начав ничего обсуждать.

Основным «камнем» на пути начала работы в настоящее время являются ни сколько южнойеменские сепаратисты, требующие независимости, сколько партия «Ислах» и сводный брат бывшего президента Салеха Мохсен аль-Ахмар, которые всячески противятся принятию новой избирательной и административной реформы. Они бьют в первую очередь по интересам племенной группы Хашид, которая является основой и основной опорой их власти. Речь идет о дележе рычагов управления собственностью, а значит о ключевом вопросе для любой политической группы в Йемене – вопросе о власти. Мохсен категорически не хочет уходить из армии, мотивируя это тем, что «он является самой прочной гарантией от иранской экспансии в стране». Если говорить еще проще – он считает себя единственно возможной фигурой, которая может сконцентрировать вокруг себя племенные ополчения для препятствия усиления влияния тех же хауситов. По большому счету, сейчас начинается ломка старой системы государственного устройства Йемена, которая была основана на соблюдении интересов двух основных племенных групп Хашид и Бакиль. Наивно было бы полагать, что племенные интересы перестанут играть определяющую роль в жизни страны. Этот фактор будет продолжать играть определяющую роль еще очень долго, но первая трещина в этом монолите уже появилась, и отсюда такой накал страстей.

 

Последняя встреча президента страны А.М.Хади с лидерами южнойеменских «харакат» на прошлой неделе в большей степени такой накал с их стороны сняла. Южнойеменцам было обещано «справедливое» разделение экономических активов в Южном Йемене, включая превращение Адена и ряда прилегающих к нему районов «в свободную экономическую зону». Здесь будут созданы еще два административных образования, губернаторов которых будут избирать сами южнойеменцы. Нынешний губернатор Адена в настоящее время доживает последние дни на этом посту и будет вскоре сменен. Все эти преобразования будут гарантированы южанам в ходе предстоящей в ОАЭ в ближайшее время встречи со специальным представителем ООН по Йемену Д.Омаром, а также «основными друзьями Йемена», которые сейчас заседают в Лондоне.  Таким образом, участие большинства представителей «харакат» в предстоящей конференции «Национального диалога» можно считать практически решенным делом, хотя возможны и откаты, и рецидивы. Основные проблемы начнутся, когда пойдет процесс перераспределения активов на Юге, которые в свое время на правах победителей в гражданской войне 1994 года «освоило» руководство партии «Ислах». О таком сценарии свидетельствуют и стычки в Адене в конце февраля с.г., когда «Ислах» попыталась организовать  в этом городе сбор своих сторонников.

 

Остается еще и бывший южнойеменский президент С.аль-Бейд, который, как бы кто и не хотел, имеет значительный ресурс поддержки на Юге, и который пока окончательно со своей позицией по участию в процессе национального диалога не определился. На степень его авторитета напрямую влияет помощь со стороны иранцев, которые активно финансируют его  и снабжают оружием его отряды на юге страны. Мы уже писали о задержанном два месяца назад теплоходе с оружием, которое по версии Саны, предназначалось для хауситов. На самом деле оно  предназначалось для сторонников С.аль-Бейда. Он уже полгода живет в Бейруте под охраной «Хизбаллы», и именно эта организация является основным механизмом передачи южнойеменским сепаратистам оружия и финансов. При этом оружие для этих целей закупается в Китае.  Справедливости ради отметим, что, несмотря на все громогласные заявления йеменских властей о разоблачении многочисленных шпионских сетей Тегерана в стране, пока ни одного реального шпиона общественности предъявлено не было. Это естественно совершенно не означает, что иранцы в стране не работают. Работают и довольно активно.  А нежелание властей связывать южнойеменские «харакат» с шиитской угрозой тоже понятно. Это может дестабилизировать ситуацию на Юге еще в большей степени. Вот и оружие, которое было изъято на перехваченном корабле, до сих пор не было предъявлено на всеобщее обозрение.

 

Совершенно очевидно, что Тегеран использует эту ситуацию не из-за любви к обиженным южнойеменцам, а для создания перманентного очага напряженности под боком у своего основного  противника в лице Эр-Рияда. Саудовцы также пытаются извлечь максимум пользы из нынешнего этапа политической нестабильности в Йемене, и под «шумок» незаметно на прошлой неделе аннексировали участок в три квадратных километра на границе с йеменской провинцией Гауф. Суть в том, что именно в этом районе, по предварительным  прогнозам, находятся крупнейшие запасы углеводородов. Этот шаг саудовцев — очередной вызов президенту Хади, который теперь должен будет волей-неволей реагировать. Тема северного соседа для йеменского общества вообще крайне болезненна, и в стране до сих пор тлеет возмущение по поводу передачи КСА «спорных территорий» во времена правления презхидента Салеха. Эр-Рияд таким шагом демонстрирует, что он не совсем  уверен в том, что проиранские силы не смогут взять власть на юге страны, в конечном счете, отсюда и превентивные меры по установлению контроля над перспективными с точки зрения добычи нефти районами.

52.29MB | MySQL:103 | 0,510sec