В Израиле сформировано новое правительство. Что дальше?

В  пятницу, 15 марта, за несколько часов до наступления шаббата (субботы)  Биньямин Нетаньяху уведомил президента Израиля Шимона Переса об успешном окончании коалиционных переговоров и формировании нового правительства. 

В первые, в истории правительство было сформировано практически в последний день, отведенного на это законом срока коалиционных переговоров.

Переговорный процесс

По итогам выборов, сложилась парадоксальная ситуация. У премьер- министра Биньямина Нетаньяху, практически не было шанса сформировать новое правительство без участия двух партий «Еш атид» (Есть будущее) под руководством Яира Лапида  и партии «Байт Иегуди» (Еврейский дом)   во главе с Нафтали Беннетом.  Две эти партии вместе набрали 31 мандат и без них блок премьер-министра «Ликуд-НДИ» имевший так же 31 мандат, в содружестве с религиозными партиями ШАС (11 мандатов) и «Яхадут- га Тора» ( 7 мандатов)  и левоцентристскими «Тнуа» (6 мандатов)  и Кадима (2 мандата) , набирал максимум 57 мандатов из 120. В результате чего для создания коалиции премьер-министру, пришлось бы поступиться базовыми принципами своей партии и идти на союз со своим идеологическим противником, партией левого толка Аводой. Однако уже в ходе предварительных переговоров лидер партии Авода Шели Яхимович, заявила, что не войдет в правительство, без принятия всех ее базовых принципов. Союз с арабским блоком из трех партий имеющих 10 мандатов даже не рассматривался,  из идеологических соображений.

После длительной войны нервов и компромиссов Нетаньяху был вынужден принять практически все условия  партий «Еш атид» и «Байт Иегуди», которые для достижения своих целей не только объединились в один блок, но и показали бескомпромиссный и бойцовский характер.

Для успешного завершения переговоров премьер-министру понадобилось не только просить у президента дополнительный срок для ведения переговоров,  но и отказаться от своих «естественных» коалиционных партнеров – ультрарелигиозных партий. Одной из самых «болезненных» уступок стало снижение числа министерских постов с 30 до 21 и передача ряда «значимых» министерств под контроль блока  «Еш атид» и «Байт Иегуди».

В итоге в  новую правительственную коалицию вошли пять партий: Ликуд, НДИ, «Еш Атид», «Байт Иегуди»,  и «Тнуа». В общей сложности, эти партии, по итогам выборов в Кнессет 19-го созыва, обладают 68 из 120 депутатских мандатов.

В Израиле, кабинет министров формируется в основном из депутатов Кнессета, которые при этом не теряют и своих депутатских полномочий. При этом большинство депутатов рассматривают свои министерские должности с позиций влияния на свой электорат и как трамплин для дальнейшего продвижения.  Исходя из этих соображений министерские портфели, многими из них рассматриваться только с позиции «электоральной» привлекательности. К ним в первую очередь относятся министерства образования, социального обеспечения, строительства, здравоохранения и МВД (отвечающее за бюджеты городов). К министерствам, оказывающим особое влияние на бизнес можно отнести министерство экономики и торговли, связи, транспорта. Министерства обороны, финансов и МИД, считаться основными трамплинами на должность премьер-министра.

Исходя из этих соображений, после утверждения основополагающих идеологических принципов коалиционного  соглашения, между партиями развернулась борьба за министерские посты, что снова чуть не привело к коалиционному кризису. Но после очередных уступок Нетаньяху и в данном вопросе, коалиционное соглашение было утверждено. В воскресенье, 17 марта, Биньямин Нетаньяху провел встречи с кандидатами в министры и зам- министры от Ликуда, утрясая последние разногласия в собственной партии. В понедельник, 18 марта, новое правительство было представлено Кнессету и приведено к присяге.

 

Состав нового правительства Израиля

 

Министры от партии Ликуд

— премьер-министр Биньямин Нетаньяху, так же исполняющий  обязанности главы МИДа,
— министр обороны Моше Яалон
— министр внутренних дел Гидеон Саар
— министр связи и по делам тыла Гилад Эрдан
— министр транспорта и инфраструктур Исраэль Кац

— министр культуры и спорта Лимор Ливнат

— министр энергетики и водоснабжения, а также по развитию Негева и Галилеи Сильван Шалом
— министр по делам разведки, стратегического планирования и международным отношениям Юваль Штайниц
Министры от партии «Еш Атид»

— министр финансов Яир Лапид
— министр просвещения Шай Пирон
— министр здравоохранения Яэль Герман
— министр социального обеспечения Меир Коэн

Министры от партии НДИ (Наш дом Израиль)

— министр сельского хозяйства Яир Шамир
— министр туризма Узи Ландау

— министр внутренней безопасности Ицхак Аронович
— министр абсорбции Софа Ландвер

Министры от партии «Байт Иегуди»

— министр экономики и торговли Нафтали Беннет
— министр строительства Ури Ариэль
— министр по делам граждан старшего возраста Ури Орбах

— министр по делам науки Яаков Пери

Министры от партии  «Тнуа»

— министр юстиции Ципи Ливни
— министр экологии Амир Перец

Согласно договоренности пост министра иностранных дел до окончания судебных слушаний зарезервирован за Авигдором Либерманом (НДИ). В настоящее время он возглавляет парламентскую комиссию по иностранным делам и безопасности.

Зеэв Элькин (Ликуд) получил пост заместителя министра иностранных дел. Дани Данон (Ликуд) стал заместителем министра обороны, Эли Бен Даган («Байт Иегуди)» — замминистра по делам религий и гиюра, Фаина Киршенбаум (НДИ) — замминистра внутренних дел, Мики Леви («Еш Атид») замминистра финансов. Спикером Кнессета стал Юлий Эдельштейн (Ликуд), председателем коалиции – Цахи Анегби (Ликуд).

 

Планы и проблемы

Коалиционные соглашения предусматривают введение системы призыва на воинскую или альтернативную службу ультраортодоксов,  принятие законов о социальной справедливости, вопросы строительства доступного и социального жилья. Уже в после формирования правительства появились так же предложения по увеличению электорального барьера с 2% до 4%, то есть до 7 мандатов, что фактически означает конец всех мелких партий и в том числе арабских списков.

В коалиционное соглашение были включены так же ряд пунктов, касающиеся реформы власти. В частности, в соглашении говорится, что правительство следующего созыва будет состоять из 18 министров и не более 4 заместителей министров. Этот пункт может быть изменен только в том случае, если за него проголосуют не менее 70 депутатов Кнессета. Для вынесения вотума недоверия правительству необходимо, чтобы его поддержали не менее 65 парламентариев (в настоящее время, согласно Основному закону о правительстве, принятому в 1992 году, для отправки правительства в отставку необходимо простое большинство депутатов Кнессета — 61 депутат из 120).

Исходя из ситуации, наилучшие шансы сохранить коалицию есть у Нетаньяху, если он сконцентрируется на решении внутренних проблем: прежде всего, социальных и экономических. Ведение переговоров с палестинской администрацией глава правительства уступил Ципи Ливни, удовлетворив тем самым ее амбиции и отодвинув на второй план эту тему. Президент США Барак Обама, также озабоченный внутренними проблемами и наученный горьким опытом своей ближневосточной политики в  первый президентский срок, вряд ли будет в ультимативной форме требовать «прорыва» на палестино-израильских переговорах. Совместная работа над принятием государственного бюджета на 2013-2014 годы, выработка закона о всеобщей воинской или альтернативной службе, поиск решений проблемы дороговизны жилья, возможно,  сплотит участников коалиции, что позволит им успешно работать весь срок.

Опасным сценарием для стабильности коалиции может быть только решение премьер-министра пойти на болезненные уступки палестинской администрации и сконцентрировать усилия на достижении исторического компромисса. Такого рода действия, скорее всего, приведут  к выходу из коалиции правых партий «Байт Иегуди» и НДИ. Возвращение ультрарелигиозных партий в коалицию не сможет  компенсировать потерю. А союз Нетаньяху с левыми силами вряд ли возможен. В этом случае Израиль ждали бы новые выборы. А значит в ближайшее время не смысла ожидать прорыва на  данном направлении внешней политики страны.

После визита президента США (20-22 марта) и праздника Песах (25 марта – 1 апреля) новый кабинет министров приступит к работе в обычном режиме. Одной из первостепенных задач станет принятие государственного бюджета на 2013-2014 годы.

На сегодня проблемой номер один следует признать наличие огромного государственного дефицита, который по различным оценкам и заявлениям официальных лиц колеблется от 25 до 40 млрд шекелей. А значит вновь созданное правительство, если оно действительно озабочено национальным интересом, под которым подразумевается приведение государственного дефицита в более или менее приемлемый вид, должно проводить жесткую монетарную и финансовую политику, которая невозможно без существенных сокращений бюджета и повышения налогов. А все это естественно вызовет очередную волну народного гнева, кстати, на базе которого, и пришли к власти партии «Еш атид» и «Байт Иегуди». И как поведут они себя в этой ситуации, пока не знает никто. Так что устойчивость нового правительства, практически как всегда зависит и от отдельных личностей и от отдельных факторов.
Возможная внешняя политика

 

В прошлой каденции, вопросы внешней политики фактически находились в руках, четырех человек, курирующих ее различные стороны- премьер-министра Биньямина Нетаньяху, министра обороны Эхуда Барака , президента страны Шимона Переса и министра иностранных дел Авигдора Либермана. На долю последнего «достались» в основном вопросы, связанные со странами СНГ, Африки и Латинской Америки.

В нынешней коалиции из-за проблем со статусом Либермана вопросы внешней политики еще более не определены. Согласно коалиционного соглашения министр юстиции Ципи Ливни будет курировать ведение переговоров с палестинской администрацией. Министр по делам разведки, стратегического планирования и международным отношениям Юваль Штайниц будет курировать региональные проблемы. Министр экономики и торговли Нафтали Беннет   по совместительству еще и министр по делам Иерусалима и по вопросам диаспоры, имеет право в этой связи участвовать в различных международных переговорах и «контролировать» деятельность Ципи Ливни. Зеэв Элькин, ранее занимавший пост главы правящей коалиции, будет исполнять обязанности министра иностранных дел Израиля как минимум, в течение ближайших пяти месяцев – до тех пор, пока не закончится процесс над Авигдором Либерманом. При этом согласно заявлениям, он будет представлять в министерстве, в основном, интересы главы правительства, который на данный период будет и министром МИДа.

Напомним, Авигдор Либерман ушел в отставку с поста МИДа , в связи с решением юридического советника передать его дело в суд, который начался 17 февраля и сразу же был отложен до 25 апреля. По информации, генеральная прокуратура и адвокаты Авигдора Либермана пришли к соглашению о том, что суд над лидером НДИ завершится не позднее середины июля. Как сообщает газеты «Маарив», последней датой вынесения приговора названо 11 июля. Судьи мирового суда в Иерусалиме утвердили даты судебного процесса, который возможно будет проходить в максимально высоком темпе и завершится не позднее середины июля. По их заверению процесс завершится еще до того, как суды Израиля уйдут на летние каникулы. Хотя  возможно и другое развитие событий, как и по срокам, так и по результатам. По информации из партии Ликуд, в случаи осуждения Либермана, пост главы МИДа уже обещан Ювалю Штайницу.

В этой связи прогнозируется как минимум спад «политической» активности на просторах СНГ, ведь фактически нет ни одного представителя соответствующего уровня и при этом являющегося окончательной инстанцией при ведении переговоров. Израильская политика, делается в основном личностями и на личном уровне. И до тех пор, пока не появиться «интересант» соответствующего уровня, ни какие вопросы, как политического, так и экономического характера, навряд ли найдут здесь свое решение.

52.41MB | MySQL:103 | 0,629sec