Египет: дальнейшая поляризация общества

22 марта после пятничной молитвы группы протестующих против власти «Братьев-мусульман» начали собираться рядом со штаб-квартирой движения в районе Мокаттама. Туда же были подтянуты Центральные силы безопасности (Куват аль-амн аль-маркази). Путь протестующим, которые не скрывали своего намерения сжечь главный офис «братьев» (одним из их лозунгов был «В стране нет ни капли горючего, но мы все равно подпалим «братьев»), преградили вставшие цепью сторонники «Братьев-мусульман». В столкновениях, которые закончились далеко за полночь, были ранены более 200 человек, сожжено десять автобусов, на которых якобы были привезены сторонники «братьев», разбито множество автомашин. В тот же день были атакованы штаб-квартиры движения в Фаюме, Мансуре, Минье, Махалле.

На интернет-сайте «Братьев-мусульман» Ikhwanweb М. Бельтаги, член Национального комитета Партии свободы и справедливости (ПСС), в своей статье осудил зачинщиков столкновений перед штаб-квартирой движения. Они были названы бандитами, которые не имеют ничего общего с революционерами, свергнувшими президента Мубарака. За их спинами, по версии интернет-сайта, стоят функционеры прежнего режима. В статье содержался призыв к компетентным органам покарать зачинщиков пятничных беспорядков. В понедельник 25 марта генеральный прокурор вынес постановление об аресте пятерых наиболее активных участников столкновений в Мокаттаме.

События последних месяцев позволяют говорить о неуклонном падении популярности как президента Мухаммеда Мурси, так и всего движения «Братьев-мусульман». Президент лишен харизматических качеств, которые необходимы лидеру любой страны, но особенно Египта, учитывая, в каком глубоком экономическом и политическом кризисе сейчас находится страна. Он неспособен говорить с народом. Его выступления непонятны широкой публике. Кроме того, публично к нации Мурси обращается редко, очевидно, осознавая отсутствие дара красноречия и убеждения. Полным провалом стало интервью, которое президент дал спутниковому каналу «Аль-Мехвар». Египтянам, хотевшим послушать президента своей страны, пришлось ждать пять с половиной часов. Программа, в которой ведущий интервьюировал М. Мурси, начинается в 8 часов вечера, однако беседу с президентом начали транслировать лишь в полвторого ночи. «В живую» интервью главы государства длилось три часа. Однако после того как запись «отредактировали», она сократилась на 40 минут. По словам тех, кто дождался начала программы и досмотрел ее до конца, куски были склеены «на коленке» с многочисленными накладками. Однако и то, что было допущено до эфира, вызвало у аудитории сплошные разочарования. В своих ответах президент не продемонстрировал четкого видения будущего страны, того, как он собирается решать экономические проблемы и выходить из внутриполитического кризиса.

Следует напомнить, что президентом М. Мурси стал, в общем-то, случайно. Он был запасным кандидатом от ПСС, сформированной движением «Братья-мусульмане». Основным претендентом на президентское кресло от партии был Хайрат аш-Шатер. Однако в начале предвыборной кампании его кандидатура была снята из-за судимости. Тогда же в прессе появилась кличка М. Мурси — «Мишлен», намекающая на то, что его использовали как запасное колесо машины.

Очевидно, именно из-за осознания того, что нынешний президент мало что решает, а является лишь проводником коллективных решений, принимаемых руководством «Братьев-мусульман», протестные движения переместились от президентского дворца в Аль-Иттихадийе к штаб-квартире «братьев» в Мокаттаме.

Неслучайным в контексте этой волны выступлений, направленных против «Братьев-мусульман», представляется и выдвинутое главным редактором еженедельного журнала «Аль-Ахрам аль-Араби» обвинение в том, что палестинское движение ХАМАС, дочерняя организация египетских «Братьев-мусульман», пришедшее к власти в секторе Газа в 2007 г., было главным организатором и исполнителем нападения на египетский пограничный пункт в Рафахе в августе 2012 г. О том, насколько серьезно было воспринято это обвинение обеими сторонами, свидетельствует факт визита в Каир 16 марта, через несколько дней после выдвижения обвинения, главы ХАМАСа Халеда Машаля. На встрече с муршидом (духовным наставником) движения «Братья-мусульмане» Мухаммедом Бадиа и его заместителем Хайратом аш-Шатером Машаль, согласно информации интернет-издания Egypt Independent, просил увеличить помощь, оказываемую находящейся в экономической блокаде Газе, и уверял в непричастности ХАМАСа к нападению на пограничный блокпост.

Оппозиция отреагировала на этот визит требованием обнародовать ход переговоров и круг вопросов, которые на них поднимались.

20 марта Высший административный суд Египта постановил, что движение «Братьев-мусульман» не имеет правового статуса в стране и должно быть распущено. Реакция со стороны движения была незамедлительной. Было заявлено, что «Братья-мусульмане» в прошлом месяце были зарегистрированы как неправительственная организация под названием «Ассоциация Братьев-мусульман» и теперь собираются изменить свою внутреннюю структуру в соответствии с законом о НПО. Так, бывший верховный наставник «братьев» Мухаммед Махди Акеф станет главой ассоциации, а нынешний верховный наставник Мухаммед Бадиа — генеральным директором.

Таким образом, можно говорить о том, что египетская оппозиция или те силы, которые стоят за ней обладают значительными организационными и материальными ресурсами для того, чтобы с разных сторон наносить постоянные, порой весьма ощутимые удары по власти «Братьев-мусульман». Однако до сих пор не совсем понятно, какие цели преследует оппозиция. У нее нет четкой программы, которую она могла бы противопоставить хаотичным мерам нынешнего правительства по выводу страны из кризиса. И уж совсем непонятна тактика Фронта национального спасения — ведущего объединения оппозиционных партий и движений. Чего хотят добиться лидеры ФНС, призывая не участвовать в парламентских выборах? Ведь если даже выборы в парламент страны пройдут без участия ФНС, их результаты все равно будут легитимными, оппозиционеры же лишатся законных, демократичных способов ведения борьбы через законодательный орган страны. Как отмечает газета «Аш-Шарк аль-Аусат», египетская оппозиция принимает лишь ту демократию, которая приведет ее к власти.

52.21MB | MySQL:103 | 0,493sec