Пакистан на старте избирательной кампании

20 марта с.г. президент Пакистана Асиф Али Зардари в специальном обращении объявил дату всеобщих парламентских выборов — 11 мая 2013 г., дав старт национальной избирательной кампании. Заявление главы государства инициировало официальные процедуры избрания глав федерального и провинциальных переходных (временных) правительств, подтолкнуло лидеров политических партий к дальнейшим шагам по формированию различных коалиций; в средствах массовой информации публиковались их заявления, которые отчасти носили и ультимативный характер; из Лондона на родину для участия в выборах вернулся бывший президент страны Первез Мушарраф и т.д. Иными словами, имел место традиционный подъем активности, происходящий в Пакистане в преддверии каждой избирательной кампании.

16 марта Национальная ассамблея (НА — нижняя палата парламента) и законодательные собрания провинций, а также подотчетные им кабинеты министров завершили свою работу в связи с окончанием срока их полномочий, отработав, согласно конституции, пять лет. Полный срок функционирования для гражданской администрации — довольно редкий случай в политической истории Пакистана, которая за время существования страны отличалась политической турбулентностью, включавшей четыре военных переворота.

На день официального объявления даты выборов в Избирательной комиссии (ИК) уже были зарегистрированы 217 политических партий, готовых бороться за места в федеральных и провинциальных законодательных органах власти.

С первых дней кампания не обещала быть легкой. Лидирующая в правящей коалиции Пакистанская народная партия (ПНП) и основная оппозиционная партия Пакистанская мусульманская лига Наваза Шарифа (ПМЛ Н) «схлестнулись» за право проведения своей кандидатуры на пост главы центрального переходного правительства. Оно и провинциальные временные правительства провинций будут управлять государственными делами в период до выборов новых законодательных органов и формирования соответствующих кабинетов министров. Важнейшей задачей переходных правительств являются подготовка и проведение избирательной кампании в стране.

Процедура избрания главы переходного правительства четко прописана в специальном циркуляре, отработана многими избирательными кампаниями. Она предусматривает несколько этапов процесса в случае разногласия сторон. Именно с подобной ситуацией и столкнулся Пакистан. Еще 19 марта правящая коалиция и оппозиция направили спикеру Национальной ассамблеи Ф. Мирзе списки своих кандидатов.

На первом этапе переговоров только что ушедший в отставку премьер-министр Раджа Первез Ашраф, выступавший от правящей коалиции, и лидер парламентской оппозиции Чоудри Нисар Али Хан, проведя ряд встреч, не смогли договориться о кандидатуре главы переходного правительства.

Второй этап — обсуждение вопроса в специальном парламентском комитете, в состав которого вошли восемь человек, по четыре кандидатуры от правящей коалиции и оппозиции. Правящая коалиция была представлена согласованными кандидатурами от всех входящих в нее партий, оппозиция — только членами ПМЛ Н. Принцип коллегиальности был нарушен. Лидеры ПМЛ Н объяснили подобный шаг опасением, что некоторые участники коалиции (например, партия Джамиат-и-улема ислам – Ф (ДУИ-Ф)) могут при голосовании принять сторону правящей коалиции. Естественно, что в подобных условиях достичь консенсуса в установленный срок (с 20 по 22 марта) не удалось. В результате продискутировав два дня, они так и не выработали решение. Они лишь сократили до двух количество кандидатов от каждой стороны. Таким образом, в совокупности имена только четырех кандидатов были переданы в Избирательную комиссию: судьи (в отставке) Насир Аслам Захида, судьи (в отставке) Мир Хазар Хан Хосо, д-ра Ишрата Хусейна и Расула Бaхш Паледжо (в прошлом крупный общественно-политический деятель).

Третий этап — Избирательной комиссии в свою очередь потребовалось два долгих дня для номинации премьер-министра. Вначале коллегия выборщиков в составе четырех человек: председателя Избирательной комиссии Ф.Г. Ибрахима и членов ИК Риаза Kияни из Пенджаба, Шахбаза Акбар-Хана из Хайбер-Пахтунхва и Фазлура Рахмана из Белуджистана не удалось достичь консенсуса. Мнения четырех членов Избирательной комиссии разделились поровну: два голоса были отданы за представителей правящей коалиции, два — за оппозиционеров. Согласно процедуре, на следующий тур голосования был вызван пятый член ИК — судья в отставке Рошан Ессани из провинции Синд. Избирательная комиссия Пакистана в последний из двух дней (23–24 марта), отведенных по конституции, назвала кандидатуру на пост премьер-министра переходного правительства.

На основе этого решения 25 марта глава исполнительной власти Пакистана А.А. Зардари привел к присяге Мир Хазар Хана Хосо (кандидата от правящей ПНП) в качестве главы переходного правительства. Временный кабинет министров будет сформирован немного позднее.

Избирательная кампания для ее участников фактически началась еще в конце 2012 г. Политические партии вели переговоры с потенциальными союзниками, не давая четких обещаний, оставляя возможность маневра для смены партнеров. ПНП и ПМЛ Н почти одновременно обнародовали свои манифесты в середине марта 2013 г., многие партии опубликовали их позднее. Главное внимание в этих документах уделялось социально-экономическим вопросам, решению энергетического кризиса, удовлетворению основных потребностей населения, заботе о материнстве и детстве, оказанию помощи бедным и беднейшим слоям населения. В стремлении ослабить энергетический кризис ПНП, например, обязуется достичь выработки 12 000 МВт дешевой электроэнергии, получаемой от водных, угольных, газовых и возобновляемых источников энергии.

Отвечая на запросы населения южной части провинции Пенджаб, обе партии поддерживают решение Национальной ассамблеи о создании новых провинций. Но ПНП выступает за формирование одной провинции в районах Пенджаба на границе с Синдом. ПМЛ Н обещает создание двух провинций — Бахавалпур и провинции для хазарейцев.

Заявленных обещаний очень много, и если представить их волшебное воплощение, то рай на земле наступит через пять лет, и только в Пакистане.

Принципиальные различия в манифестах ПМЛ Н и ПНП в вопросах социально-экономического развития, государственно-административного устройства практически отсутствуют. Но одно обстоятельство заслуживает внимания — армия. ПМЛ Н особо подчеркнула, что в случае прихода ее к власти любое действие со стороны генералитета должно быть согласовано с гражданскими властями.

В целом избирательная кампания в Пакистане носит традиционный характер — формирование альянсов, переход кандидатов из одной партии в другую, отсутствие четкой позиции у многих партий, действующих на провинциальном или местном уровне, и т.д. Традиционны (учитывая опыт избирательной кампании 2008 г.) и основные действующие лица: А.А. Зардари — председатель ПНП, Миан Мухаммад Наваз Шариф — лидер ПМЛ Н, Первез Мушарраф со своей новой крайне малочисленной политической партией Всепакистанской мусульманской лигой. Особняком стоит Имран Хан, возглавляющий Партию справедливости Пакистана. Он — не новое лицо на политической арене страны, но кроме ярких популистских заявлений, организации массовых митингов (например, в 2011 г.), реально он ничего не сделал в социально-политическом или экономическом развитии страны. Электорат высказывается в его поддержку отчасти лишь потому, что хочет видеть новую персону в политике.

Отличительной чертой сегодняшней избирательной кампании в Пакистане является отсутствие высокой протестной волны, которая и привела к победе на выборах в марте 2008 г. Пакистанскую народную партию. Ее скромные реальные результаты в решении социально-экономических проблем (в частности, энергетического кризиса) в течение пяти лет пребывания у власти разочаровали былых сторонников.

Общая обстановка в стране, в которой проходит нынешняя избирательная кампания, характеризуется следующими проблемами: терроризм и экстремизм, особенно религиозный, острые экономические трудности, общая политическая нестабильность, участие в активной политической жизни бывшего генерала-президента П. Мушаррафа, отношение к которому весьма противоречиво в различных секторах электората, и т.д.

52.25MB | MySQL:103 | 0,483sec