Проблемы шиитской общины Саудовской Аравии на фоне «шпионского скандала»

Несомненно, одной из новостей из Саудовской Аравии, заслуживающей  серьезного внимания, явилось сообщении местных СМИ об успешной операции, которая была проведена спецслужбами королевства по раскрытию шпионской сети, якобы действовавшей на территории страны. Согласно заявлению официального представителя МВД КСА генерал-майора Мансур аль-Турки от 19 марта с.г. на первом государственном телеканале в прямом эфире, спецслужбами были арестованы по подозрению в занятии шпионской деятельностью 18 человек, 16 из которых являлись саудовцами, а двое других гражданами Ливана и Ирана. Все подозреваемые, по утверждению властей, являлись членами шпионской сети и занимались «сбором информации о жизненно важных объектах в стране и передавали сведения иностранной спецслужбе», а сами задержания прошли в результате «скоординированных и одновременных» операций спецслужб в ряде провинций королевства. Позднее были обнародованы новые сведения, что аресты проводились в Восточной провинции, в Эр-Рияде, а также в Мекке. Кроме того, из газетных публикаций стала известна страна, в пользу которой, якобы, арестованные лица занимались шпионской деятельностью – Иран, также стало ясна их конфессиональная принадлежность – шииты.

Реакция, последовавшая за такими сообщениями, была вполне предсказуема, например член Шуры Зухайр аль-Харти, призвал правительство принять ответные меры дипломатического характера в отношении Тегерана, если его участие в деле будет подтверждено. Кроме того, он подчеркнул, что все эти факты «представляет собой беспрецедентную эскалацию в саудовско-иранских отношениях». Известный саудовский журналист и политолог Джамаль Хашогги в своем интервью для газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» также отметил, что «имеет место необъявленная война между двумя странами, и она принимает различные формы». Кроме того, им была затронута тема лояльности местных шиитов, которым был дан совет, чтобы те отдавали себе отчет о наличии у Ирана подобных «планов», а также напомнил, несмотря на свои религиозные отличия, они принадлежат к саудовской нации. Эту тему поддержал также Абдель Азиз аль-Гамди, бывший президент арабского университета безопасности им. Принца Найефа (Naif Arab University of Security Sciences / (NAUSS)), также заявивший, что Иран разыгрывает конфессиональную карту при вербовке своих агентов для обслуживания своих интересов. Кроме того, он подчеркнул о необходимости вести «просветительскую работу» среди граждан Саудовской Аравии» относительно шпионской активности Ирана на территории страны.

Подобный поворот событий, когда по некоторым данным среди задержанных оказались шиитские клирики и представители шиитской интеллигенции из Восточной провинции, а большинство арестов произошло в Эль-Катифе, сильно взволновал местную общину. Прежде всего, шиитские активисты выразили свою крайнюю озабоченностью самим ходом дела, когда власти по их мнению намеренно выставляют саудовских граждан- шиитов в качестве врагов государства, что не может не ухудшить отношение государства к ним.

Как стало известно со слов некоторых представителей местной шиитской общины, пояснивших сложившуюся ситуацию для ряда региональных СМИ, действительно несколько членов их общины (среди них оказались профессор Али аль-Хаджи, шейх Абдель Джалиль аль-Айсан и др.) были арестованы саудовскими спецслужбами, их местонахождение пока неизвестно, а их семьи не имеют с ними связи. Причем всячески отрицалось, что арестованные занимались активно политической деятельностью или занимали какие-либо руководящие посты в шиитском движении «Аль-Исляхия», а также в других неформальных шиитских оппозиционных группах Восточной провинции. По словам одного из шиитских активистов Джафара аш-Шайеба арестованные не занимались политикой, а проявляли активность «только в обычной религиозной деятельности». Как он сообщил дополнительно, в домах задержанных прошли обыски, кроме того представители саудовских спецслужб изъяли домашние компьютеры и мобильные телефоны подозреваемых.

На фоне начавшейся пропагандисткой кампании в местных СМИ, многие шииты всерьез выразили опасение, что в результате всех этих событий в Саудовской Аравии может спровоцировать начало сезона «охоты на ведьм» — поиск иранских агентов среди них. Они считают, что все это чревато опасностью ухудшения и «без того напряженных отношений с шиитским меньшинством», а действия властей, направленные на поиск «внутреннего врага», которым в данном случае намеренно выбраны шииты, могут всерьез угрожать внутренней стабильности государства. По мнению другого шиитского активиста – второго лица в движении «Аль-Исляхия» Тауфика ас-Сейфа: «Большинство людей здесь объясняют все это как попытку сделать (шиитов -авт.) козлами отпущения. Правительство хочет отвлечь внимания от требования реформ».

Поэтому в связи с этим, группа активистов  шиитской общины из Восточной провинции сочла необходимым выступить с письменным заявлением в адрес властей, под которым стояли подписи 37 человек – в основном клириков и представителей интеллигенции. Среди подписантов были – шейх Хасан аль-Саффар, шейх Абдель Карим аль-Хубейл, шейх Мухаммед аль-Обейдан, д-р Тауфик ас-Сейф, шейх Гази аш-Шабиб, шейх Фаузи Аль Сейф, Хасан ан-Нимр, Хашим аш-Шахс и др. Текст этого обращения гласил: «Заявление официального представителя Министерства Внутренних дел обвинившего группу шиитских граждан в принадлежности к шпионской сети является необоснованным обвинением, которое неприемлемо и сомнительно. Мы считаем, что этим стремятся использовать эскалацию напряженности в межконфессиональных отношениях в регионе, чтобы отвлечь внимание от растущих требований политических реформ и прекращения содержания под арестом без судебного разбирательства, которому между тем подвергаются тысячи граждан. Мы отвергаем такие необоснованные обвинения, и требуем прекратить разыгрывать карту деления по конфессиональному признаку. Мы также призываем к решению насущных государственных проблем и принятия инициатив по политической реформе, утверждению равенства и защиты прав человека, а также приложить все усилия по содействию национальному единению».

Отдельно по этой теме высказался лидер шиитов Восточной провинции – шейх Хасан ас-Саффар в своей пятничной проповеди (хутбе) 22 марта с.г. в Эль-Катифе. Назвав все обвинения о существовании какого-либо заговора и шпионской сети сфабрикованными, он заявил, что «это просто выдумка», а также способ «свести счеты с определенными сторонами». Кроме того, по его мнению основная цель начавшейся кампании «отвлечь народ от их основных требований: участия в политической жизни, предоставления свобод, борьбы с коррупцией, безработицей, нехваткой жилья и средств к существованию», а также «заставить замолчать людей и посеять между ними рознь». Также он обвинил региональные политические режимы (очевидно, имелись ввиду правительства ряда стран ССАГПЗ) в углублении политического раскола и конфессионального разобщения между их народами, а также в стремлении представить любой политический спор в качестве борьбы между различными исламскими течениями, и применении тактики «запугивания суннитов шиитами, и шиитов суннитами».

Такие ответные действия шиитской общественности спровоцировали не менее жесткий шквал критики со стороны как либеральных, так и консервативных местных СМИ, причем прозвучали вполне взвешенные и разумные предложения. Например, саудовская журналистка (газета «Аль-Джазира)» и писательница Самар аль-Мукрин, заклеймив обнаруженных шпионов и тех,  кто их защищает как предателей страны, в то же время выразила надежду, что раскрытие шпионской сети не отразится на остальных шиитах в королевстве, в том числе и на «умеренных националистах». Она потребовала от правительств гласного судебного разбирательства, чтобы все могли стать его свидетелями. Тем не менее, наряду с этим имелись точки зрения и других политологов, предлагавших пересмотреть политику королевства в отношении шейха Хасан ас-Саффара и его движения, существующую с 1993 г., когда указом короля Фахда было получено разрешение на его возвращение из политической эмиграции.

По мнению политолога Омара аль-Зайда, также поддержавшего идею проведения «справедливого и прозрачного суда», «движение «Аш-Ширазия» во главе с Хасаном ас-Саффаром и Тауфиком ас-Сейфом, которых помиловал покойный король Фахд и дал им возможность вернуться  в страну» по-прежнему «верят в насилие, и не откажутся от него», несмотря на их заявления «о сосуществовании и сближении», т.к. представители Аш-Ширазии» считают неверными всех мусульман, которые не разделяют их религиозных убеждений, а также имеют целью «свержение режимов в ряде государств Залива, включая Саудовскую Аравию». Он потребовал, чтобы местные шииты выступили с заявлением, в котором был бы отказ от насилия, и заявление о верности саудовскому губернатору провинции, а не своим покровителям за рубежом. Кроме того, он выразил уверенность, что существует полномасштабный проект использования местных шиитов служить целям иранского режима.

В данном контексте следует сказать, что очень часто шиитское движение «Аль-Исляхия» (Islamic Reform Movement) в местных политологических исследованиях называется как «Аш-Ширазия» по имени иранского аятоллы Мухаммеда аш-Ширази, что не совсем верно в настоящее время. Заметим, что последователями движения «Аш-Ширазия» находившегося в оппозиции Великому аятолле Рухолле Хомейни, во время своей иранской эмиграции являлись сам шейх Хасан ас-Саффар, а также многие из шиитской религиозной, интеллектуальной и политической элиты Восточной провинции. Однако после смерти М.аш-Ширази в 2001 г. большинство членов саудовской шиитской общины, включая и руководство «Аль-Исляхии», выбрало, возможно, чтобы избежать постоянных обвинений в проиранских симпатиях, своим духовным лидером (марджаа ат-таклид) не его брата – аятоллу Садика аш-Ширази из Кума (Иран), а Великого аятоллу Али ас-Систани из Неджефа (Ирак). Ориентированной безусловно на Иран является другая структура местных шиитов – «Хизбалла Хиджаза», которая придерживается более радикальных позиций и находится вне закона на территории КСА. В отличие от «Аль-Исляхии» она признает хомейнистскую доктрину «велаят аль-факих» и считает  в качестве «марджаа ат-таклид» нынешнего духовного лидера Ирана — Али Хаменеи.

Тем не менее, вопрос о наличии симпатий к Тегерану со стороны саудовских шиитов был поднят и на страницах правительственных изданий. Например, в газете «Указ» было отмечено, что « имеет место кризис в отношениях некоторых (шиитов-авт.) с их родиной, и определении собственной национальной самоидентификации. Данный вопрос выходит далеко за рамки позиций относительно террористических актов и шпионажа, которые были осуществлены некоторыми шиитами». Подобные точку зрения поддержала газета «Эр-Рияд» в статье «Шпионская сеть в Саудовской Аравии… Иран и пятая колонна!» д-ра Захир аль-Хариси, который в своей статье,  изобилующей антииранскими сентенциями, также указывает: «Это очень важно, что Саудовская Аравия признает наличие пятой колонным, которая занимается шпионажем в интересах вражеской страны».

Саудовская блогосфера также бурно отреагировала на «шпионский скандал», причем многие пользователи саудовского Интернета в резкой форме требовали от властей «разобраться» со всеми внутренними «предателями» и принять жесткие меры по пресечению деятельности «пятой колонны» на территории страны. В связи с продолжающейся волной роста антишиитских настроений в обществ шиитская община Восточной провинции была вынуждена во второй раз направить обращение к властям, причем число подписантов увеличилось до 135 человек. В новом заявлении выражалась убежденность в невиновности задержанных, а также содержались заверения в их «добропорядочности» и «лояльности к правящему режиму» и требования к властям остановить антишиитскую «очернительную кампанию» в прессе с привлечением к ответственности тех, кто этим занимается. Кроме того, подписавшие отвергли «попытки поставить под сомнение принадлежность шиитских граждан к саудовской нации».

Интересно отметить, что вся эта кампания прошла одновременно с начавшимся в понедельник 25 марта с. г. судебным процессом над шейхом Нимром ан-Нимром, который был задержан еще в июле прошлого года. На первом судебном заседании генеральная прокуратура КСА потребовала в качестве наказания исключительную меру – смертную казнь. Представитель прокуратуры призвал положить «конец бандитизму», как он охарактеризовал деятельность  шиитского шейха. Кроме того, было заявлено, что подсудимый виновен в «развязывании войны против Бога», т.е. в преступлении, которое автоматически карается смертной казнью в соответствии с положениями шариата. В списке выдвинутых обвинений фигурировали: «посягательство на государственную собственность, вмешательство в дела братской арабской страны (Бахрейна-авт.), призывы к совершению террористических актов, сеяние смуты и причинение ущерба национальному единству страны, отсутствие лояльности к своей родине, оскорбление лидеров стран Залива и их религиозных деятелей», а также «угроза прибегнуть к помощи некой внешней силе».

Наконец после долгой паузы МВД КСА в лице своего представителя генерала-майора М.Турки 26 марта  прямо заявило, что «предварительное расследование и полученные вещественные доказательства, а также заявления задержанных, показали прямую связь между шпионской сетью и иранскими спецслужбами». Тегеран, ранее решительно отвергший подобные обвинения, уже отреагировал на новое заявление Эр-Рияда, вызвав 27 марта  временного поверенного в делах КСА в ИРИ в иранский МИД для вручения ноты протеста.

Таким образом, можно сделать выводы, что на фоне ухудшающихся отношений с ИРИ власти КСА пошли на ужесточение мер по обеспечению безопасности внутри страны, и прежде всего в наиболее нестабильном с этой точки зрения регионе – Восточной провинции, которая по мнению аналитиков входит в особую сферу иранских интересов. Возможно, что такие действия, имеющие явную антииранскую и антишиитскую направленность, которые были предприняты как на уровне спецслужб, так и в информационном пространстве, ставят серьезные вопросы относительно политического будущего движения «Аль-Исляхия» и самого шейха Хасана ас-Саффара. Очевидно, что этим был сделан серьезный намек, что его status quo, существующий с 1993 г., в связи с изменившейся ситуацией может быть изменен. Это означает, что власти могут прекратить свои контакты с ним в качестве политического партнера, представляющего интересы всей шиитской общины королевства, и начать поиск альтернативы. Причин для этого может быть несколько — возможно, что саудовским спецслужбам действительно попали в руки документы и доказательства, компрометирующие руководство «Аль-Исляхии», а также потеря доверия у населения и неспособность влиять на настроение «шиитской улицы», когда молодежь все больше попадает под влияние радикально настроенных улемов (как это было в случае с шейхом Нимром ан-Нимром). Вполне вероятно, что новые власти Восточной провинции решили принять решительные меры по наведению порядка, чтобы вывести ее из нестабильного внутреннего положения, а также положить конец непрекращающимся шиитским волнениям и манифестациям, стартовавшим еще в самом начале «арабской весны». Очевидно, что «клан принца Найефа» в лице правящего губернатора принца Восточной провинции Сауда бин Найефа, несмотря на либеральную репутацию, и с поддержкой своего брата министра внутренних дел – Мухаммеда бин Найефа, предпримет серьезные действия для выполнения задач, поставленных перед ним королем Абдаллой, по исправлению ситуации в подведомственной ему провинции.

52.27MB | MySQL:103 | 0,550sec