О развитии ситуации в Сирии

Ряд экспертов полагают, что суннитско-шиитское глобальное противостояние просто вынуждает две основные суннитские ваххабитские державы Саудовскую Аравию и Катар дружить крепко. Дескать, взаимная конкуренция за роль главной державы в мусульманском мире между ними в прошлом, поскольку это невозможно в формате борьбы против иранской экспансии и в период решающей схватки в Сирии. Это естественно так, но даже самая ожесточенная борьба с шиитами на всех фронтах не заставит две суннитские монархии приостановить «подковерную» борьбу между собой, которую они умудряются осуществлять даже в рамках т.н. «единого фронта» в Сирии. И этот момент, кстати, позволяет с полным основанием поставить «крест» на всех разговорах по образованию какого-то суннитского халифата.

Очень ярко эта конкуренция между Эр-Риядом и Дохой проявилась в процессе последних выборов «премьер-министра правительства Сирии в изгнании» в марте с.г.. Напомним, что им был выбран 49-летний курд, гражданин США Гассан Хитто, который является креатурой Дохи и с его выборами катарские власти связывают свои надежды по консолидации значительной части военизированных подразделений оппозиции под руководством подконтрольного ей «гражданского лица». Основным «мотором» назначения Г.Хитто на должность «премьер-министра правительства в изгнании» выступал сирийский бизнесмен Мустафа аль-Саббаг, который много лет вел свой бизнес в КСА, а в настоящее время тесно связан с катарским руководством, в частности, он имеет прямой контакт с министром иностранных дел Катара Хамадом бен Джасемом Аль Тани и директором кабинета катарского премьер-министра Халедом аль-Аттыя. В планах катарцев постепенное выдвижение Г.Хитто на должность руководителя Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), которая может освободится в результате отставки ее председателя М.аль-Хатыба. Она кстати была предсказуема в случае победы Г.Хитто, и является недвусмысленным ответом Эр-Рияда своим катарским союзникам, которые всячески подталкивали его к этому, когда стало ясно, что Г.Хитто побеждает. Собственно история с возмущением такими кадровыми назначениями командующего Сирийской свободной армии (ССА) Риада аль-Асаада тоже стоит в этом ряду. Как и покушение, в результате которого он с трудом выжил.

М.аль-Саббаг провел кропотливую подготовительную работу к «историческому» съезду НКОРС, сумев обеспечить присутствие  14 представителей партизанских округов в Сирии. Все они являются сателлитами Дохи, получают от катарцев регулярную финансовую помощь, а также помощь живой силой в виде завербованных опять же на катарские деньги ливийских «революционеров». На самом съезде, помимо этих представителей, кандидатуру Г.Хитто поддержали также и все представители сирийских «Братьев-мусульман», что и обеспечило ему победу, несмотря на то, что сам он к этому движению не принадлежит. Это к вопросу о том, что Доха глобально взяла под свою опеку именно «Братьев-мусульман», а Эр-Рияд – салафитов, которые обычно принимают название «Ансар аль-Шариа».

В рамках борьбы за место «премьера в изгнании» (а в перспективе – и  главу НКОРС) саудовцы изначально ставили на бывшего министра сельского хозяйства в правительстве Б.Асада А.Мустафу. Когда стало ясно, что он явно уступает по рейтингу Г.Хитто, в гонку был подключен бывший сирийский премьер-министр Р.Хиджаб, который в настоящее время живет в эмиграции в Иордании.  Оба эти кандидата были с подачи Дохи заблокированы «Братьями-мусульманами», которые обвинили их в том, что они слишком поздно поддержали восстание и решили порвать с нынешним сирийским режимом. Таким образом, можно констатировать, что саудовцы проиграли гонку за место политического лидера оппозиции. Данная ситуация вынуждает их наращивать усилия на другом направлении – военном. Не стоит быть большим провидцем, чтобы предсказать неподчинение  просаудовского военного сегмента политическому руководству НКОРС, что означает еще более глубокий раскол внутри боевых отрядов  сирийской оппозиции. Это отряды боевиков, большая часть в которых представлена  ливийскими наемниками, которые ориентируются на Доху. ССА – в настоящее время разделенная в симпатиях своего руководства между Анкарой, Дохой  и Эр-Риядом. К протурецким силам также отнесем чеченское формирование и ряд исламистских групп в Алеппо, о которых мы говорили ранее.

И наконец, «чисто» саудовские формирования в виде «Джабхат ан-нусра», которые патронируются Управлением Общей Разведки (УОР) КСА. И не только патронируются, но и зачастую укомплектовываются офицерами королевской гвардии и спецназа саудовских вооруженных сил. Отметим, что эта группировка действует не только в Сирии, но и в иракской провинции Анбар. Эр-Рияд не только финансирует, но снабжает оружием отряды «Джабхат ан-нусра». Это, прежде всего, стрелковое оружие и ракеты «Оса», закупленные саудитами в Хорватии в конце прошлого года и переправленного в Сирию через иорданскую границу. Кстати, в Иорданию оружие доставлялось из Хорватии иорданской авиакомпанией    Jordanian International Air Cargo

Все эти моменты с очень большой долей вероятности позволяют сделать вывод о том, что к указанным операциям причастны в качестве посредников и организаторов британские спецслужбы. Естественно, что и американцы были поставлены в известность. Хорватия в данном случае были выбраны как страна – «маскировщик», через которую это оружие просто перебрасывалось. Скорее всего, с тех же британских баз в Европе и из Болгарии. Вообще, ось Хорватия-Саудовская Аравия-Иордания четко указывает на участие британцев в данной многоходовке. А это означает, что недавнее решение Лондона и Парижа о поставках оружия в Сирию не было спонтанным, а лишь легализовывало тайные операции, проводимые с еще прошлого года. Отметим и новую тактику США. Официально не признавая  НКОРС «как единственного представителя сирийского народа» и внеся «Джабхат ан-нусра» в список террористических групп, Вашингтон, тем не менее, молчаливо поощряет поставки ей оружия и финансов.

52.08MB | MySQL:103 | 0,460sec